Особенности эллинистической риторики




Как известно, Аристотель в своем творчестве выделил три вида речей: политические, судебные и эпидейктическом (торжественные, похвальные) В Древней Греции классического периода ведущую роль играли политические речи В период эллинизма эта роль переходит к торжественных речей В системе античной риторики происходят значительные изменения Прежде всего изменяется эстетический идеал красноречия Целью политической речи было пере выполнения слушателей, а торжественной - понравиться аудитории и греческое красноречие ищет пафоса, изысканности, пышности, блеска В речах появляются редкие слова, высокопарные метафоры, подчеркнутый ритий ритм.

Особенно это оказалось в азиатском стиле - направлении в риторике, образовавшийся в риторических школах и достиг наибольшей совершенства в городах Малой Азии в III веке до н.э Риторика теперь была лишена острого содержания политической борьбы, нас на ажувала политических ораторов прошлого В риторических школах культивировалось торжественное панегирическое красноречие в честь монарха, а также судебные ораторские речи на выбранную тему При отсутствии живого содержательные ту риторика обращается преимущественно к формальным эффектов, среди которых различали два стилевые направления - \"нарядный\" и \"високомовний "високомовний".

Характерный признак \"нарядного\" стилевого направления состоит в поисках слуховых эффектов, под влиянием которых в аудитории создавалось впечатление пения Представители \"високомовного\" стиля тяготели к эмоциональной патетики и высокопарности Обоим ответвлением было присуще стремление максимально повысить нагрузку каждого элемента фразы

Другой эллинистический направление в риторике получил название аттикизм Он получил развития во II-I вв до н.э и ориентировался на архаическую в то время язык и стилистику аттической прозы, в частности, произведения Лисия, а так каждого Фукидиддіда.

Кроме изменения эстетического идеала возрастает также значение теоретических приписываемых для красноречия силу того, что, в отличие от политических речей, которые полностью зависят от неповторимой конкретн ной ситуации, содержание торжественных речей более однообразен и поэтому его можно подготовить заранее Согласно этому разрабатываются теоретические системы риторики, стремящихся охватить как можно больше многообразий итних случаев, с которыми приходится иметь дело ораторру.

Образцом для риторов эпохи эллинизма выступали древнегреческие ораторы классического периода В III века до н.э в Пергамский библиотеке создается известный канон десяти аттических ораторов в состав которого вошли Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх, Эсхин До этого канона позже часто обращались выдающиеся ораторы, теоретики и учителя ораторского искусства

Если говорить о соотношении риторики и философии в эпоху эллинизма, то следует отметить, что эллинистическая риторика все больше отмежевывается от философских интересов Риторические школы этого периода в большее внимание уделяют именно искусству слова В них постепенно вырабатывается тип оратора, который способен говорить на любую тему, но при этом почти не знать ничегого.

Именно школьная риторика еще со времен Исократа стала основой античной образования В риторических школах распространяются упражнения, которые называются декламации - речи на вымышленные темы Сначала этим термином обозначали су уто вокальные упражнения, а уже потом они выступают как специфические упражнения в риторических школах Существовало два вида декламаций: контроверсии и суазорииії. контроверсии - это судебные речи по вымышленных делам, а суазории - речи на вымышленные политические темы

Если говорить об отношении философских школ эпохи эллинизма к риторике, то следует остановиться на двух школах Особый интерес вызывает отношение академиков наследников Платона, к риторике Некоторое время они отвергали эту дисциплину Однако II века до н.э в Академии царит уже скептицизм Представители этого поколения академиков охотно привлекают к преподаванию Ритой орични приемы А именно: \"о любой предмет говорить и за, и против\" и тем самым подводить слушателя к нужным выводам Философ Карнеад, возглавлявший Академию в 160-129 гг до н.э., даже стал в и кий способ известных ораторовосібвідомим оратором.

В 156/155 гг до н э Карнеад вместе с несколькими философами посетил Рим в составе дипломатической миссии Там он в течение двух дней провозгласил блестящую речь о справедливости В первый день он доказывал, что справедливость по акладена в самой природе человека и поэтому достойна стремление к ней сама по себе На второй день Карнеад показал, что справедливость - это условная установка, которую придумали слабые люди в противовес сильным Для с ильного справедливость вовсе не обязательно Известный древнеримский политический деятель того временичасу Катон Старший услышав эти речи, приказал изгнать греческих философов из Рима По его мнению, такая \"игра\" с истиной угрожала римской молодежи

Представители еще одной эллинистической философской школы - стоической - считали, что риторика составляет необходимую часть знаний настоящего мудреца Они исходили из внутреннего единства риторики и диалектики и Риторика является наукой изящно говорить с помощью сложных рассуждений, а диалектика - наукой правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов Кроме того, они придерживались ь аристотелевского разделения речей на политические, судебные и торжественные, сама же ораторская речь, по их мнению, состоит из введения, рассказы, возражения и завершение касается общей структуры риторики, то стоики выделяли четыре части: изобретение, изложение, построение и исполненииання.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: