Рабочая программа дисциплины
« Философские проблемы химии »
Направление подготовки (специальность)
04.04.01 «Химия»
По магистерской программе «Физическая химия»
Присваиваемая квалификация (степень)
магистр
Форма обучения
Очная
Челябинск, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины согласована:
Ученым советом химического факультета
Протокол заседания № 3 от «19» октября 2016г.
Председатель Ученого совета
химического факультета _________________________ В.А. Бурмистров
Секретарь Ученого совета
химического факультета ________________________ С.Е. Працкова
Рабочая программа дисциплины одобрена и рекомендована
кафедрой философии
Протокол заседания № 02 от «16» сентября 2016 г.
И.О. Заведующий кафедрой философии _____________________ О.А. Брильц
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 04.04.01 – «Химия», утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 23.09.2015 г. № 1042.
Автор (составитель):
Доцент кафедры философии___________________________ С.А. Денискин
Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «01» сентября 2016 г. № 476-1 «Об утверждении шаблонов документов».
Начальник управления
образовательной политики _________________ С.П. Еремеева
«____»__________ 2016 г.
Содержание
1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | |
1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………… | |
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы. | |
2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | |
2.1. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с казанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся …………………………….. | |
2.2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………… | |
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю). | |
4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………...… | |
5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)…………………… | |
6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)… | |
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………………………………………… | |
8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. | |
9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)………………………………………………………………. 10. Описание наборов демонстрационного оборудования и учебно-методических пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации занятий лекционного типа ………………………. |
Вводная часть
Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Программа составлена в соответствии с образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям.
Целью курса является осуществление анализа наиболее актуальных проблем современной химии, имеющих особую мировоззренческую значимость, и на этой основе решение задачи формирования у студентов интереса к философскому осмыслению достижений естественнонаучного познания и выработке целостного научного мировоззрения.
Задачи курса: обеспечить концептуальное восприятие современного естествознания, ознакомить с современным научным мировоззрением и принципами научного мышления.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Философские проблемы химии» относится к базовой части Б1.Б2 и является одной из составляющих «Философии науки» - междисциплинарного знания, ориентированного на философское осмысление науки как системы теорий, как социального института и культурного феномена. Обучение опирается на основные понятия и концепции онтологии и теории познания.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения ОП обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1. Результаты освоения ОП
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС ВО | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине | |
Общекультурные компетенции | |||
ОК-1 | Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. | Знать: 1) сущность и содержание основных этапов развития естествознания и химии; 2) философские проблемы фундаментальных химических концепций. | |
Уметь: 1) проводить философский анализ естественнонаучной информации; 2) формулировать научную проблему в процессе исследовательской деятельности. | |||
Владеть: философской и научной методологией в познании природных явлений и применять ее в обобщении естественнонаучных знаний. | |||
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:
Таблица 2. Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий
Объём дисциплины | Всего |
Общая трудоемкость дисциплины (часы) | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | |
Аудиторная работа по учебному плану (всего): | |
в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | |
Вид промежуточной аттестации — зачёт | - |
Семестр обучения |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Таблица 3 – Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля
№ темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Семестр | Объем в часах по видам учебной работы | Формы контроля | |||||
Всего | Л | ПЗ | С | ЛР | СРС | ||||
Философия и наука. | Устный опрос | ||||||||
Философские основания научной революции XVII века. | Собеседование, реферат | ||||||||
Научное и философское обоснование химии. | Собеседование | ||||||||
Научные революции в химии. Концепт истинности в химии. | Собеседование, реферат | ||||||||
Системная познавательная модель в химической науке. | Собеседование | ||||||||
Термодинамическая познавательная модель и эволюционизм в химической науке. | Собеседование | ||||||||
Философские основы теоретического познания самоорганизующихся объектов. | Собеседование, реферат | ||||||||
Синергетическая познавательная модель: самоуправление и самоорганизация. Органическая химия и биохимия. | Собеседование | ||||||||
Химия и современная социокультурная реальность. Будущее химии в аспекте преодоления глобальных проблем. | Собеседование, тест | ||||||||
Итого | Зачёт |
( Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов)
Таблица 4. Темы лекций, их содержание, трудоемкость
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание | Кол-во часов |
Содержание лекционного курса | |||
Философия и наука | Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Философия – теоретическое рефлексивное мировоззрение. Формирование философской проблематики: единство субстанции, изменения, причинности. Базовые концепты: теоретическое-эмпирическое, прерывное-непрерывное, единое-многое, конечное-бесконечное, статичное-изменчивое, система-синтагма, гармоничное-хаотичное. | ||
Философские основания научной революции XVII века | Бытие и реальность, критерии реальности, виды реальности. Качество, количество, мера. Сущность, явление. Аспекты реальности: субстанция, движение, отношение. Энергия как способность к изменению. Пространство и время как способ существования вещей. Учение о связи как причинном отношении. Проблемная ситуация как познавательная неопределённость. Истина как центральная тема теории познания. | ||
Научное и философское обоснование химии | Этапы становления химии как естественнонаучной дисциплины: квазихимия, алхимия и протохимия. Философские основы алхимии как сакральной науки о превращениях веществ. Цели и методы алхимического познания. Субъект и объект алхимии. Основные понятия алхимии. Проблема «синтеза знаний». | ||
Научные революции в химии | Эволюция концептуальных схем как этапы научных революций в химии (состав-структура-организация-самоорганизация). Философские основания теоретических концепций: механицизм, физикализм, химизм и органицизм. Особенности классификации химических объектов (естественные и искусственные виды). Проблема физикализации химии: термодинамика, кинетическая, потенциальная, свободная энергия и потенциалы; связь и взаимодействие. Проблема истинности в химическом познании. | ||
Системная познавательная модель в химической науке | Понятие системы. Соотношение целое-части. Структура и свойства. Химическая система: элемент, химическая связь, вещество. Современные математические модели системы – теория гиперкомплексных систем. Критерий открытости системы. | ||
Термодинамическая познавательная модель и эволюционизм в химической науке | Философские основания классической и неклассической термодинамики. Равновесные, стационарные и нестационарные системы. Метод термодинамических потенциалов (химическая энергия). | ||
Философские основы теоретического познания самоорганизующихся объектов | Философские основы идеализации самоорганизующихся объектов. Учение о целесообразности природы. Виды детерминизма неживых и живых объектов: действующие и конечные причины. Функциональные и модифицирующие связи. | ||
Синергетическая познавательная модель: самоуправление и самоорганизация | Философские основания концептуализации механических (механика Ньютона), саморегулирующихся (кибернетика) и самоорганизующихся (синергетика) объектов как типы научной рациональности. Когерентность (резонанс) и кооперация (сопряжение). Генетические (порождающие) связи как механизм направленности химической эволюции. | ||
Химия и современная социокультурная реальность | Экология, медицина, биотехнология, микроэлектроника, энергетика и химия. Биохимические манипуляции с биологической субстанцией (ГМО и фармакология): социокультурные основания и оценка возможных последствий. Этика учёного. Новые технологии как аспект разрешения глобальных проблем: энергетика, микроэлектроника, биотехнология, экология и медицина. Будущее химии в аспекте преодоления глобальных проблем. | ||
Итого за семестр |
Таблица 5. Состав и объем практического занятия/семинара
Содержание практических занятий | |||
Философия и наука | Научная картина мира. Истоки, становление и периодизация античной философии. Естествознание – научное познание фрагмента мира (физических объектов и процессов). | ||
Философские основания научной революции XVII века | Становление механистической картины мира. Идея бесконечной Вселенной с универсальными законами. Теоретическое познание: идеальный объект в идеальном пространстве. | ||
Научное и философское обоснование химии | Философские основы концептуализации объекта и предмета химии Нового времени. Протохимия - канун научной химии, отделении химического знания от философского. Химия как комплекс научных теорий. | ||
Научные революции в химии | Механистическая (понятие силы; закон действия масс) и атомистическая (атомы, молекулы, химический элемент, вещество) картины мира. Особенности идеализации в химии. | ||
Системная познавательная модель в химической науке | Философские основания учения о химической связи: основание связи, линия связи, типы связей. | ||
Термодинамическая познавательная модель и эволюционизм в химической науке | Развитие: усложнение структуры, развертывание функциональных возможностей. Формы движения материи. Изменчивость химического объекта. Проблема химической эволюции. | ||
Философские основы теоретического познания самоорганизующихся объектов | Особенности организации в природе: идея полярности и идея сопряжённости противоположных процессов. Органическая химия и биохимия. | ||
Синергетическая познавательная модель: самоуправление и самоорганизация | Синергетика – концептуализация сложных объектов. Реакция Белоусова-Жаботинского как демонстрация в синергетике самоорганизующейся системы. Модель элементарной химической ячейки как теоретическая основа химии самоорганизации. | ||
Химия и современная социокультурная реальность | Новые направления химической технологии как результат дисциплинарной интеграции: молекулярный дизайн, нанохимия, спиновая химия, элементная база молекулярных компьютеров, супрамолекулярная химия. Химия и мультидисциплинарные области естествознания. | ||
Итого за семестр: |
3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
3.1. Формы организации самостоятельной работы обучающихся.
Таблица 6.
Номер раздела | Тема СРС | Количество часов | Литература Осн-Доп | ||
Философия и наука. | Осн.: 1,5. Доп.: 7, 10, 15. | Подготовка выступлений на семинаре | |||
Философские основания научных революций | Осн.: 2, 3, 5. Доп.: 6, 7, 10, 11,15, 16, 17. | Подготовка выступлений на семинаре, контрольная работа, тестирование. | |||
Познавательные модели естествознания. | Осн.: 1, 2, 4. Доп.: 8, 9, 12, 13, 14, 18. | Подготовка выступлений на семинаре.. | |||
Будущее химии в аспекте преодоления глобальных проблем. | Осн.: 1, 3, 5. Доп.: 11, 13, 17. | Подготовка рефератов, зачёт. | |||
ИТОГО: 72 часа | |||||
3.2. Вопросы для самоконтроля.
1. В чём особенность философии как мировоззрения?
2. Перечислите основные философские проблемы, сформулированные в Античности.
3. В чём суть космоцентризма?
4. Дайте определение категорий классической онтологии: материя, движение, энергия, отношение, связь.
5. Перечислите этапы становления химии как естественнонаучной дисциплины.
6. Каковы философские основы алхимии как сакральной науки о превращениях веществ?
7. Перечислите цели и методы алхимического познания.
8. Назовите субъект и объект алхимии.
9. Сформулируйте определение химии как естественнонаучной дисциплины.
10. Перечислите концептуальные схемы в химическом познании как этапы научных революций в химии.
11. Назовите философские основания теоретических концепций в химии.
12. Сформулируйте особенности классификации химических объектов.
13. В чём проблема физикализации химии?
14. В чём состоит проблема истинности в химическом познании?
15. Системная модель в химии: определите особенность химической системы.
16. Каковы базовые принципы теории гиперкомплексных систем?
17. Как формулируется критерий открытости системы в теории гиперкомплексных систем?
18. Каковы философские основания классической и неклассической термодинамики?
19. Каковы философские основания учения о связи?
20. В чём принципиальное отличие физической, функциональной и модифицирующей связей?
21. В чём принципиальное отличие саморегулирующихся и самоорганизующихся объектов?
22. Концепция глобального эволюционизма: эволюционирует ли химическая реальность?
23. Является ли таблица химических элементов отражением химической эволюции?
24. В чём принципиальное отличие органической химии и биохимии?
25. Этика учёного: несёт ли моральную ответственность учёный за результат своих открытий?
26. Круговорот веществ в природе: какова роль химии как науки и как отрасли промышленности в его поддержании.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Студентам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы, разрешается готовить ответы на контрольные вопросы на компьютере.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ЧелГУ или могут использоваться собственные технические средства.
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП
Таблица 7. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины | Код контролируемой компетенции и ее формулировка | Наименование оценочного средства |
Разделы 1-9. | ОК-1 - Знать: 1) основные представления философии как науки и мировоззрения; 2) основные философские концепции. Уметь: 1) различать виды мировоззрений и научных дисциплин. 2) применять знания философских концепций при решении профессиональных задач. Владеть: 1)философской терминологогией; 2) навыками работы с классическими философскими текстами. | Оценка выполненных к семинару заданий и выступлений на семинарах. Контрольные работы. Тесты по разделам. Реферат. |