Где и когда тренировать навыки групповой работы




1. При планировании очередного занятия.

2. При объяснении целей занятия.

3. При подготовке к наблюдению за выполнением навыка.

4. В ходе занятия при наблюдении за исполнением навыка.

5. В ходе процедуры рефлексии.

Рекомендации ведущему

Рассмотреть вопрос о том, как педагог может позаботиться о развитии навыков групповой работы школьников при подготовке и проведении уроков (см. слайд).

1. При планировании очередного занятия:

- определить, на какой из навыков будет обращено внимание;

- работать не более чем над одной группой навыков одновременно.

2. При объяснении целей занятия:

- привести операциональное определение изучаемого навыка;

- «разобрать» его с обучаемыми;

- использовать триаду: «Моделируй, напоминай содержание, демонст­рируй»;

- сообщить, что будете следить за использованием этого навыка.

3. При подготовке к наблюдению за выполнением навыка:

- придумать и заготовить «Листки наблюдения»;

- определить исполнителя роли Мудреца: один из членов группы или посетитель;

- всегда включать посетителей в работу на уроке.

4. В ходе занятия при наблюдении за исполнением навыка:

- обращать основное внимание на изучаемый навык, а затем уже на те навыки, которые изучались ранее;

- пользоваться «Листком наблюдений» (фиксировать заметные собы­тия в действиях группы);

- напомнить, что Мудрец фиксирует только «голые факты» (какое пове­дение, в каких обстоятельствах и когда демонстрировал данный обу­чаемый).

5. В ходе процедуры рефлексии:

- членами группы готовятся материалы на основе самооценки;

- слушаются данные, собранные Мудрецом;

382 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- анализируются и обсуждаются результаты («Здесь ты сделал удачно...»);

- определяются групповые цели по развитию навыков (готовится и подписывается соответствующий план).

При рассмотрении этих вопросов можно воспользоваться работой групп по структуре «Мозаика» с последующей сборкой результатов. Обра­тить внимание на то, чтобы в ходе работы учащиеся продолжали совер­шенствовать навыки руководства. Оставить достаточно времени для про­ведения рефлексии групповой работы.

Слайд 16

Приемы пропаганды

«Магия лозунгов»

Пример: «В целом мире нет пока команды лучше «Спартака»,

«Голосуй или проиграешь!»

Объяснение: лозунг - звучное, запоминающееся выражение, кото­рое формируется для неосознанного запуска стандартной реакции и торможения процесса мышления.

«Наводящий вопрос»

Пример: «Ты хочешь жить лучше?» (1)

«У тебя пахнет изо рта?» (2) Объяснение:

вопрос (1) предполагает очевидный и ясный ответ, вопрос (2) ставит отвечающего в невыгодную позицию вне зави­симости от того, как он ответит.

Рекомендации ведущему

1. Поздравить участников мастерской с успешным ознакомлением с методикой обучения навыкам работы в группах. Предложить им при­менить эту методику на практике. Члена группы, выполнявшего функ­цию Координатора, сменить.

Задание группам. Обсудите (группы по три человека), что было легко, а что сложно при отработке навыков в предыдущих примерах, составьте оптималь­ный для каждого индивидуальный план работы. Разработайте рекламу, при­глашающую студентов участвовать в работе мастерской «Групповая работа в классе». Воспользуйтесь всеми известными приемами рекламы.

2. Провести активный мониторинг работы групп, оценить, как они орга­низовали свою работу. Подсказывать студентам возможные органи­зационные решения.

3. Заслушать сообщения групп. После окончания выступлений предло­жить разместить подготовленные рекламные листки в «Уголке группы».

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 383

4. Организовать проведение рефлексии выполненной работы по груп­пам. Ориентировать группы на активное использование данных, со­бранных Контролером. Следить за тем, чтобы в ходе обсуждения сту­денты не забывали отметить, как продвинулся Координатор, отраба­тывавший навык руководителя, чтобы члены групп вели себя добро­желательно, строго следовали процедуре проведения рефлексии.

5. Подвести итоги изучения модуля «Навыки работы в группе». Предло­жить студентам продолжить систематическое освоение навыков ру­ководителя в ходе дальнейшей учебы и практической работы.

Модуль 6. Групповая работа в жизни школы (1-5)

Слайд 1

Рекомендации ведущему

1. Обсудить со студентами связь между групповой работой учащихся, гражданским образованием и повседневной практикой работы шко­лы. Напомнить, что массовая школа XX в. была ориентирована на подготовку жителей индустриального общества. Обсудить, что реаль­но мешает широкому распространению групповой работы в совре­менной российской школе:

- планировка зданий, размеры и стандартное оборудование классной комнаты;

- организационная структура учебного заведения;

384 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

- структура управления образовательным процессом и его методичес­кой поддержкой;

- общепринятая методика и организационные формы обучения.

Задание группам. Выделите реальные причины, мешающие широкому ис­пользованию групповой работы в школе (6-10 минут на обсуждение и подго­товку сообщения по результатам анализа).

2. Заслушать сообщения групп в мастерской. Собрать результаты выс­туплений. Среди главных проблем желательно выделить: отсутствие у большинства педагогов, администраторов и методистов навыков орга­низации групповой работы.

3. Оставить группам достаточно времени на проведение процедуры реф­лексии. Обратить внимание студентов на освоение навыков работы руководителя.

Слайд 2

Рекомендации ведущему

1. Изложить материалы о «школе сотрудничества» как проекте, учиты­вающем последние достижения в области социологии, теории орга­низаций, психологии, дидактики, методики, передовой педагогичес­кой практики.

2. Организовать обсуждение возможного процесса движения к «школе сотрудничества». Рассмотреть ситуацию: в современном мире, где идет движение к становлению «непрерывного образования», позиции пе­дагога и ученика сближаются - оба учатся новому и одновременно учатся учиться (материал по разрешению конфликтов см.: Хасан Б.И., Сергоманов П.Н. Разрешение конфликтов. - М.: изд-во УРАО, 2001).

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 385

Рассматривая содержание и организацию учебной работы, желательно вспомнить о возможных формах групповой работы (формальные, стан­дартные и неформальные группы) и об этапах педагогического освоения этой техники (разработка отдельных уроков, использование стандартных схем, рутинное применение кооперации в обучении).

Обсуждая влияние групповой работы на деятельность педагогичес­кого коллектива и внутришкольную жизнь, желательно рассмотреть ра­боту учителей в командах, групповую работу на педагогических советах, принятие решений на месте, создание в школе системы продуктивного разрешения конфликтов (адвокатские группы, освоение техник посред­ничества и ведения переговоров).

Слайд 3

Рекомендации ведущему

Обсудить стратегию постепенного выращивания «школы сотрудниче­ства». Можно воспользоваться следующими тезисами:

Шаг 1. Учителя осваивают работу в группах и знакомят с этой техни­кой детей. В школе возникает значительный ареал, где такая деятельность возможна, необходима и постоянно воспроизводится. Здесь отрабатыва­ются навыки, зарождается понимание того, что эта техника возможна и эффективна.

Групповая работа - это средство для повышения успеваемости школь­ников, улучшения их отношений между собой, повышения их психологи­ческого комфорта во время пребывания в школе. Освоение техникой груп­повой работы служит основой для использования проектного метода в обучении, многих современных педагогических идей и разработок.

386 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Шаг 2. Требовать от учителя, чтобы он создавал атмосферу сотрудни­чества в классе для детей, когда он сам не имеет опыта жизни в такой атмосфере - значит требовать от него нечто небывалое. Чтобы эффек­тивно использовать групповую работу в классе, учителю желательно са­мому участвовать в командной работе вместе со своими коллегами-еди­номышленниками. Учителя помогают друг другу осваивать соответствую­щие навыки, преодолевать неизбежные трудности. Создание команд учи­телей-единомышленников - второй шаг на пути становления «школы со­трудничества». Команда - группа учителей, которые объединяются для повышения эффективности своей педагогической деятельности. Учите­лям нравится быть членами команды. Здесь они получают поддержку, не­обходимую для развития своей профессиональной деятельности. Учите­ля повышают квалификацию в работе с группами, воспринимая своих коллег как учебный ресурс, как «зеркало», как доброжелательных совет­чиков и единомышленников. Появление и распространение команд сре­ди работников школы создает предпосылки для использования техники групповой работы в решении внутришкольных задач.

Шаг 3. По мере накопления опыта групповой работы, при поддержке учащихся и родителей педагогический коллектив школы во главе с адми­нистрацией начинает сознательно и организованно перестраивать струк­туру работы школы, переходя на групповую работу учителей (интеграция учебных предметов), индивидуальные планы работы школьников (инди­видуализированное, личностно-ориентированное обучение), гибкое рас­писание учебной работы. Эти изменения поддерживаются изменениями в организационной структуре школы, широким использованием новых информационных технологий для «доставки» учебного материала и кон­троля за ходом учебного процесса. Шаг за шагом складывается модель «школы сотрудничества», или «школы информационного века». Группо­вая работа используется при проведении рабочих встреч педагогов. Если педагоги регулярно проводят групповую работу в классе, они готовы к следующему шагу - использовать групповую работу для реструктуриза­ции внутришкольного управления, а также при работе с родителями, ме­стной администрацией и общественностью.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 387

Слайд 4

Тезисы

Совместное обсуждение планов по использованию групповой работы, взаимопомощь в разработке и оценке проведенных уроков - первая зада­ча учительских команд.

Постоянная (ежедневная, повседневная) работа таких команд приво­дит к тому, что учителя получают:

- для своей работы такую же учебную среду, которую они пытаются со­здать для учеников в классе;

- организационную поддержку для постоянного совершенствования своего педагогического мастерства, практики использования группо­вой работы;

- аудиторию доброжелательных экспертов, способных оценить их пе­дагогические достижения и растущее мастерство, а подозрительность, недоброжелательность в педагогическом коллективе изживаются.

388 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Слайд 5

Пять шагов к мастерству

1. Осознать, как и почему эффективные группы работают в учебном процессе, как их можно использовать в ва­шем классе.

2. Организовать групповую работу в классе со своими уче­никами.

3. Оценить собственный опыт проведения уроков с использованием групповой работы, попросить коллег о внешней оценке и рекомендациях.

4. Используя собранную информацию, проанализировать свой опыт, составить план возможных улучшений ра­боты с группами.

5. Продолжить учебную работу с учетом составленного плана.

Рекомендации ведущему

1. Обсудить с участниками мастерской оптимальный порядок при­общения педагогов школы к использованию групповой работы в клас­се и школе.

Возможный план действий:

а) познакомиться с основами техники групповой работы в классе, уяснить роль и задачи учителя;

б) разработать и провести несколько уроков, используя технику групповой работы. Перейти к систематическому использованию групповой работы на уроках, постоянно оценивая полученный опыт и совершенствуя его, добива­ясь свободного владения приемами организации кооперации в обучении;

в) обсудить с коллегами принципы работы в группах и особенности их при­менения в конкретных ситуациях. Помочь коллегам осваивать групповую работу, делиться своими находками;

г) использовать технику групповой работы за пределами классной комнаты, на совещаниях учителей, при решении вопросов управления школой.

2. Организовать обсуждение этих вопросов в группах. Попытаться сде­лать так, чтобы участники мастерской пришли к выводу: «Индивиду­альное мастерство педагога - главное условие успешного движения к «школе сотрудничества». Предложить в группах составить для каждо­го участника возможный план действий по совершенствованию мас­терства.

А. Ю.Уваров

Кооперация в обучении: групповая работа

Допущено учебно(методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов и преподавателей высших педагогических учебных заведений

Введение

Процессы демократизации в современной школе обычно рассматривают в двух аспектах:

- изучение теории и практики демократии в рамках учебных предметов;

- превращение самой общеобразовательной школы в демократический социальный институт.

Первый из этих аспектов акцентирует внимание на институцио­нальных сторонах демократии (форма государственного правления, раз­деление законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, вы­борность представителей всех властных институтов и т.п.). Второй аспект рассматривает практику повседневной жизни членов общества (модели­руя ее во внутришкольной жизни, в отношениях школьников и учителей). При всей бесспорной важности первого аспекта второй, возможно, явля­ется более весомым. Претворять в жизнь провозглашаемые ценности, в том числе демократические, гораздо сложнее, чем рассуждать о них.

Два схожих аспекта проявляются при обсуждении кооперации в обу­чении, групповой работы в классе. Труды по истории педагогики полны утверждениями о важности совместной творческой работы учеников и педагогов, о ценности кооперации в обучении. Однако попытки практи­чески следовать по этому пути сталкиваются с «сопротивлением материа­ла». Без реальной повседневной практики групповой работы, без реаль­ной совместной деятельности учащихся и педагогов эффективная коопе­рация всех участников учебного процесса останется в области пожеланий, как и идеалы демократии, если последние не подкрепляются ежедневной практикой следования им в обыденной жизни людей.

В последние десятилетия широко обсуждается новая модель де­мократии, которую часто называют критической или открытой. Адепты этой модели делают акцент не столько на самих формальных де­мократических институтах, сколько на процессах их развития. Причем предполагается, что это развитие устойчиво, равновесно по своей при-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 207

роде. Критическая демократия стремится преодолеть отчуждение челове­ка от действующих социальных институтов и на этой основе сделать не­обходимые демократические преобразования возможными, поддержан­ными членами общества. Часто говорят, что они обеспечивают неразру-шающее, устойчивое или равновесное развитие демократии.

Подобно тому как сторонники критической демократии пытаются обеспечить эволюционное развитие демократической системы в соот­ветствии с базовыми идеалами демократии, разработчики и адепты со­временных техник кооперации в обучении стремятся обеспечить есте­ственный и ненасильственный переход от школы авторитарной педаго­гики, где вся полнота власти, инициатива и ответственность принадлежат взрослым (учителю, администратору, воспитателю), к педагогике сотруд­ничества, где вся посильная и постоянно возрастающая доля ответствен­ности за результаты учебной работы передается самим обучаемым. Сре­ди средств, которые позволят это сделать, важное место занимают совре­менные техники групповой работы, приемы организации позитивного взаимодействия участников учебного процесса. Эти техники хорошо раз­работаны, а их освоение все шире практикуется в России (например, при проведении мастерских по переподготовке учителей). Однако соответ­ствующий пакет учебных материалов и курс для студентов педагогичес­ких вузов пока отсутствуют. Этим обусловлено появление настоящей кни­ги. Ее цель - познакомить будущих педагогов с техниками организации различных структур учебного взаимодействия в классе. Автор убежден, что эти техники позволят каждому учителю выстраивать новые эффек­тивные организационные формы учебной работы тогда, когда это требу­ется, и так, как это нужно в контексте живого учебного процесса.

Еще одна цель - побудить студентов воспринимать кооперацию как ведущую форму взаимодействия членов демократического сообщества, рассматривать овладение техниками кооперации людей, способами груп­повой работы как составную часть общего образования.

Автор стремился донести до читателя представление о трех возможных типах взаимодействия учащихся в школе (индивидуальная работа, сопер­ничество и кооперация), убедить в том, что каждый из этих типов отра­жает модели взаимодействия людей, присутствующие в нашей жизни, что все они могут и должны использоваться в учебном процессе на равных правах. Ситуацию в школе, где сегодня доминирует соперничество, надо изменить. Существуют убедительные доказательства того, что различные виды групповой работы могут и должны занять заметное место в практи­ке работы современной школы.

208 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Книга знакомит с различными структурами группового взаимодей­ствия, учит использовать эти структуры для решения конкретных педаго­гических задач.

Связывая техники педагогической работы с актуальными вопросами демократического строительства и гражданского образования, книга на­целена на то, чтобы побуждать читателя занимать активную гражданскую позицию, использовать групповую работу как одно из средств решения задач гражданского образования.

Предполагается, что в результате знакомства с материалами этой книги читатели смогут:

- привести примеры использования групповой работы в классе, осно­вываясь на знании истории российской и зарубежной школы;

- рассказать о тенденциях изменения организационных форм обучения в современном образовании и обосновать необходимость ис­пользования групповой работы в педагогической практике;

- аргументировать утверждение о том, что навыки работы в группе - важный составной элемент современного содержания образования;

- перечислить принципы организации кооперации в обучении и рас­крыть их содержание;

- описать условия, необходимые для эффективного использования груп­повой работы в учебном заведении;

-разработать план урока с использованием групповой работы уча­щихся;

- продемонстрировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации.

Задача автора - заинтересовать читателя, помочь ему овладеть рас­сматриваемыми в книге элементами эффективной педагогической техни­ки, которая революционизирует практическую работу в классе.

Книгу можно использовать и для самоподготовки, и как коллекцию материалов при изучении техники групповой работы в рамках соот­ветствующего учебного курса. В последнем случае особенности организа­ции занятий определятся замыслом преподавателя, который будет вести занятия. Необходимо, чтобы курс был практически ориентирован и про­водился в виде мастерской, с интенсивным использованием групповых форм работы. Такой курс должен предусматривать и самостоятельную работу студентов с литературой, и совместное чтение и обсуждение прочи­танных материалов, и выполнение собственных методических разработок.

Рекомендуется использовать различные формы учебной работы. Пред­почтительно, чтобы большую часть занятий учащиеся проводили непос-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 209

редственно в группах. Желательно познакомить их с опытом других пе­дагогов, поручить им разработать собственные методические материа­лы, привлечь к анализу хода групповой работы. В качестве одного из при­емов желательно использовать учебное видео.

При подготовке книги автор широко использовал разработки оте­чественных и зарубежных педагогов. При этом учитывался опыт обучения техникам кооперации, накопленный и в высших педагогических учеб­ных заведениях России, Англии, США, и в процессе проведения мастерс­ких по овладению техниками групповой работы на курсах повышения квалификации учителей, и в практике преподавания курса педагогической технологии в Университете Российской академии образования.

Разрабатывая учебные материалы (учебные тексты и рекомендации к проведению занятий), автор исходил из ряда допущений, основанных на хорошо известных педагогических принципах:

1. Эффективность учения растет, еслиучащиеся знакомы с целями обу­чения, знают о том, что от них ожидает преподаватель. Каждый раздел начинается с описания ожидаемых результатов обучения. Под­готовленный вариант плана занятий также содержит систематические указания на цели каждого из проводимых занятий.

2. Новое усваивается лучше, если его рассматривают сначала в хорошо знакомой ситуации. Новый материал иллюстрируется примерами, которые хорошо знакомы студентам. Существенное место отводится анализу реального группового взаимодействия, наблюдаемого студен­тами непосредственно в ходе работы мастерской.

3. Материал усваивается лучше, если есть возможность применять его в обстановке, близкой к реальной, практической ситуации. Работа в мастерской моделирует учебную ситуацию в классе. Это дает возмож­ность студентам приобрести личный опыт кооперации в обучении. Часть студентов в ходе занятий приобретают опыт такой организации, пробуя себя в роли ведущего.

4. Освоение умений и выработка эффективных навыков требуют ак­тивной самостоятельной работы, а не только пассивного восприя­тия излагаемого материала. Кооперация в обучении побуждает студен­тов занимать активную позицию. Постоянно используется моделиро­вание различных учебных ситуаций. Различные роли, исполняемые студентами в ходе занятий, дают им возможность практиковаться в использовании изучаемых педагогических техник.

5. Эффективно организованное обучение предусматривает формирова­ние и развитие умений анализировать, сопоставлять, синтезировать

210 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

и оценивать новую информацию. Задания, получаемые в ходе работы в мастерской, процедуры рефлексии, встроенные в каждое занятие, побуждают студентов систематически обращаться к процедурам ана­лиза информации, продуцировать новые идеи, изменяя (развивая) свои представления в ходе решения встающих перед ними задач. 6. Эффективно организованные занятия учат различать и структури­ровать основные положения изучаемой дисциплины. Личный опыт работы в группах, упражнения по схеме «общее и различное», необ­ходимость аргументировать свою точку зрения при ее обсуждении, давать объяснения, решать практические задачи - все это вынуждает студентов логически расчленять, сочетать, опробовать и в конце кон­цов отчетливо представлять себе взаимоотношение синергично дей­ствующих составляющих техники кооперации в обучении, организа­цию групповой работы учащихся.

И еще одно замечание. Мир настолько сложен и многообразен, что мы неизбежно схематизируем и упрощаем его в наших теориях и пове­ствованиях. Наглядный пример тому дают самые образные и точные опи­сания - географические карты. Так, политическая карта игнорирует рель­еф местности, климатическая не различает государственных границ и т.п. Даже самая полная и подробная карта - это далеко не то же самое, что описываемая ею территория. Таким же инструментальным элементом между миром и нашим представлением о нем является язык. Слово - со­всем не то же самое, что описываемый им предмет или переживание. Язык помогает нам жить. Без него обучение невозможно. Но если забыть, что язык дает лишь описание мира, всегда неточное и неполное, если хоть ненадолго перестать различать «карту» и «территорию», мы неизбежно начинаем пользоваться стереотипами: плоскими и неполными образами мира. Стереотипы возникают при попытках постижения мира, которое не связано с непосредственным опытом.

В результате может возникнуть стена непонимания. Усвоенный сте­реотип начинает замещать свежее видение привычными образами и на­кладывается на наблюдаемую картину мира. Стереотипы нужны и важны: они помогают закрепить традиции и привычки, позволяют каждому из нас чувствовать себя безопасно в своем привычном окружении. Вместе с тем стереотипы - всегда неточные и неполные образы реальности. Сте­реотипы нередко выделяют объекты таким образом, что нечто слегка зна­комое воспринимается как хорошо знакомое, а незнакомое воспринима­ется как враждебное. В результате мы сразу видим «безгрешного священ­ника», «прилежного отличника» или «хулигана Вовочку». Описывая фено-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА ___________________________ 211

мены и условия кооперации в обучении, мы неизбежно вынуждены пользоваться «простыми описаниями сложных вещей». Только обраще­ние к реальному жизненному опыту позволяет наполнить их глубиной. Желательно, чтобы каждый читатель помнил об этом.

Как пользоваться книгой. Автор предполагает, что тексты первых пяти глав будут использоваться и как учебный, и как информационный (справочный) материал. Если вы впервые знакомитесь с техниками груп­повой работы, сначала прочтите целиком эти главы (при первом чтении не обязательно выполнять все предлагаемые задания и упражнения), что­бы представить себе картину в целом. Затем прочтите текст еще раз (де­лая пометки карандашом) и попытайтесь ответить на вопросы, предло­женные в конце каждой главы. Во время второго чтения рекомендуется просмотреть материал шестой главы, познакомиться с приложениями. Эти материалы предназначены в первую очередь преподавателю, который будет вести занятия (мастерскую) по групповой работе. Основу таких за­нятий составляет демонстрация преподавателем приемов и техник рабо­ты в группах, а также приобретаемый студентами личный опыт коопера­ции в учении и обучении. Студенты наблюдают, осваивают и используют соответствующие техники в ходе практических занятий (мастерской).

Материал, приведенный в шестой главе, ориентирован преиму­щественно на преподавателя. Он позволяет достаточно быстро подгото­виться к занятиям. Те, кому придется по вкусу предложенная схема, легко обнаружат, что собранного здесь материала достаточно для начала учеб­ной работы со студентами. Другие, оттолкнувшись от предложенных ме­тодических решений, подготовят свой вариант проведения мастерской. Групповая работа позволяет использовать множество конкретных форм. Автор предлагает преподавателям начать обмен разработками техники обучения работе в группах с помощью Интернета. Присылайте свои раз­работки и находки по адресу: auvarov@urao.edu, и они станут доступны всем.

Автор убежден, что будущих педагогов нельзя знакомить с групповой работой с помощью серии лекций. Ключевые условия успеха - адекват­ная организационная форма (педагогическая мастерская), использование технических средств обучения (просмотр видеозаписей реальных уро­ков), активная самостоятельность студентов в группах.

Преподаватели и студенты, которые захотят глубже познакомиться с историей и отдельными вопросами групповой работы, могут обратиться к литературе, список которой прилагается.

212 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Книга, которую вы держите в руках, не могла бы появиться на свет без деятельного участия и помощи многих международных и российских организаций. Автор выражает глубокую благодарность Британскому Со­вету, который инициировал и поддержал этот проект. Совету Европы, Американскому Совету преподавателей русского языка и литературы, ко­торые предоставили автору возможность познакомиться с опытом граж­данского образования в странах Европейского Содружества и США. Уни­верситет Российской академии образования любезно предоставил авто­ру возможность участвовать в многочисленных мероприятиях, связанных с проведением проекта, а также базу для экспериментального преподава­ния по новому курсу. К этой работе проявляли интерес и поддерживали ее ответственные сотрудники Минобразования РФ.

Автор выражает глубокую благодарность студентам, учителям и дру­гим работникам общеобразовательной школы, преподавателям вузов, на­учным сотрудникам - всем, кто принимал участие в проводимых автором педагогических мастерских. Участники мастерских всегда щедро делились своими идеями и опытом практической работы. Эти занятия многому научили автора.

Создатель и директор центра «Лучшее в образовании» Индианского университета профессор Ховард Мелингер и профессор Гарвардского университета Джанет Вайлант предоставили автору уникальную возмож­ность познакомиться с техникой проведения учебных мастерских, исполь­зуемых для подготовки педагогов в педагогическом колледже Индианс­кого университета. Профессор педагогического колледжа Индианского университета доктор Джеймс Бонк щедро делился с автором своими мно­голетними наработками по методике обучения студентов техникам коо­перации. Этому в немалой степени способствовали усилия Дэна Дэвидсо­на и Кевина Спенсли из ACTR. Сотрудник фонда «Гражданское образова­ние» в Лондоне, известный английский специалист в области гражданс­кого образования Тони Торп и доктор Йен Дэвис из Йоркского универси­тета помогли автору познакомиться с британской моделью подготовки будущих педагогов, с организацией групповой работы при обучении сту­дентов и школьников. Профессора Дональд Янг, Фрэнк Поттенджер, Марк Ханингтон и их коллеги в течение многих лет делятся с автором методи­ческими разработками, выполненными в Центре разработки учебных программ при Гавайском университете и в школе Пунахоа, которую по праву числят среди лучших школ США. Их богатый опыт использован при написании этой книги. Всем им автор выражает самую глубокую благо­дарность.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 213

Автор благодарит сотрудников отделения Британского Совета в Мос­кве ЕАЛенскую и А.Г.Генину за их усилия по организации проекта, в рам­ках которого подготавливалась эта книга. Коллеги автора по проекту: Н.Н.Михайлова из Центра педагогических инноваций РАО, старший на­учный сотрудник ИФАН ААСыродеева, директор «Школы самоопределе­ния» А.Н.Тубельский, эксперт Всемирного банка Д.И.Фрумин, директор Ин­ститут психологии и педагогики развития СО РАО Б.И.Хасан, эксперт На­ционального фонда подготовки кадров С.М.Юсфин - щедро делились сво­ими идеями по проблемам развития гражданского образования, помога­ли в работе над книгой. Многие из этих идей были использованы при подготовке книги. Известный отечественный педагог, ректор Универси­тета Российской академии образования, многолетний коллега и друг ав­тора, действительный член Российской академии образования Б.М.Бим-Бад сделал все возможное для успеха настоящего проекта. Автор выража­ет ему особую признательность.

390 УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Литература

1. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образо­вания // Информатика и образование. 1994. № 3.

2. Johnson D., Johnson R., Hohibec E. Cooperation in the Classroom. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1984.

3. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М., 1999.

4. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. Осовский Е.Г. Лекции по истории отече­ственной педагогики. - М., 1995.

5.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.

6. Соловейчик С.Л. Педагогика сотрудничества. - М., 1986.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.

8. Макаренко А.С. Пед. соч. в 8 т. - М., 1983-1985. Т. 8.

9. Johnson D.. Johnson R. Leading the Cooperative School. Edina, Minn.: Interaction Book Company, 1993.

10. Хасан Б. И., Сергоманов П.А., Разрешение конфликтов и ведение пе­реговоров. - М., 2001.

11.Johnson D., Johnson R. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive and Individualistic Learning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.

12. Kagan S. Cooperative Learning. San Juan Capistrano, Cal.: Resources for Teachers, 1992.

13. Sharan S.. Hert:-La:arowit: R. A Group-investigation Method of Cooperative Learning in the Classroom // Cooperative in Education / Sharan S. et al (eds.). Prove, Ut.: Brigham Young University Press, 1979.

14. Potlenger E, Young D. The Local Environment, FAST-1: Foundational Approaches in Science Teaching, Curriculum Research and Development Group. Honolulu, H.I.: University of Hawaii, 1992.

15. Африна Е.И., УваровА.Ю., Медведев О.Б. Школа информационного века // Информатика и образование. 1996. № 2.

16. Johnson D Johnson R. Joining Together: Group Theory and Group Skills. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1994.

17. ФруминИ.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. - Красноярск, 1999.

18. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 2000.

19. ФопельК. Психологические группы: материалы для ведущего. - М., 2000.

20. Кривцова С.В., Махматулина Е.А. Тренинг: навык конструктивного вза­имодействия с подростками. - М.: 1999.

21. СмидР. Групповая работа с детьми и подростками. - М., 1999.

Предисловие

Вступая в новое тысячелетие, мы наблюдаем очередной быстро раскручиваю­щийся виток социальных изменений во всех странах мира. Продолжающаяся научно-техническая революция запустила глобальный процесс становления информационного общества. Растет миграция активной рабочей силы. Гра­ницы, которые еще недавно сдерживали ее, рушатся. Интенсивно перемеши­ваются культуры и языки. Возникающие при этом конфликты заставляют за­думываться о средствах создания предсказуемой социальной обстановки, без чего невозможно решение неотложных глобальных экологических и эконо­мических задач, встающих перед всеми странами взаимозависимого мира. Се­годня люди как никогда раньше озабочены поисками путей «устойчивого раз­вития» для всего человечества1. В этих условиях все чаще обращают внимание на общеобразовательную школу как главный инструмент устойчивых и управ­ляемых социальных изменений, созданный современным обществом за пос­ледние два века в ходе индустриальной революции. Именно в школе общество может целенаправленно готовить своих будущих членов для цивилизованно­го решения стратегических задач социального развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: