ТЕМА№6: «Социальная стратификация»




 

Вопрос№1 «Измерение стратификации».

Вопрос№2 «Исторические типы стратификации».

Вопрос№3 «Стратификация в СССР и России (США)»

Вопрос№1 «Измерение стратификации».

 

Социальный состав - совокупность статусов.

Неравенство людей - это тот критерий при помощи которого социолог может разместить одни группы людей выше или ниже других.

Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокуп­ность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных и богатых.

П.Сорокин дал первым в мире теоретическое объяснение явлению социаль­ная стратификация. Представим социальное пространство, где расстояние по вертикали и горизонтали равна. Точки в пространстве - социальные статусы. И неравенство расстояний между ними - основное свойство стратификации. У нее 4 оси координат, они располагаются вертикально

доход - измеряется в долларах,

власть - количество людей в подчинение,

образование - количество лет обучения,

престиж - уважение статуса

В социологии 3 базисных вида стратификации:

1) экономическая (доход),

2) политическая (власть),

3) профессиональная (престиж).

Принадлежность к стране измеряется показателями:

1) субъективная - ощущение причастности к данной группе,

2) объективное - доход, престиж, образование, власть.

Страта - социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по 4 осям стратификации.

 

Вопрос№2 «Исторические типы стратификации».

 

Рабство, касты, сословия – закрытый тип общества, где социальное перемещение из низших страт в высшие запрещены или ограничены.

1) Рабство - экономическая, социалистическая, юридическая форма закрепо­щения людей,

2) Каста - социальные группы, членством в которой человек обязан своим рождением,

3) Сословия - социальные группы, у них есть юридически закрепленное право передавать но наследству нрава и обязанности.

4) Классы - большая социальная группа людей владеющая либо не владею­щая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и имеющей специфический способ получения дохода, то есть любая социальная страта современного обществ отличается от других доходом, образованием, престижем.

Классы – открытий тип общества, перемещение не ограниченно.


Вопрос№3 «Стратификация в СССР и России (США)»

 

Средний класс - это те кто обладает экономической независимостью (свое предприятие, офис частная практика, ученые, адвокаты, врачи, менеджеры).

США:

1) верхний высший класс (родовые семьи бизнесменов)

2) нижний высший класс

3) верхний средний класс (собственники)

4) нижний средний класс (служащие и квалифицированные рабочие)

5) верхний низший класс (малоквалифицированные рабочие)

6) нижний низший класс (социальное дно)

СССР, Россия: рабочий класс, крестьянство, и прослойка - интеллигенция, то есть номенклатура – элита, то есть господствующий класс (члены партии).

В 1992 году появился высший класс собственников - 3 %, социальные низы общества - 70%.


ТЕМА№7: «Бедность и неравенство».

 

 

Вопрос№1 «Богатые и бедные».

Вопрос№2 «Измерение бедности».

Вопрос№3 «Социальная мобильность».

Вопрос№1 «Богатые и бедные».

Универсальным измерением неравенством выступают деньги.

Богатство - выражается денежной суммой, который исчисляется все чем владеет человек: дом, машина и так далее. Это совокупность ценностей, которые ликвидны (всегда можно продать).

Богатые - владеют максимальной ликвидационными ценностями - миллионер, миллиардер, мультимиллионер.

США: 0,5% супербогатые, владеют ценностями на 2,5 млн.долларов, Старые богатые - богатство по наследству, это аристократия Новые богатые - спортсмены, артисты

Класс богатых в США составляет 5-6% численности населения. (15млн. человек)

Измерение неравенства - сравнение величины самого высокого и самого низкого дохода

Доход - любая сумма денег, получаемая в виде зарплаты, пособий, алимен­тов и тому подобное. Чем беднее индивид, тем большая доля дохода тратится на питание и наоборот.

Сущность экономического неравенства - меньшинство населения всегда владеют большей части наделом богатства.

1992 год США - черта бедности 14% всего населения, средний класс 80%, богатых 6%.

1992 год Россия - черта бедности 80 %, средний класс 17 %, богатых 3 %.

 

Вопрос№2 «Измерение бедности».

 

Пороги бедности – минимальный доход на который индивид или его семья: едят, одеваются, жильё.

Масштаб бедности - доля населения у порога бедности.

Прожиточный минимум - набор товаров и услуг, позволяющие человеку удовлетворить минимально свои потребности.

Уровень жизни - он ниже среднего, но достаточно высок, чтобы не позво­лить личности деградировать, то есть опуститься на социальное дно. Уровень жизни - система удовлетворения потребностей людей.

Абсолютная бедность - на свой доход не может удовлетворить базисные потребности в пище, одежде и так далее.

Относительная бедность - на доход не может поддерживать уровень приличествующей жизни.

Нищета - подаяние, милостыня.

 

Вопрос№3: «Социальная мобильность»

 

Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе, то есть изменение их статуса.


2 вида:

1) межпоколеная - дети либо высший статус, либо низший, чем их родители.

2) внутрипоколеная - независимо от сравнения на протяжении жизни меняет социальные позиции: токарь - инженер - начальник цеха - директор.

2 типа:

1) Вертикальная - перемещение из одной страты в другую.

2) Горизонтальная - из одной страты в другую на одном уровне (из правос­лавной веры в католическую)

Здесь есть:

1) Географическая мобильность (перемещение из одного места в другое при сохранение прежнего статуса)

2) Миграция - из деревни в город переехал жить, поменял профессию)

Есть социальная мобильность:

1) Индивидуальная - перемещение вниз, вверх независимо от других людей.

2) Коллективная т.е. групповая - революция "кто был ничем, тот станет всем".

Также существуют:

1) организованная мобильность – целина, переселение

2) добровольная мобильность - комсомольские стройки

3) недобровольная мобильность - репрессии

4) структурная мобильность - сокращение отрасли, народ переходит в другую отрасль.

Дистанция мобильности - это количество ступенек на которое удалось подняться или опуститься.

Объем мобильности - число индивидов, которые переместились по соци­альной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Миграция - территориальное перемещение (из города в деревню, из района в район).

Эмиграция - выезд за пределы страны на постоянное мест о жительство или на длительное проживание.

Иммиграция - въезд в данную страну на постоянное место жительство или на длительное проживание.


ТЕМА№8: "Личность и общество"

 

Вопрос№1 «Личность как социальное существо».

Вопрос№2 «Социализация и формирование своего "Я"»

Вопрос№3 «Социальный контроль».

Вопрос№1 «Личность, как социальное существо»

Предмет социология – общество, состоящее из социальных систем, групп, индивидов.

Объектом социального исследования выступают люди - респонденты. «Человек - социологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле, результат биологической эволюции, субъект культурной эволюции.

Биологическая эволюция шла примерно 2,5 млн. лет. Биологическое раз­витие прекратилось 40 тысяч - сформировалось то, что нас отличает от животных: 2 ноги + 2 руки, мозг, язык, мышление, сознание, владение орудиями труда.

Человек, чтобы стать личностью должен пройти социализацию. Дети, когда обнаружили смогли усвоить элементарные навыки, овладеть устной речью (30 слов) и то это лишь благодаря генному наследству. В человеческом обществе прожили 10 лет. Это федеральные люди

Они продукт социальной изоляции, они не могли стать полноправными членами общества - так как поздняя изоляция.

Межвидовое обучение. Обучение старших младшими, но не наоборот.

Обучение - базовый элемент социализации (у животных),а у человека обучение. На протяжении всей истории обучение было однонаправленным процессом. В современном обществе двунаправленные (старшие учатся у молодых - рынок). У человека обучение выражается в содержании усваиваемого материала.

Культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации, это то, как усваивается человеком культура

Вывод: Социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных есть лишь ее простейшая форма обучения.

Чтобы быть индивидом надо родиться "всего лишь" человеком, а чтобы стать личностью человек должен обрести определенные социальные качества.

Личность зависит от общества, она не может без него существовать. Рассмотрим 3 разные концепции представляемые классиками социологии:

Э.Дюркгейм (1858-1917 гг.) общество возникает в результате взаимодейст­вия индивидов, но раз возникнув оно начинает жить по своим собственным законам, и вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или влияют очень незначительно, не меняя сути социальных факторов.

М.Вебер (1864-1920 гг.) общество развивается под действием индивида. Субъект- отдельные индивиды. Социальное действие - осмысленное поведение индивидов. Субъект социального действия - общество или другие формы коллективности.

К.Маркс (1818-1883 гг.) субъект общественного развития - социальные образования нескольких уровней: человечество, класс, нации, государство,


семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действия всех этих субъектов. Сила их действия изменяется в зависимости от исторических условий, по законам развития общества. Каждый индивид вовлечен в человеческую практику, является субъектом общественного развития. Великие личности могут оказывать влияние на ход истории.

Итак, мы рассмотрели 3 точки зрения на отношение личности и общества, но последней истины по этому вопросу у человечества в наше время нет. Наверное личность в обществе, даже самом свободном и демократическом весьма несвободная деятельность условленна множеством факторов, всех и не перечислишь. Как говорят англичане "моя свобода размахивает руками кончается там, где начинается нос ближнего". Пространство для свободного социального действия личности очень невелико и возможность влиять на исторические процессы тоже незначительна. Кроме того, она зависит от социального статуса личное, от его общественного положения. Один способен повлиять только на свою судьбу, а другой – государства. Но мы не можем экспериментировать проверить действие второго, ибо вернуть события истории назад нельзя. И тем не менее ясно, что каждый коллективный индивид имеет свою сферу влияния и меру ответственности перед своим обществом за свои действия. Част о в сходных ситуациях люди действуют по разному ибо личности всегда различны.

Многие философы и социологи считают, что существуют определенные, постоянные качества любой человеческой личности или не измененная "природа человека", а общество лишь вносит дополнение.

 

Вопрос№2: «Социализация и формирование своего "Я"»

 

Социализация начинающейся в младенчестве и заканчивающееся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм. Содержание процесса становления социального "Я" взаимодействие себе подобными, предназначение этого процесса - поиск своего социального места. Это начальный момент социализации. Ее исходный момент - обретение самостоятельности.

Становление социального "Я" возможна как процесс усвоения мнения значимых от других обо мне, которое служит зеркальным "Я".

Социализация процесс, который не поддается искусственному управлению
либо манипулированию. Она должна начинаться в детстве, когда примерно 70 % формируется человеческая личность.

Есть досоциализация - переобучение в новых социальных условиях (эмиграция в США).

Ресоциализация - разообучение в экстремальных условиях (тюрьма).

Агенты социализации - конкретные люди ответственные за обучение культурных норм и освоение социальных ролен. Они есть первичные и вторичные.

Первичные - родители, братья, учителя.

Вторичные - представители административных школ, церковь, армии, печати и т.д.

Институты социологии - учреждения, влияющие на процесс социализации, а направляющие его.


Первичная социализация - сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация - сфера социальных отношении.

Агенты и институты социализации выполняют 2 функции:

1) Обучают ребенка культурным нормам и образцом поведения.

2) контролируют то, на сколько прочно, глубоко правильно усвоены социальные нормы и роли.

 

Вопрос№3: «Социальный контроль».

 

Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведе­ния и поддержание общественного порядка, фундамент стабильности в обществе.

2 главных элемента:

1) Нормы - предписание того, как надо правильно вести себя в обществе. Если расположить нормы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет вид: привычки-3, обычаи-6, традиции-8, нравы-12, дабу-18.

2) Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей, соблюдать социальные нормы.

4 вила санкции:

а) Позитивное - публичное одобрение со стороны официальной организации
(награды, государственные премии);

б) Неформально-позитивное - публичное одобрение со стороны официальной
организации (комплименты, улыбка);

в) Формально-негативные санкции - наказания, предусмотренное юридическими законами, правительственными указами (арест, штраф, лишение гражданских прав)

1) Неформально-негативные - наказания, не предусмотренное официальными
инстанциями (порицание, жалобы).

Социальное предписание - запрет или разрешение что-либо делать (обращение к группе, к индивиду).

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

1) Охранную функцию;

2) Стабилизирующую функцию.

Самоконтроль то есть внутренний контроль: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

На 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Агенты контроля: внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и закон.

1) Неформальный контроль - семья, родственники, друзья.

2) Формальный контроль - со стороны официальной организации власти и управления.

Методы контроля:

1) Жесткие, прямые (репрессии);

2) Мягкие, косвенные.

Общественное мнение - совокупность представлений, оценок, суждения здравого смысла, разделяемых большинством людей.

Девиактное поведение - отклонение oт общепринятых норм. (часто у подростков)

Деликветное поведение - серьезное нарушение закона, влекущее уголовное наказание.


Тема№9: "Социальное взаимодействие и коллективное поведение"

 

Вопрос№1 «Социальное взаимодействие».

Вопрос№2 «Формы массового поведения».

Вопрос№3 «Типология социальных движений».

Вопрос№1 «Социальное взаимодействие (интеракция)»

Социальное действие - отдельный акт направленный на любой объект.

Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей.

Имеет:

а) момент действия;

б) момент ориентации на другого.

4 вида действия:

1) физическое (пощечина);

2) словесное (спасибо);

3) жест (улыбка);

4) мысленное (внутренняя речь).

Социальное взаимодействие всегда направленное на другого человека и вызывает обратную реакцию.

Социальное взаимодействие - это обмен действиями индивидов и даже система действий, которые взаимно сопряжены.

Виды социальных взаимодействий:

1) физическое;

2) вербально - словесное;

3) жестовое.

По сферам:

1) экономическая (бизнесмен, домохозяйка);

2) профессиональное (повар, учитель);

3) семенно-родственная (отец, мать);

4) демографическая (между расами);

5) политическая;

7) религиозная;

8) территориальная.

Формы взаимодействия:

1)Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи (перенос бревна);

2)Конкуренция - борьба за обладание дефицитными ценностями (деньги, престиж и так далее)

3) Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Черта взаимодейственного обмена. Его структура:

1) агенты обмена;

2) процесс обмена - действие;

3) правила обмена - допущения и запреты;

4) предмет обмена – товар, услуга;

5) место обмена

Принципы:

1) Сопряженность - система действий обоих партнеров по отношению друг к другу;


2) Возобновляемость - действия и их координация;

3) Устойчивый интерес к ответственным действиям своего партнера.

 

Вопрос№2: «Формы массового поведения».

 

Массовые действия могут быть организованными или слабоорганизованными (паника, погром, революции, война)

Массовая истерия - состояние общей нервозности, повышенной возбуди­мости и страха (процесс “врачи народа“, холодная война)

Слухи - совокупность сведений которые возникают из анонимных источников.

Распространение слухов:

Сплетни - разновидность слухов;

Паника - столкнувшись с опасностью люди проявляют нескоординированные действия.

Погром - коллективный акт насилия неконтролируемый толпы против соб­ственности или личности.

Бунт - коллективный протест (мятеж, смута).

Формы организованного протеста:

1)Сопротивление - пассивный способ выражения своего несогласия,

2) Протест - активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Существуют:

а) открытый пассивный протест - неподчинение приказу;

б) скрытый пассивный протест – заговор, листовки;

в) открытый активный протест – митинг, забастовка;

г) скрытый активный протест - терроризм.

Демонстрация - временное и хорошо подготовленное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста.

Вопрос№3: «Типология социальных движений».

Социальное движение - включает огромное количество людей, мобилизо­ванных для отстаивания социальных изменений или сопротивление социаль­ным изменениям.

Типы социальных движений:

1) Реформаторское движение - выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;

2)Регрессивное движение - за возвращение к старым порядкам

3) Утопическое движение - выступают за построение для групп истинных последователей идеального общества; (средневековые коммуны, движение зеленых)

4)Революционное движение - коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов.



 

ТЕМА: "Политология как наука

 

Вопрос 1. Объект ц предмет политоло гии.

Вопрос2. Методы исследования и функции полито л огии.

Вопрос 3. История политических учений.

 

Вопрос1. Объект и предмет политологии.

 

Аристотель-"Человек существо политическое "С давних времен каждый человек был вовлечен в политические отношения как подданный какого-то государства, защитник отечества или завоеватель.

Причастность к политическим процессам в наибольшей степени прояв­ляется в условиях демократического общества, когда в ходе избирательных процессов граждане участвуют в формировании органов власти.

Политика затрагивает интересы всех людей.

Вопрос в том сознательно или нет человек оказывается субъектом политических отношений. И изучение политологии может помочь молодому человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования партий и движений, средством массовой информации.

Политология, как самостоятельная наука оформилась в начале 40х годов. Большое влияние сказала философия,публичное- право. В Западной Европе и США процесс становления политологии носил непрерывный характер. В России при установлении государства марксиско -ленинской идеологии этот процесс прервался с 20-х годов до 80-х годов XX века. Затем пошел процесс преподавания политологии в ВУЗах,образовалась ассоциация политических наук.

Политология- от древне -греческого слова-Politika -политика и logos-наука о политике.

Объект политологии- политическая сфера общественной жизни. Это сфера государственно-организованных связей, взаимодействий и отношений.

 

Предмет политологии:

1.Изучение государства

2.Изучение политической власти.

3.Основные субъекты политических связей- индивиды объединенные в социальные общности, которые имеют свои социальные интересы (жизненные стремления людей)

4.Политические и общественные организации (партии, профсоюзы и т.я) Они вырабатывают, идеологические системы, через пропаганду которых формируют в определенном направлении общественное мнение.

 

Структура: 1.Политическая философия.

2.Политическая социология - изучает срезы политических

явлений.

3.Прикладная политика

4.Политическая психология- изучает субъективные механизмы политических взаимодействий, влияние на и; сознание, волю, эмоции и т.д.


 

5.Политическая антропология - связь политики с социологобиологическими качествами человека.

6 Политическая география - зависимость политических процессов от географического положения страны.

 

Вопрос 2. Методы исследования и функции политологии.

 

Политология не разрабатывает собственных специфических методов исследования, использует для изучения политической реальности, методы различных наук, на которых она базируется.

Политическая философия- методология постижения реальности. Используется исторический опыт-изучение политических явлений в процессе их становления и развития в связи с прошлым.

Системно-функциональный метод так как политика это функцио­нальная система.

Сравнительный метод- сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства политических партий.

Конспект-анализ - изучение документов, то есть анализ политической информации.

Наблюдение, опрос.

1 Познавательная

2 Рационализация общественной общности

3 Прогностическая

 


Вопрос 3. Исто рия политических учений.

 

Политические идеи древнего мира и средневековья.

 

Зародилась политическая мысль в странах Древнего Востока, а расцвела в Древней Греции и Риме.

Платон (427-397 год до нашей эры)-Государство"и"Законы" совершен-
ное государство- справедливость, иерархия сословий: философы-правители,
стражи-воины, ремесленники –крестьяне -физический труд. Все общее.

Аристотель(384-322 г до н.э.) Истинная цель государства - общее благо. За монархию.

Цецерон(106-43 г до н.э.) 3 формы государства: аристократия, демократия, царизм.

 

Эпоха возрождения и эпоха бурных революций

 

l Макиавелли(1469-1527)-Государь" В политике надо опираться на с илу. Цель оправдывает средства

Философы- Томас Гобс. Дж.Локк. Вольгер. Спиноза. Ж-Ж Руссо.

Н.Кант- концепция либерализма автономность личности. Человек- цель, а не средство.Политика- гармония цели и средства

' Гегель(1770-1831)- идеалистическая теория государства Учение о гражданском обществе, о правовом государстве.

Вольтер -конституционная монархия и в конце жизни -Республика

Политические мысли этой эпохи:

1.Народный суверенитет 2.Правовое государство 3.Разделение власти О Утопический социализм: 1-этап - Т.Мор - книга "Утопия"- общественная собственность, демократия, разностороннее развитие личности.

2 -этап - С. Симон, 1П Фурье, Р.Оуэн.

3-этап - Чернышевский - демократическая республика, народовластие на базе крестьянской общины.

 

(Марксиско • ленинская концепции политики.

 

К. Маркс Ф. Энгел- материалистическое учение о политике: 1.Политнческне отношения появляются на основе общеэкономических отношений.

2.Политика важный инструмент формирования экономических отношений. 3.Государство-продукт классовых противоречии и служит интересам господствующего класса.

 

Общественно-политическая мысль России XIX-XX вв.

 

Начало 19 века- Декабристы: Пестель, Чадаев - идеи природного равенства.Надо создать гражданское общество, отменить крепостное право. Республика

Герцен А. (1812-1870) - Идея русского социализма. Сельская община, социальный переворот, то есть, революция.

Чернышевский Н. - '"Что делать?".К социализму через крестьянские общины. Против частной собственности.

Народники: Лавров, Ткачев, Бакунин.

Соловьев В. (1853-1900) - идея "богочеловечества".В основе нормального общества лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви.

Федоров Ф. (1828-1903) - идея ненасилия, братства на основе слияния интеллигенции с народом.

Бердяев П. (1874-1942) - марксизм - это гуманистическое начало, его цель - освобождение человечества идея свободы.

Милюков П. (1859-1943) - либерал, он стремился преодолеть остатки идеологии белого движения. вел пропаганду против новых попыток интервенции в Советской России "Народ перешел в новую жизнь".

 

Современные политические учения Запада.

 

. Людвиг Гумплович -книга "Социология и политика"-общественная жизнь-это борьба между группами людей.

Спенсер Г. - "Основание социологии". Теория социальной обусловленности власти. В основе общих отношении лежит сотрудничест­во людей.

Парето - создал теорию элит.

Острогорский, Михельсон - создали теорию бюрократизации полити­ческих партий.

М.Вебер - учение о бюрократии. Ее черты: 1.Неизменные методы руководства.

2.Четкое распределение функций.

3.Иерархия властных полномочий.

4.Коллектнвацня собственника, средства осуществления власти и служебные места

5.Кругообращение документов. Политологи:

- Лассуэл, Даль, Тоффлер, Бобио - Центральное место в политологии занимают вопросы власти и демократизации жизни общества в условиях перехода цивилизации к постиндустриальному обществу.

 

ТЕМА: " Власть и властные отношения."

 

Воп рос 1. Понятие власти. Субъекты, объекты, рес у рсы и формы

сущест вования власти.

Воп рос 2. Виды власти. Легитимность

 

 

В оп рос 3. Понятие власти, Объекты, объекты - р есурсы и ф о рмы существования власти.

 

Власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как "власть над", как принуждение, как сила.

Власть начинается тем, где возникает подчинение. В основе подчинения лежит неравенство: естественное (физиологическое - страх перед насильни­ком, интеллектуальное и др.) и социальное (экономическое, образовательное и др.)

Основными элементами власти являются ее субъект, объект и средства. Субъект - личность, организация и др. Должен обладать рядом качеств, как желание властвовать. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1.приказ 2.подчиненне 3.наказание 4. нормирования поведения.

, Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.' Одним из важных внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием. Более стабильной является власть, основанная на интересе. Но более сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения.(перед умом, опытом т. е.преклонение перед авторитетом).

Ресурсы власти - это либо важные ценности(Деньги), либо орудия при помощи которых можно лишить человека его ценностей, либо средство массовой информации.

Ресурсы бывают:

1.Утилитарные - материальные или другие блага

2.Принудительные - уголовные, административное воздействие.

3.Экономические - материальные ценности(деньги, продукты).

4.Социальные - повышение статуса (должности).

5.Культурно-информацион­ные - знания (институт, СМИ). 6.Силовые - оружие.

Формы власти:

1. Господство: экономическое, политическое, идеологическое.

2. Руководство - способность личности, партии, коллектива
осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными
методами и средствами власти на сферы, коллективы, отдельных людей.

З.Управление - на целенаправленное поведение объектов. 4.Контроль - следят за тем, как реализуются законы. указы.

 

Вопрос 2, Виды власти. Легитимность.-

 

1.Экономическая власть - контроль над экономическими ресурсами.

2.Социальная власть - распределение положение в социальных структурах.

3 Политическая власть - организованная воля одной группы людей по отношению к другой. Ее признаки: легитимности (сила), верховенство, публичность, моноцентричность (единый центр), многообразие ресурсов.

4.Государственен власть - монопольное право издавать законы, обязатель­ные для всего населения (аппарат принуждения - суд, закон).

5.Духовноинформационая власть - власть над людьми с помощью научных знаний и информации.

В зависимости от субъекта власть делится: на партийную, профсоюзную, военную, семейную...

По широте распространения выделяют: Мегауровень - международные ор­ганизации (ООН,НАТО) и Макроуровень - центральные органы государства, Мезоуровень - подчинение центру,Микроуровень - власть в малых группах. ' Есть классификация власти:

1. по ее функциям - законодательная исполнительная судебная.

2. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти -демократическая.авторитарная н т.п.

Власть должна обладать легитимностью (законченность)

Три способа достижения легитимности:

1.Традиционная - обычай, привычка повиновения власти(вера в царя, короля, вождя).

2.Легальная или рационально-правовая - признание установленных юридических норм(конституционное государство).

З.Харазматическая - исключительное качество руководителя, культ личности.

Есть также- идеологическая - идеология в массовое сознание, национализм.

 

Источники легитимности:

1.Участие граждан в управлении.

2.Технократическая- через экономическую, военную и т.д. власть

3.Легитимность через принуждение(через ограничение прав и свобод).


ТЕМА: " Д емократия, как форма власти и средство политического процесса."

 

Вопрос 1 Общие признаки, демократии.

Вопрос 2 Демократия как идеал общественного устройства и как

реальность

 

Вопрос 1. Общие признаки демократии.

 

\> Демократия- от греческого - demos-народ и cratos - власть то есть власть народа

Демократия- власть народа, народовластие, форма политического госу­дарственного устройства, основанная на признании народа, как источника власти, его права принимать участие в управлении государством. Место рождения демократии город Афины V век до нашей эры. Собрание принимало решение.

Есть.1.Прямая демократия- принятие коллективных решений всеми гражданами.

2.Представителеная-а управлении через своих представителей.

З.Либеральная или конституционная демократия. 4

4 Плюралистическая демократия - механизм урегулирования конфликтов.

Признаки демократии:

1.Признание народа источником власти в суверенном государстве. 2.Равноправие граждан.

3.Подчинение меньшинства большинству при принятии решений. 4.Выборность органов государства

Демократия - политическое равенство всех граждан перед законом. Равноправие граждан может быть достигнуто в условиях правового государства где верховенство закона во всех сферах жизни общества. Для демократичной формы правления характерна многопартийность.

 

Вопрос 2.Демократия как идеал общественного устройства и как реальность

 

 

Не может быть совершенной демократии, но несмотря на ее недос­татке идеализация действительности, игнорирование правительства -бизнес. ВПК, профсоюз),Современная парламентская демократия наиболее популярна

Демократия обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив,расширяет политический выбор. Человек не всегда готов к демократии, кому-то нужна сильная авторитарная власть.

у Демократия - благо, когда она соответствует политической культурен менталитету народа

ТКМА: «Политическая система общества. "

 

Вопрос1 Понятие политической системы.

Вопрос 2.Структура и функции политической системы,

Вопрос З. Типы политической системы.

 

Вопрос 1.Понятие политической системы

 

Всякое классовое общество политически оформленное имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Политическая система взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, правовой, идеалистической, культурной.

Пределы политической системы определяются границами. в рамках которых политические решения данной системы обязательный реально используются.

Политическая система - универсально управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социаль­ными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе государственной власти.

Понятие политическая система - выражает единство двух сторон политики.организации и деятельности, действия и структуры.

 

Вопрос 2. Ст руктура и функции политическ ой системы.

 

В структуре политической системы есть подсистемы:

1.Институционально (организации, учреждение)

2.Нормативная-(правовые, моральные, политические традиции)

З.Функциональные-(формы и направления политической деятельности, политические процессы методы осуществления власти.)

4.Коммуникативная-(взаимодействие, связи пример между партией и государством)

5 Идеологическая-(взгляды)

Есть 4 главных групп элементов политической системы:

1.Политическая организация

2.Политические отношения

3.Политические и правовые нормы

5.Политическое сознание и политическая культура

Политическая организация- это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в обществе. Она включает:

1. Государство

2.Партии

3.Массовые общественные организации политических движений

4.Средство массовой информации(СМИ)-Четвертая власть после законода­тельной исполнительной судебной: Власть любыми средствами контролирует СМИ так как это позволяет влиять на коллективное сознание и направлять поведение масс.

5.Церковь.

Политические отношения- взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. У них 3 группы:

1.Отношения между классами социальными группами,нациями,государством.

2.Воздействие органов руководства и управления на социально-экономи­ческие, политические, культурные процессы. 3.Отношения между политическими органами и учреждениями.

 

Политические и правовые нормы- в виде конституции,уставов, традиций. Это нормативная основа политической системы отношений, они придают ей упорядочность.

Политическое сознание и политическая культура- выработка уста­новок. Идет политическое настроение масс.

Функции: 1.Определение целей и задач общества

2.Выработка программ в соответствии с интересами правящих слоев общества

3.Мобилизация ресурсов общества на выполнение интересов

общества

4.Контроль за распр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: