Организация работы в группах




1. «Круглый стол». Члены группы поочередно (в произвольном поряд­ке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают. (Возмож­ный вариант: говорящий держит жезл спикера. Передать жезл друго­му члену группы значит передать ему слово.)

2. Обсуждение по кругу. Порядок работы группы такой же, как на «Круг­лом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в зара­нее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

3. «Трехшаговое интервью». Группа разбивается на пары (в группе из трех человек двое интервьюируют третьего). Работа в парах: один школь­ник интервьюирует другого; второй школьник интервьюирует перво­го (меняются).

Группа собирается вместе: все члены группы выступают поочередно.

4. «1-2-все». Каждый член группы работает над подготовкой материала самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант материала.

5. «Номера». Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в груп­пе. Каждый школьник в группе получает номер (как вариант - этикет­ку определенного цвета). Учитель дает задание группам (например, все члены каждой группы должны знать столицы государств СНГ), предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в знак того, что задание выполнено. Группы работают и по завершении работы подают установленный сигнал. Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос. Учитель выслушивает ответы учеников.

Номера, которые назначаются членам группы, можно заменить цве­тами спектра. Этот вариант структуры часто называют «Цвета».

6. «Аквариум». Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек. Для работы в группе определяются три роли. Группа делится на три пары. Члены каждой пары берут на себя исполнение одной из ролей (дубле­ры). В каждой паре назначаются (выбираются) первый и второй ис­полнитель выбранной (назначенной) роли. Оборудуется место для работы исполнителей трех ролей (смена). Первая смена исполнителей (три человека) располагается у стола, вторая - садится сзади (каждый дублер садится за спиной своего напарника). Учитель устанавливает продолжительность работы смены (2-4 минуты) и дает сигнал к нача­лу работы. Участники первой смены работают, второй - только на-

394 _____________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

блюдают (любое вмешательство наблюдателей в работу запрещено). По истечении установленного времени исполнители меняются мес­тами (пересаживаются). Теперь второй исполнитель работает, а пер­вый наблюдает. Дублеры начинают работу с того места, где ее пре­рвал сигнал о смене участников работы. По сигналу учителя смена повторяется несколько раз. По схеме «Аквариум» возможна организа­ция работы в группах по четыре человека. В этом случае учащиеся проводят обсуждение не по три человека, а парами. 7. Jigsaw. Эту организацию работы в классе предложил Элиот Андерсон, развил Роберт Славин, и сегодня она существует во множестве моди­фикаций. Jigsaw обеспечивает высокий уровень взаимозависимости учащихся. Предполагается, что учитель располагает специально под­готовленным учебным материалом для самостоятельной работы школьников. Порядок работы:

1) учитель формирует группы и знакомит школьников с организацией предстоящей работы. Изучаемый материал представляется в виде па­кета текстов (с иллюстрациями и т.п.) и разбивается на несколько разделов по количеству членов групп. Количество пакетов соответству­ет количеству групп в классе;

2) каждая группа получает свой пакет материалов, а каждый ее член получает один из разделов и самостоятельно знакомится (работает) с ним до конца урока;

3) на следующем уроке школьники, которые работали с одинаковыми разделами материала, объединяются в экспертные группы. Эти груп­пы обсуждают проработанный участниками материал, пытаются пре­дугадать, какие вопросы включит учитель в контрольную работу, и предлагают возможные ответы. Учитель может предложить членам группы для обсуждения специальные вопросы, помогающие глубже изучить имеющийся у них материал;

4) эксперты возвращаются в собственные группы и делают сообщение по своему аспекту изучаемого материала. Они добиваются, чтобы этот аспект усвоили все члены группы, и ориентируют членов группы на те вопросы, которые могут встретиться им в ходе выполнения конт­рольной работы;

5) учитель проводит итоговую контрольную работу, которую каждый школьник выполняет самостоятельно. По результатам выполнения работы определяется количество очков, которое получает каждая группа;

6) группы проводят итоговую процедуру рефлексии своей работы.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 395

8. «Мозаика». Это универсальная структура взаимодействия, которая ос­нована на идее разделения работы между исполнителями с последу­ющей сборкой результатов. Ее можно с успехом использовать, напри­мер, для организации работы внутри группы. При этом:

- каждый член группы разрабатывает свой раздел материалов (работает над ним самостоятельно, с участием других членов группы или дру­гих групп);

- подготовленный материал представляется партнерам, изучается и (или) используется совместно.

Экспертные группы можно как создавать, так и не создавать. Они мо­гут организовываться по разным основаниям. Например, члены эк­спертных групп могут искать информацию по общей теме в различ­ных источниках (учебник, энциклопедия, Интернет). Можно органи­зовать несколько межгрупповых экспертных пар школьников и т.п. Еще один вариант «Мозаики» - каждая группа разрабатывает свой ас­пект общей темы, а работа по всей теме (сборка) ведется в рамках класса (фронтально). Количество вариантов этой структуры практи­чески не ограничено. Jigsaw - один из методически проработанных вариантов реализации «Мозаики».

Приложение 2 Раздаточные материалы

Состав раздаточных материалов

Наименование 1. Комплекты наклеек участникам, пронумерованные от 1 до 6 (изготавливаются из цветной бумаги). В комплект входят треугольник, ромб, звезда, квадрат, трапеция 2. Похвальные грамоты: передовая группа «Отличник», «Дружная группа», «Находчивая группа», «Энергичная группа», «Организованная группа», «Добросовестная группа» 3. Таблица для упражнения «Общее и различия» 4. Описание процедуры рефлексии в группе 5. Протокол наблюдения и анализа 6. Фрагменты текста: Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г., «Урок истории», «Первый опыт» Количество По числу групп По три экземпляра каждой грамоты По числу групп По числу групп По числу участников По числу участников

396 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

«Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе»

(Из Постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г.)

ЦК ВКП(б) устанавливает, что в области начальной и средней школы по РСФСР за последний год произошли значительные сдвиги в связи с введением всеобщего обязательного обучения, переходом к системати­ческому усвоению наук на основе определенных учебных планов, про­грамм и расписаний. Однако еще не устранен до конца коренной недо­статок школы, заключающийся в том, что «обучение в школе не дает дос­таточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы впол­не грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, хи­мия, математика, родной язык, география и др.)» (Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г.).

Важнейшими причинами этого являются недостатки программ (в осо­бенности для II концентра школы - 5, 6, 7-й групп), неудовлетвори­тельность методов школьной работы и слабость методического руковод­ства со стороны наркомпросов и их местных органов, слабая дисципли­на в школе, а иногда отсутствие всякой дисциплины и порядка.

Следует также отметить отсутствие увязки между различными звеньями школьной системы, в результате чего начальная и средняя школа ни по выпускаемым контингентам, ни по уровню знаний не отвечает задачам подготовки кадров для поступления в техникумы, втузы и вузы.

ЦК ВКП(б) постановляет:

П. Об организации учебной работы и укреплении школьного ре­жима. Отметить, что в отношении организации учебных занятий в школе после Постановления ЦК от 5 сентября 1931 г. установлен больший поря­док (твердые расписания, более четкая организация учебной работы и хода учебных занятий).

Однако, несмотря на указание ЦК в этом Постановлении о том, что ни один метод не может быть признан основным и универсальным мето­дом учебы, в практике работы школ получил распространение как основ­ной так называемый лабораторно-бригадный метод (в ряде школ он стал универсальным), который сопровождался организацией постоянных и обязательных бригад, приведших к извращениям в виде обезлички в учеб­ной работе, к снижению роли педагога и игнорированию во многих слу­чаях индивидуальной учебы каждого учащегося.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 397

ЦК ВКП(б) предлагает наркомпросам союзных республик ликви­дировать эти извращения лабораторно-бригадного метода, а учебный процесс в школе организовать на следующей основе:

а) Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий, с твердым составом учащихся. Эта форма должна включить в себя под руководством учителя общегруппо­вую, бригадную и индивидуальную работу каждого учащегося с примене­нием разнообразных методов обучения. При этом должны быть всячески развиваемы коллективные формы учебной работы, не практикуя органи­зации постоянных и обязательных бригад.

б) Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учеб­ником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным рабо­там, к работе в кабинете, в лаборатории, учебной мастерской и широко применяя наряду с этими основными методами различного рода демон­страции опытов и приборов, экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т.п.); при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при зат­руднениях в их учебных занятиях. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев, ис­пользование пришкольных участков в учебных целях и т.п.).

ЦК обязывает наркомпросы и их органы безусловно обеспечить во всей учебной работе школы руководящую роль преподавательского пер­сонала.

в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся. Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика. На основе этого изучения преподаватель обязан в кон­це каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика по данному предмету. Всякие сложные схемы и формы учета и отчетности - запретить.

Считать необходимым установление в конце года проверочных ис­пытаний для всех учащихся.

г) Предложить Наркомпросу срочно разработать методики по от­дельным дисциплинам, а также по различным видам учебно-воспита­тельной работы общеобразовательной школы.

398 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Дж. Ваилант Урок истории

Молодая учительница. Осенью 1991 года для Сони Андреевны, учи­теля истории в школе № 136, начался новый учебный год. Школа ее боль­шая, расположена недалеко от центра города. Соне не терпелось поско­рее встретиться с учениками. Она решила, что в этом году она редко будет читать лекции. Большую часть времени в классе она посвятит обсуждени­ям и дискуссиям. Она нашла много интересных первоисточников, кото­рые планировала раздать ученикам, и хорошо представляла себе, как они откроют для себя множество серьезных вопросов развития России XIX и начала XX в. Ее класс будет работать с документами, которыми пользуют­ся профессиональные историки, научится критически мыслить, выраба­тывать свою точку зрения. Александр Михайлович, новый директор шко­лы, поддерживал эксперимент. Он всегда старался подталкивать учите­лей школы к тому, чтобы побуждать учеников к активной работе в классе и ответственно относиться к учебе.

Соня была не многим старше своих учеников. Закончив школу шесть лет назад, она еще хорошо помнила, с какой тоской она просиживала большинство уроков истории. Окончив школу. Соня поступила на истфак МГУ, а теперь вернулась в школу, в которой когда-то училась сама, но уже в качестве преподавателя. Соня решила, что ученики на ее уроках не бу­дут страдать от тоскливых лекций, как в свое время страдала она. В обра­зовательных кругах много говорили о том, как активизировать учащихся и помочь им в формировании собственного мнения. Именно этим Соня и решила заняться.

Приходила Соня в школу в неформальной одежде и гордилась тем, что многие ученики не стеснялись разговаривать с ней и иногда оста­вались после урока, чтобы обсудить с ней разные вопросы истории. Соня видела, что класс со всем хорошо справляется, а ученики стали более ак­тивно участвовать в дискуссиях. Многие из них с радостью читали перво­источники, готовили выступления перед классом, используя книги, пред­назначенные для профессиональных историков, дебатировали с одно­классниками. Часто обсуждения, начавшиеся во время урока, продолжа­лись и после него. И Соня тоже иногда участвовала в них с большим энту­зиазмом. Несколько родителей сказали ей, что они были потрясены тем, что их дети стали намного усерднее и проводят вечера (а иногда и суб­ботние) в отделе истории городской библиотеки. Соня была довольна, что ее старания заставить учеников думать были не напрасны.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 399

Происшествие. Случилось это в декабре, спустя три с половиной ме­сяца после начала учебного года. Соня была удовлетворена необычной атмосферой, в которой проходили открытые и искренние обсуждения. Соня была довольна тем, что Павел и Иван - наиболее усердные и разго­ворчивые ученики, готовые обсуждать любой вопрос, - заявили, что в бу­дущем хотят стать профессиональными историками. Для нее это было причиной особой гордости.

Предметом обсуждения в тот день была тема освобождения крепост­ных крестьян. Павел и Иван получили задание выступить в роли предста­вителей помещиков, а всему остальному классу предстояло решить воп­рос: «Должно ли правительство освободить крепостных с землей или без нее?» Сначала обсуждение было спокойным: Павел стоял перед классом и отстаивал позицию северных помещиков по вопросу передачи земли ос­вобожденным крепостным. Когда Павел уже собрался было закончить свое выступление, его прервал Иван. (Во время выступления Павла он не пере­ставая гримасничал.) «А почему ты не указал на то, что помещики дей­ствовали только из своих корыстных интересов? - возразил он. - Они хотели избавиться от всех своих обязательств перед крестьянами. И это яркий пример капиталистического мышления в худшем своем проявле­нии». На это Павел мгновенно отпарировал: «Как же можно так не учиты­вать исторический контекст? В то время помещики не понимали, что про­исходило, так, как мы это понимаем сегодня. Никакого капиталистичес­кого мышления у них не было. В том-то все и дело. Они не осознавали последствий того, что делали». Иван снова что-то возразил, и вот между ними уже завязался жаркий спор, переходящий в крик. Неожиданно в са­мый разгар их спора с места встал Филипп - долговязый юноша, кото­рый обычно молчит на уроке,- и всех немало удивил, заявив своим спо­койным голосом, что никто еще так и не задал самого главного вопроса: «Что нужно делать самим крестьянам, и была ли политика правительства справедливой?» Павел только глаза закатил: «Вот и заговорила мировая совесть...» Теперь в битве сражались уже трое. Они уже не замечали при­сутствия Сони и, естественно, не ждали, когда она перефразирует их ре­марки (что она обычно делала, чтобы ученики, не участвующие в обсуж­дении, могли точно понять смысл каждого высказывания). Ребята про­должали кричать и прерывать друг друга.

Только к концу урока Соня решила, что ей необходимо вмешаться. Она постучала по столу линейкой - прием, который она обычно использовала, чтобы привлечь внимание учеников. Прошло несколько минут, прежде

400 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

чем ребята наконец успокоились. До конца урока оставалось всего пять минут, и Соня решила, что теперь ей нужно подвести итог всему сказан­ному. Она быстро резюмировала ситуацию - так, как сама ее понимала, -и привела ученикам статистические данные, объяснявшие экономичес­кие последствия освобождения крепостных с землей, не обращая внима­ния на попытки учеников продолжить дискуссию. Она хотела, чтобы все без исключения поняли узловые моменты вопроса о земле при отмене крепостного права. Прозвенел звонок, и урок закончился. Выходя из клас­са, Лия, которая сидела за первой партой и не произнесла за урок ни еди­ного слова, недовольно пробурчала (так, чтобы Соня слышала): «Устала я слушать этих спорщиков. Только напрасно время тратим».

На следующий день после начала урока Павел поднял руку и сказал, что он и Иван хотели бы выступить перед классом в течение 10 минут в конце урока. Прежде такого не случалось, но Соня была довольна про­явленной учениками инициативой. Она совсем было забыла об их просьбе, когда Иван поднял руку и напомнил, что она обещала дать им немного времени. Немного «спотыкаясь», Павел начал первым. Накануне вечером он сходил в библиотеку, чтобы побольше узнать о «земельном вопросе». Там он обнаружил, что часть информации, которую дала им Соня, оказа­лась неверной. «Если Вы хотите, чтобы ученики дискутировали и выража­ли свою точку зрения, просто дайте им такую возможность, - говорил он. - Почему Вы всегда прерываете нас и заканчиваете урок тем, что навязы­ваете нам свое мнение?»

Соня была невероятно удивлена. Она почувствовала, что ее атакуют, и быстро прикинула, как лучше защитить себя от двух воинственно на­строенных учеников. «Я ходила в Университет и основательно изучала этот материал вместе с лучшими историками страны, - ответила она. -Я просто пыталась поделиться с вами пониманием этой проблемы и хо­тела, чтобы каждый фиксировал основные моменты в конце каждого урока».

«Ну а я не понимаю, чем Ваши идеи лучше наших, - возразил Павел. -Мы ведь читали те же книги, что и Вы. И в данном случае, как обнаружи­лось, Вы совершили ошибку. Если Вы хотите, чтобы мы занимались об­суждением и имели свою точку зрения, тогда с Вашей стороны неспра­ведливо вмешиваться и навязывать нам свое мнение».

Соня стояла и изумленно глядела на остальных учеников, в заме­шательстве не зная, что делать. Прозвенел звонок, и ученики вышли из классной комнаты. В тот вечер, добираясь до дома на автобусе, Соня раз­мышляла о том, что же все-таки произошло в классе. Она решила, что

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 401

ученики ей нагрубили и бросили вызов ее педагогическому авторитету. Обычно вопросами дисциплины в школе занимался директор, однако Соня решила ничего не сообщать ему о случившемся. Она знала, что ди­ректор хотел, чтобы ученики были более активны в классе, и он, возмож­но, подумает, что она просто не справляется с новым стилем обучения. Поэтому эту проблему она должна решить сама.

И.Н.Бронников, Л.В.Бондаренко Первый опыт коллективных занятий1

В феврале 1984 года в группе Ф-11 физического факультета КГУ была опробована коллективная форма организации обучения, при которой работа студентов ведется в «парах сменного состава» (мы назвали их со­кращенно - ПСС) или в «диалогических сочетаниях» (ДС).

Главная задача, которая стояла перед нами: довести знания про­граммного материала по курсу «Общая психология» у каждого студента до высокого уровня усвоения, чего не удавалось добиться при тра­диционном обучении. Кроме того, мы стремились научить студентов все­сторонне овладевать информацией, данной в тексте и учебной литературе, готовить доклады, выступать с ними и пр.

Занятия проводились по специальному расписанию. Студенты этой группы занимались 5 дней в неделю с 8 ч 30 мин до 18 ч 30 мин с переры­вом на обед и на физическую гимнастику. Один день - день самостоя­тельной работы и еще один - выходной. Звонки и регламентированные перемены для группы не существовали, студенты отдыхали по мере на­копления усталости.

Коллективная организация обучения в ПСС не исключает, а пред­полагает использование и традиционных методов обучения: лекций, се­минаров, практических и индивидуальных занятий и пр. В группе были прочитаны установочные лекции и две текущих, необходимость в кото­рых назрела в процессе изучения материала; а также были проведены групповые психологические эксперименты. Но мы уже сейчас видим, что этим не ограничивается диапазон применения различных методов обу­чения. Коллективная организация обучения открывает и другие возмож­ности: составление и подготовка рефератов, проведение научных иссле­дований, конференций с участием преподавателей и студентов, подго­товка научных статей студентами и пр.

Как проходила работа над материалом по психологии в ПСС?

1 Статья опубликована в красноярской газете «Университетская жизнь» 18 ноября 1984 г.

402 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Нами были выбраны два учебника: «Общая психология» под ред. А.В.Петровского и «Общая психология» под ред. В.В.Богословского. Весь программный материал разбили на 10 больших тем.

Каждый студент в первый день получил по одной теме, например: «Психологические познавательные процессы», «Развитие психики в фи­логенезе» или «Психология как наука». Затем, взяв учебники, они рассе­лись по двое и начали работу над текстом сначала одного студента, потом другого. Например, читали вслух (но негромко, так, чтобы не мешать дру­гим работающим парам) один абзац из темы «Развитие психики в фило­генезе», обсуждали его содержание, выделяли главную мысль и записыва­ли в тетрадь название абзаца. Затем переходили к тексту другого студен­та, например, по теме «Межличностные отношения». Аналогично прора­батывали один абзац и записывали его название уже в тетрадь другого студента.

На этом 8-10-минутная работа данной пары заканчивалась. Они под­нимали руку в знак готовности и переходили работать в новые пары. Там студент рассказывал содержание предыдущего абзаца и, если все было понятно товарищу, приступал к совместному чтению и обсуждению сле­дующего абзаца из своего текста. То же самое делал и другой студент, но со своим текстом.

Таким образом, каждый студент обсуждал, выделял главное, суще­ственное в тексте, составлял план и затем проговаривал, пересказывал свой текст по нескольку раз до тех пор, пока не овладевал содержанием в совершенстве. При этом он попутно знакомился с темами своих товари­щей. И на следующих занятиях, когда ему было необходимо изучать но­вую тему, оказывалось, что она уже для него не новая, он слышал ее от других студентов.

В первые дни работа шла медленно, по 1,5 страницы в час. И на овла­дение одной темой в аудитории до определенного уровня совершенства уходило 6-8 часов и больше. (Затем, по мере приобретения навыков, тем­пы увеличивались.) Надо сказать, что такое ускорение привело к некото­рому снижению качества усвоения, но увеличение темпа было вызвано необходимостью прохождения программы по психологии за сокращен­ный период времени, так как времени было отведено в 2 раза меньше, чем положено по учебному плану.

Студенты не только осваивали содержание тем по психологии, но и учились работе с книгой, учились понимать содержание текста и выде­лять в нем главное, учились давать названия абзацам, пользоваться спра­вочниками и словарями, вести диалог, т.е. слушать, задавать вопросы, до-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 403

казывать и отстаивать свою точку зрения, и, конечно, учились чисто орга­низационным моментам коллективной работы - как правильно вести тет­радь, как работать с разными людьми, как нужно говорить, спрашивать, доказывать, исправлять в тексте, в выступлениях товарищей.

Естественным продолжением работы в ПСС явились выступления сту­дентов перед малой группой в 3-5 человек, что позволяло прослушивать всех студентов и вести активное обсуждение каждого выступления. Выс­тупление делалось студентом после проработки и неоднократного пере­сказывания текста в ПСС. Оно включало часть большой темы и опира­лось на план, составленный по разделам. Уже в первый день занятий мы услышали прекрасно подготовленные доклады Оксаны Щербы, Владимира Исаева, Оксаны Самойленко.

Если к выступлению готовился материал темы полностью, то данное выступление называлось докладом. К докладам предъявлялись более вы­сокие требования. Подготовка доклада - ответственное дело. Здесь пред­варительно готовился план, иной, чем при выступлении по разделу. Слу­шая доклад или выступление, преподаватель и студенты отмечали непол­ноту, непоследовательность плана, неточности и другие недостатки, а глав­ное - делали дополнения по излагаемой теме.

Наше мнение и мнение студентов, а также результаты экзаменов го­ворят о том, что эта опытная работа оправдала себя и заслуживает всеоб­щего внимания и разумного распространения в средней общеоб­разовательной и высшей школе.

Оглавление

Предисловие............................................................................3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: