Эллинистическая риторика




Античная риторика

Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачейкоторых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил,относящихся собственно к стилистике и грамматике.

Крупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Возникновение риторики (V в. до н. э.)

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу,сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источниковизвестно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузскоготирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору).

Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работницаубеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός)». Он первый делает попытку установить чёткое делениеораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις),доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение. Он же высказал положение, чтоглавная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного (εἰκός),для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы.

Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которыхособенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же системусофистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовыхречей судебных ораторов.

Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл,что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдатьстарое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивыемнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен былзнать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемыевозражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю» (др.-греч. περὶ τοῦ καιροῦ),где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалосьнаставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать сдостоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια) Горгий противопоставлялутверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια).

Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизмачастей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах,Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софистыПротагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде.

Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологическийматериал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачуАристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическимправилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

Риторика Аристотеля

Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения,распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности инаходит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякогорода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеетдело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудьодной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой втаком смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихсяжитейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинаетсклонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает кпомощи риторики, сознательно или бессознательно. Понимая риторику таким образом, Аристотельопределяет её как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данногопредмета.

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: онхотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем долженруководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, онразделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которыхоратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей илиотклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личныхсвойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям итаким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касаетсяспециальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения,которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории(например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков) и анализ силыиспользуемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не толькооказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и внаше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научногоисследования и теперь. Приняв многие положения Аристотеля как догматические истины, риторика вДревней Греции, и, позднее, в Западной Европе, однако уклонилась от эмпирического метода исследования,возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты.

Эллинистическая риторика

В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5частей[1]:

  1. Нахождение (в латинской терминологии — инвенция) — систематизация содержания речей и используемыхв них доказательств.
  2. Расположение (в латинской терминологии — диспозиция) — деление речи на вступление, изложение,разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение.
  3. Словесное выражение (в латинской терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов,о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи.
  4. Запоминание (в латинской терминологии — мемория).
  5. Произнесение (в латинской терминологии — акцио).

В состав учения о словесном выражении входило и учение о трёх стилях: в зависимости от использованиястилистических средств — о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своёзначение в Средние века и в эпоху Возрождения.

После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей:на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируютсядва направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийсяпреимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставившийцелью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах,изобилующий сравнениями и метафорами.

Древнеримская риторика

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э.. Оригинальностью римская риторика никогда неотличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизманаправления был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, внекоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римскойлитературе можно считать Юлия Цезаря.

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в которомразличались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными,но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение оразработке пяти этапов речи.

(не из википедии)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: