Практическое занятие № 5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА




Учебная цель: приобретение навыков комплексной оценки результатов деятельности персонала по профессиональным и личностным качествам, уровню квалификации, результатам труда и сложности выполняемых работ

Порядок проведения комплексной оценки:

1. оценить профессиональные и личностные качества сотрудников отдела маркетинга.

2. оценить уровень квалификации работ.

3. оценить сложность выполняемых работ.

4. оценить результаты труда.

5. дать комплексную оценку результатов труда и деловых качество работников отдела маркетинга.

6. разработка предложений по полученным результатам.

1. Расчет оценки профессиональных и личностных качеств работника (П)

Для определения величины показателя П проводится оценка степени проявления каждого из признаков (табл. 1) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем.

Каждый признак профессиональных и личностных качеств (для специалистов – 6) имеет три уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1,25. ниже среднего – 0,75.

Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личностные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле:

П = ∑ aij* xi,

гдеi–порядковый номер признака (i = 1, 2, … n) (для специалистов n = 6);

j – уровень (степень) проявления признака (средний, выше среднего, ниже среднего);

aij – количественная мера признака у работника;

xi, - удельная значимость признака в общей оценке (доли единицы).

 

2. Расчет оценки уровня квалификации работников(К)

Для оценки К принимается единый набор признаков, относящихся ко всем категориям работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности.

По уровню образования все работники распределяются на две группы

1 группа – имеющие среднее специальное образование;

2 группа – имеющие высшее или незаконченное высшее (4 – 5 курс вуза) образование.

Таблица 1 - Оценка признаков, определяющих профессиональные и личностные качества специалиста

Признаки профессиональных и личностных качеств Удельная значимость признаков Оценка признаков с учетом удельной значимости
0,75 1,00 1,25
гр. 2 * 0,75 гр. 2 * 1,0 гр. 2 * 1,25
         
1. Профессиональная компетентность – знание законодательных актов, руководящих нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами 0,34 0,25 0,34 0,42
2. Осознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений 0,17 0,13 0,17 0,21
3. Способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном 0,12 0,09 0,12 0,15
4. Способность выполнять должностные функции самостоятельно без помощи руководителя или старшего по должности 0,10 0,07 0,10 0,12
5. Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям 0,10 0,07 0,10 0,12
6. Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях. 0,17 0,13 0,17 0,21

В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.

В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (табл. 2).

Оценка уровня квалификации определяется по формуле:

 

К = (ОБ + СТ) / 3,

 

где ОБ – оценка образования (ОБ = 1, 2),

СТ – оценка стажа работы по специальности (СТ = 0,25; 0,50; 0,75; 1,0);

3 – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы (1 + 2 = 3).

Таблица 2 - Оценка уровня квалификации

Номер группы по стажу Оценка стажа Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы
1 группа среднее специальное образование 2 группа высшее и незаконченное высшее образование
  0,25 0 – 9 0-9
  0,50 9 -1 3, свыше 29 9 – 17, свыше 29
  0,75 13-17, 21 – 29 17 – 25
  1,00 17 - 21 26 – 29

 

3. Расчет оценки сложности выполняемых работ (С)

Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения, обусловленные постепенным усложнением работ (от менее сложных к более сложным). В таблице 3 приведены средние значения коэффициентов сложности выполняемых работ для каждой должностной группы работников.

Таблица 3- Средние коэффициенты сложности работ

№ п/п Наименование должности Коэффициент сложности
  Начальник отдела 1,0
  Главный специалист 0,89
  Ведущий специалист 0,8
  Специалист 1 категории 0,68
  Специалист 2 категории 0,57

4. Расчет оценки результатов труда (Р)

Для определения величины Р производится оценка уровня (степени) проявления каждого из следующих признаков:

- количество выполненных плановых и внеплановых работ (заданий);

- качество выполненных работ (заданий);

- соблюдение сроков выполнения работ (заданий).

Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников и др.

Каждый признак имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения по каждой должностной группе. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего – 1,25, ниже среднего – 0,75.

Оценка Р определяется так же, как и П (см. табл. 4).

 

Таблица 4 - Оценка признаков, определяющих результаты труда работников

Признаки результатов труда Удельная значимость признаков Оценка признаков с учетом значимости
0,75 1,0 1,25
    гр. 3 = гр. 2 * 075 гр. 4 = гр. 2 * 1,0 гр. 5 = гр. 2 * 1,25
1. Количество выполненных работ 0,30 0,225 0,30 0,375
2. Качество выполненных работ 0,40 0,30 0,40 0,50
3. Соблюдение сроков выполнения работ 0,30 0,225 0,30 0,375

 

5. Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работника (Д)

Комплексная оценка Д получается на основе учета всех рассмотренных выше показателей оценки – профессиональных и личностных качеств, уровня квалификации, сложности работ и результатов труда:

 

Д = П * К + Р * С

6. Разработка предложений

По итогам комплексной оценки необходимо разработать предложения по:

- премированию работников,

- изменению уровня должностного оклада,

- должностному продвижению работников,

- улучшению расстановки и рациональному использованию работников отдела,

- повышению квалификации сотрудников отдела (выбору форм и методов работы).

Задания для выполнения расчетной части контрольной работы

ФИО специалиста, должность Степень достижения признаков *, определяющих профессиональные и личностные качества Уровень образования Стаж работы по специальности (лет) Степень проявления признаков*, определяющих результаты труда
                 
1. Главный специалист Ларин С. И. 1,25 1,25 1,25 1,25 1,0 1,0 Высшее   1,0 1,25 1,25
2. Ведущий специалист Воронина Л. В. 1,25 1,25 1,0 1,0 1,25 1,0 Высшее   1,25 1,25 1,0
3. Специалист 1 категории Сушков Л. С. 1,25 1,0 1,25 1,25 1,0 1,25 Высшее   1,0 1,25 1,25
4. Специалист 1 категории Зимина А. М. 1,25 1,25 1,0 1,25 1,0 1,0 Высшее   1,25 1,0 1,0
5. Специалист 2 категории Сахарова З. К. 1,0 1,0 1,25 0,75 1,0 1,0 Незаконченное высшее (5 курс)   1,0 1,0 0,75
6. Специалист 2 категории Алексеева Н. И. 1,25 1,25 1,0 1,0 1,0 1,25 Незаконченное высшее (4 курс)   1,25 0,75 1,0
7. Специалист 2 категории Зуева С. В. 1,0 1,0 0,75 0,75 1,0 0,75 Среднее специальное   1,0 0,75 1,0

 

 

 

Практическое занятие №6: «Диагностика человеческих ресурсов на основе использования методики межличностной диагностики Т. Лири»

 

Цель работы: Изучение метода межличностной диагностики Т. Лири и приобретение практических навыков построения личностных профилей членов группы.

Содержание и порядок выполнения работы

1. По приведенным в опроснике характеристикам каждый респондент дает оценку (по возможности искреннюю и объективную) самому себе. Для этого в клетках регистрационного бланка (таблица 1) следует зачеркнуть номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют представлению респондента о самом себе.

2. При помощи ключа (таблица 2) определить суммы по каждому октанту, построить личностный профиль и определить показатели по двум основным параметрам: «Доминирование» и «Дружелюбие». Пример готового личностного профиля приведен на рисунке 2.

4. По приведенным в опроснике характеристикам каждый респондент дает оценку (по возможности искреннюю и объективную) остальным членам рабочей группы. Для этого в клетках регистрационного бланка следует зачеркнуть номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют вашему представлению об оцениваемой вами личности. На каждого оцениваемого вы должны заполнить приведенным выше способом одну сетку регистрационного листа. Рядом укажите его фамилию.

5. При помощи ключа определить суммы по октантам, построить личностный профиль и определить показатели «Доминирование» и «Дружелюбие» для каждого оцениваемого члена рабочей группы.

6. Для каждого члена группы сформировать комплект личностных профилей и построить усредненный личностный профиль путем нанесения на дискограмму средней арифметической суммы по каждому октанту.

7. На основе классификации типов личности Т. Лири (таблица 3) составить краткую характеристику членов группы.

8. Какие групповые роли вам известны? На основе полученных данных о членах рабочей группы распределите групповые роли таким образом, чтобы максимально повысить работоспособность группы в целом. Обоснуйте свой выбор.

Таблица 1 - Регистрационный бланк

                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Таблица 2 - «Ключ» к опроснику методики Лири

Номер октанта Номер вопроса  
I                                
II                                
III                                
IV                                
V                                
VI                                
VII                                
VIII                                
                                   

 

 
 

 


Рис. 2. Пример представления личностного профиля

Таблица 3 - Классификация типов личности Т. Лири

№ октанта Характеристика типа личности
I октант. Авторитарный тип личности 13-16 – диктаторский, властный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности, не умеет принимать советы других. Окружающие признают эту властность. 9-12 – энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II октант. Эгоистичный тип личности 13-16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, расчетливый, независимый, хвастливый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно. 0-12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III октант. Агрессивный тип личности 13-16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения. 9-12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, склонный во всем обвинять окружающих, ироничный, раздражительный. 0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV октант. Подозрительный тип личности 13-16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, всем недоволен (шизоидный тип характера). 9-12 – критичен, необщителен, неуверен в себе, подозрителен, разочарован в людях, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 – критичный по отношению к социальным явлениям и людям.
V октант. Подчиняемый тип личности 13-16 – покорный, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. 9-12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации. 0-8 – скромный, робкий, эмоционально сдержанный, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI октант. Зависимый тип личности 13-16 –неуверен в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожен, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы. 0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII октант. Дружелюбный тип личности 9-16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, стремится к целям микрогрупп (истероидный тип характера). 0-8 – склонный к сотрудничеству, гибкий в конфликтных ситуациях, сознательно конформный, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, чувствовать себя в центре внимания.
VIII октант. Альтруистический тип личности 9-16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, навязчивый в своей помощи, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа). 0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, бескорыстный и отзывчивый.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: