Опорные конспекты по дисциплине: «Основы социологии и политологии»
Тема№1: «Социологические знания»
Вопрос№1 Предмет, принципы и методы исследования социологии.
Вопрос№2 Основные этапы и направления в развитии социологии.
Вопрос№1 Предмет, принципы и методы исследования социологии.
Предметом социологии выступает совокупность теоретических понятии при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и решает социальные проблемы.
Есть 2 основных понятия: статус и роль.
Статус - позиция человека в группе или обществе - русский, лидер и так далее.
Роль - способ поведения человека.
Социология - наука об обществе, то есть наука о личности в социальных взаимодействиях, о социальной жизни индивидов.
Социальное - это свойство присуще личности и общностям формируется в процессе социализации, интеграции человека. Это в широком смысле слова.
А в узком: предметной областью социологии является личность в социальных взаимодействиях, социальная жизнь в обществе, в общественных отношениях людей, так как общество изучается именно через человека и его социальное поведения, оценки, мнения.
Слова: Понятие: обобщенная характеристика объекта.
Социальное взаимодействие - индивиды выполняющие разные роли, вступают между собой в отношения.
Социальное исследование начинается с проработки проблем, целей, гипотез, построение теоретических моделей. Затем социолог переходит к разработке инструментария (опрос, источники) затем сбору первичных данных и их обработке. На конечной стадии снова теоретический анализ. Затем практические реализации.
Практика: изучить забастовку.
Методы:
1) опрос (анкетирование, интервью);
2) анализ документов (количество и качество);
3) наблюдение (включенное и невключенное):
4) эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
Вопросы: опрос сплошной, выборочный. Выборка.
Интервью: стандартизированное, телефонное, нестандартезированное.
Если социолог изучает поведение забастовок, уличной толпы – наблюдение невключонне. А если вступает в ряды забастовщиков то включенное. Образование призвано стать подготовкой не узкого специалиста, а гражданина общества способного понять, что высшая ценность социального мира-человек, и все следует делать во имя его и на благо.
Почему мы должны учить завтрашних банкиров, рабочих, домохозяек - социологии? Да, что бы они могли правильно ориентироваться в социальной действительности мы, учителя, должны их научить не доверять интуитивным представлениям, обывательским суждением, которые могут обмануть и привести к ошибкам.
Должно быть социологическое ведение мира - при помощи его можно добиться успеха в любой области. Должны научаться социологическому мышлению и анализу - это нам дает умение правильно применять на практике полученные знания и навыки.
Все мы стихийные социологи. Мы оцениваем, людей по престижу, по социальному положению, по воспитанию. Одни у нас бедные, другие богатые. С одними вы стремитесь познакомиться, других избегаете. Все мы взвешиваем на "социальных весах". Они внутри каждого из нас. Но можно и взвешивать не умело и с ошибками или грамотно и точно.
Вопрос№2 Основные этапы и направления в развитии социологии
Античность Аристотель (384-322 гг.) изучал градации, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщал факты, давал практические рекомендации, как усовершенствовать общество,3 класса: высший - богатая плутократия, средний - опора порядка, низший - пролетариат.
Платон труд, «государство», Теория стратификации. 3 класса: высший -мудрецы, средний - военные, низший- крестьяне, ремесленники. Против частной собственности развращает нравы.
Новое время (15-17 в)
Н.М аккиаве ли (1469-1527 гг.) территория общества и государства. Социология-наука о поведение людей в обществе.
Законы: 1)Честолюбие правит нами. 2)Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. 3)Зло творить сразу, добро – постепенно.
Томас Гоббс (1588 - 1679 тт.) - теория общественного договора - основа учения о гражданском обществе. Социальная борьба за выживание. 3 фактора правления: демократия, аристократия, монархия.
Современный этап (Середина 19 начало20 века)
Социология как наука во 2-ой половине 19 века термин ввел О.Кант (1798-1857) - социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества неотделимые от законов природы.
4 метода: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Эти методы должны применяться объективно, независимо от наблюдателя. Это метод – позитивизм.
Кант определил предмет и метод социологии 2 части учения:
1) Социальная статика - описывает законы существования общества
2) Социальная динамика - описывает законы и этапы изменения общества.
К. Маркс (1818-1857 гг.)-теория социального конфликта. Антагонизм можно разрешить революцией. Эксплуатацию нельзя реформировать ее можно уничтожать, заменить классовое общество на бесклассовое.
Эмиль Дюргейм (1858-1917 гг.) – предлагал опираться на социальны факты, изучать их статически. Социальная солидарность сплачивает общество.
Макс Вебер – превыше всего стал индивид, причиной развития общества называл культурные ценности. Часть социального исследования – статистика и изучение мотивов – ядро научного метода.
Теория социального действия, его типы: целенаправленное, целестнорациональное, традиционное, аффективное. Создал фундамент социологии. Он крупный теоретик.
Тема№2: «Общество и мировая система»
Вопрос№1 «Гражданское общество»
Вопрос№2 «Взаимосвязь государства и общества»
Вопрос№З «Мировая система и цивилизация»
Вопрос№1 « Гражданское общество»
Понятие гражданское общество многозначно.
Выделим 2:
1) «гражданское общество», как отражение реальности,, существующего независимо нашего сознания.
2) «гражданское общество», как лозунг или идеал к установлению которого стремились и стремятся многие.
Первое значение: гражданское общество охватывает всю совокупность
неполитических отношений. Все, что неподконтрольно государству - это
«гражданское общество». "Гражданское общество" описывает предмет
социологии.
Второе значение: идеал "гражданского общества" олицетворяет в себе идеальное общество - свободных, суверенных личностей, наделенных гражданскими и политическими правами. Здесь многообразие форм собственности, свободный рынок, это в экономическом плане. В духовном - свобода слова, словом идеал демократического общества.
Гражданское общество: прошлое, настоящее и будущее.
Понятие гражданского общества и его критерии.
Гражданское общество - такое общество, где главным действующим лицом
развития является человек со всей его системой потребностей и интересов,
соответствующей структурой ценностей. Это совокупность общественных отношений, критериям и институтов сфере гражданского общественного отношения общества является удовлетворение потребностей, реализация интересов личности
Формы "гражданского общества":
1) Абсолютное гражданское общество - как высшая цель и ступень общественного развития
2) Относительное гражданское общество - как потенциально возможное в рамках существующего уровня развития производительных сил.
3) Реальное гражданское общество - как конкретно-историческая форма его существования в одной определенной стране.
К усилению взаимозависимости всех сфер общественной жизни не только в рамках одной страны, но в масштабах всего мирового сообщества.
Проблемы гражданского общества. Они сводятся не только к противопоставлению его государству, сколько к предотвращению (или ограниченно) таких форм организации, том числе, государственных, при которых внутренние интересы общества, интересы его членов подменяются оторванными от человека интересами какой-либо группы людей или аппарата.
Подавление гражданского общества имеет место там и тогда, где и когда органы в структуре общественной организации, перестают выражать интересы тех слоев населения или группы общества, для защиты которых они были созданы и начинают свое существование ради своего самосохранения.
Вопрос№2 «Взаимосвязь государства и общества»
«Гражданское общество» появилось на свет раньше чем возникло государство.
Общество – исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей.
Государство – институт, призванный управлять этими взаимоотношениями.
Страна – часть территории, границы, государственный суверенитет.
Государство – политическая организация страны с определенным типом власти (монархия, республика) и наличием аппарата управления.
Общество – социальная организация страны, народности, нации.
Государство – ядро политической системы общества. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общества в целом, издавать законы обязательные для выполнения правосходия первично, государство – вторично.
«Гражданское общество» как реальность совпадает с «гражданским обществом» как идеал каждого устанавливается правовое государство, где все подчинено закону.
Тоталитарное государство – аппарат подавления государственной собственности, цензура, преследование и т.д.
Вывод:
Отношение между обществом и государством:
1)Государство подавляет общество – тоталитарное.
2)Никого не подавляет – правовое государство, гражданское общество.
Вопрос№З «Мировая система и цивилизация»
Социальный прогресс – не одно общество не стоит на месте. Оно либо прогрессирует либо регрессирует.
Прогресс – глобальный прогресс.
Регресс – локальный прогресс – охватывает маленькие общества.
Процесс восхождение человеческого общества к вершинам цивилизации.
Типология общества – дописьменное и письменное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (в развитых странах США, Япония – информатика и сфера обслуживания)
Макросоциология – лишь поняв общество в целом можно понять личность (Спенчер, Дюпгейм)
Микросоциология – теория обмена. В центре внимания межличностные взаимодействия (Интракция)
Мировая система рассматривается в узком и широком смысле слова.
а) Мировая империя – включат несколько территорий объединенных военной и политической властью (империя А.Македонского, СССР, Наполеон)
б) Мировая экономическая система – территории или страны, объединение экономическими связями (пр. современной капитализм =500 лет)
в) Мировое сообщество (в широком смысле)
Цивилизация – глобальное понятие, означающее степень и своеобразие культурного развития общества. Ее понимают в 2 смыслах: историческое (время), географическое (место) образование.
Модернизация - революционный переход от доиндустриального до индустриального капитал общества, осуществляющая путем комплексных реформ, растянутых во времени.
2 разновидности:
1) органическая- капиталистический путь на собственной основе.
2) неорганическая - догоняет развитые страны и берут у них технологии