Составляющие техники групповой работы




Положительная взаимозависимость. Члены группы чувствуют, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи. Чтобы сформировать это чувство, учитель:

- устанавливает общие (групповые) цели (пример: группа изучает материал и убеждается, что его знают все члены группы);

- вводит систему наград и поощрений: «группа справилась с задани­ем, если все члены группы знают материал»;

- распределяет материал и информацию (ресурсы);

- определяет роли для каждого члена группы.

Прямое общение между членами группы - главный учебный ресурс групповой работы. Суммирование идей вслух, выслушивание объяс­нений товарищей и предложение своих объяснений - главные виды речевого взаимодействия.

Индивидуальная оценка результатов. Учитель постоянно подчерки­вает индивидуальную ответственность и оценивает каждого ученика. Типичные способы оценки - индивидуальная итоговая контрольная работа или выборочный опрос членов группы.

Освоение навыков групповой работы. Учитель учит приемам обще­ния, технике руководства, процедурам принятия решения и разреше­ния конфликтов, а также побуждает учащихся использовать (упраж­нять) формируемые умения в ходе практической работы.

Рефлексия. Участникам группы предоставляется специальное время и правила для анализа эффективности своей работы, оценки исполь­зования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между членами группы. Журнал наблю­дений за работой группы (ведет учитель), наблюдения Контролера (члена группы) помогают повысить эффективность рефлексии.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 361

Рекомендации ведущему

1. Подвести итоги изучения принципов кооперации в обучении. Жела­тельно особенно подробно остановиться на рефлексии.

Тема для обсуждения в группах. Известный отечественный философ Г.П.Щед-ровицкий, интересовавшийся проблемами образования, говорил, что реаль­ный процесс обучения (научения) человека происходит только в процессе рефлексии.

- Как вы относитесь к этой точке зрения?

- Какова интуитивная значимость рефлексии для вас?

- Что, с вашей точки зрения, происходило с группой в ходе рефлексии?

2. Организовать межгрупповой контроль (повторение того, что известно студентам о технике групповой работы в классе), используя структуру «Номера».

Модуль 4. Структуры взаимодействия в классе (1-4)

Слайд 1

Процедура наблюдения и анализа видеоурока

Используется структура «1-2-все»

Шаг 1. Каждым индивидуально.

Просмотреть видеозапись урока, на котором используется техни­ка группы сотрудничества, и записать в первую колонку «Наблюде­ния» сцены, которые вы наблюдали (сбор материала для анализа).

Шаг 2. Группами по два человека.

Сравнить (согласовать) свои наблюдения (шаг за шагом) и выде­лить все замеченные элементы техники группы сотрудничества, ис­пользованные на просмотренном уроке. Записать их в соответству­ющих строчках второй колонки «Анализ».

Шаг 3. Всей группой.

Сравнить полученные результаты. Обсудить возможные расхожде­ния и подготовить совместный групповой результат наблюдений и анализа. Рекомендация: воспользоваться техникой «РеКле» («режь и клей»).

Шаг 4. Всей группой.

В третьей колонке «Выводы» сделать соответствующие записи:

- с какой целью использовался тот или иной прием техники груп­пы сотрудничества;

- какого результата удалось добиться;

- было ли это оправданно;

- что бы вы рекомендовали сделать.

362 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Рекомендации ведущему

1. Предложить студентам посмотреть фрагменты видеозаписи урока, на котором учитель организует групповую работу школьников. Сформу­лировать задание, например, таким образом:

- «познакомьтесь с видеозаписью урока и проанализируйте ее по схе­ме «Три колонки»;

- «выделите и опишите все элементы техники групповой работы, кото­рые использовал учитель»;

- «проанализируйте, с какой целью и насколько эффективно использо­вались отдельные приемы. Подготовьте свои предложения о том, чем их можно заменить или дополнить».

2. Описать предлагаемую процедуру работы по шагам (см. слайд). Бланк для анализа видеозаписи приведен в Приложении 2 (раздаточный материал).

3. Просмотреть видеофильм вместе с учащимися. Возможно, его при­дется несколько раз прерывать (останавливать), давая возможность студентам спокойно фиксировать увиденное.

4. Наблюдать за работой групп, которые анализируют и обсуждают про­смотренный видеофильм по предложенной схеме. По завершении ра­боты группы должны выбрать докладчиков, которые представляют ре­зультаты работы групп всей мастерской. Стимулировать появление воп­росов к докладчикам со стороны участников мастерской. Не препятство­вать коллегам докладчиков по группе при необходимости прийти им на помощь. В ходе обсуждения результатов работы групп фиксировать основные элементы просмотренного урока, обращать внимание на ис­пользованные приемы текущего контроля, техники групповой работы и другие элементы, которые почему-либо не выделили студенты.

5. Организовать процедуру рефлексии в группах по результатам выпол­нения задания. Следить за тем, чтобы группы проводили рефлексию, следуя рекомендованной ранее процедуре. В процессе выполнения рефлексии проводить мониторинг работы групп. Возможные вопро­сы группам:

- Как выполнялись решения, принятые в ходе предыдущей рефлексии?

- Что было учтено, а что нет?

- Какие решения в этой связи следует принять снова?

Цель вопросов - продемонстрировать процедуру рефлексии как дей­ственный инструмент самосовершенствования работы групп. Проверять, насколько аккуратно члены группы готовят план совершенствования сво­ей работы.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 363

Слайд 2

План выполнения работы

1. Завхозы получают раздаточный материал.

2. Группы разделяются на две подгруппы по три участника.

3. Распределение ролей в подгруппах:

- Контролер;

- Секретарь;

- Бодрила.

4. Прочитать описание урока и размышления Сони.

5. Сформулировать цели, которые ставила перед собой Соня. Вре­мя на выполнение задания - 12 минут.

6. Предложить собственный вариант плана урока, учитывающий технику группы сотрудничества, который наилучшим образом достигает целей, поставленных Соней. Время на выполнение за­дания - 10 минут.

7. Сравнить планы, подготовленные подгруппами:

- чем они разнятся;

- можно ли выбрать лучший;

- можно ли скомпилировать из них третий, лучший. Время на выполнение задания - 5 минут.

8. Подготовить единый групповой вариант плана. Доклад делает случайно выбранный участник группы. (Мудрец помогает убе­диться, что любой в состоянии выступить перед семинаром с результатами работы группы.) Время на выполнение задания -6 минут.

Помнить:

- Любая работа занимает все отведенное для нее время.

- «Если нечто действительно стоит того, чтобы его делать, его мож­но сделать и плохо».

(«новый американец» из Голливуда)

Упражнение

Цель - дать участникам мастерской опыт проектирования урока с использованием различных структур взаимодействия. В качестве мате­риала для упражнения можно использовать текст «Урок истории» (см. Приложение 2).

Задание группам. Предложите такую схему проведения урока, которая обес­печит осуществление замысла Сони: «...сделать так, чтобы все школьники могли искренне и горячо обсуждать вопросы, касающиеся темы урока». Надо решить типичную задачу учителя, организующего групповую работу: вести урок и поддерживать дисциплину, не доминируя в классе.

Возможная организация работы. Члены группы: а) читают пред­ложенный текст вслух по очереди, например в парах; б) формулируют и

364 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

фиксируют цели, которых пыталась добиться Соня; в) разрабатывают воз­можные структуры организации урока. Преподаватель обходит группы и побуждает их к «игре со структурами». Возможное решение задачи для Сони - использовать структуру «Мозаика»:

- разбить класс на группы - «парламенты», в «парламентах» распреде­лить роли;

- собрать всех в группы по ролям для подготовки ролевой позиции;

- вернуться в свои «парламенты» и провести дискуссии. Если ни одна из групп не предложит использовать «Мозаику», преподаватель подво­дит их к этой идее, демонстрируя соответствующий ход рассуждений:

а) школьники должны обсуждать вопросы не только с учителем, но и между собой (одновременное взаимодействие);

б) в группах школьников должна быть взаимозависимость (понима­ние, зачем они нужны друг другу);

в) школьники должны почувствовать индивидуальную ответствен­ность (незаменимость);

г) необходимо отработать навыки сотрудничества;

д) работу группы следует завершить процедурой рефлексии.

После выполнения шага 8 (см. слайд) все группы выносят свои пред­ложения в мастерскую. Проводится их сравнительное обсуждение. Пре­подаватель поощряет группы.

Вопросы для итоговой процедуры рефлексии. Как наша группа со­вершенствует свою работу? Чему мы научились за прошедший этап рабо­ты? Как были выполнены решения, принятые в ходе последней рефлек­сии? Что было учтено и что нет? Какие решения в этой связи следует при­нять снова?

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 365

Слайд 3

Рекомендации ведущему

1. Подвести итог предыдущего упражнения.

Тезисы

«Вы поближе познакомились с «Мозаикой», одной из популярных структур работы в классе. Она позволяет распределить работу между уча­стниками и порождает продуктивное разнообразие. «Мозаика» - эффек­тивная структура, которую очень широко используют при организации работы групп сотрудничества. Если вы не знаете, какую структуру выб­рать, попробуйте рассмотреть «Мозаику».

«Количество возможных форм взаимодействий учащихся огромно. Всегда можно подобрать такой вариант взаимодействия, который поможет решить вашу педагогическую задачу. Например, непросто обучить чле­нов группы сотрудничества самоконтролю, умению слушать других, спо­собности сдержаться и не спешить высказываться. Для формирования «умения помолчать и внимательно слушать другого» пригодится структу­ра «Аквариум».

2. Рассказать о функционировании структуры «Аквариум». Обратить вни­мание на расположение участников за рабочим столом (теоретически наблюдатель должен отсутствовать в комнате, однако достаточно и того,

366 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

чтобы его не было видно сидящему за столом). Объяснить студентам (или это выяснится в ходе обсуждения), что работа в «Аквариуме» по­могает ученикам приобрести навыки самоконтроля, научиться слушать и наблюдать, действовать совместно, чувствовать плечо друг друга. 3. Объявить, что следующее задание группы будет выполняться с исполь­зованием структуры «Аквариум».

Слайд 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: