Требования к оформлению реферата




Самостоятельная работа по освоению содержания программы курса должна обеспечить формирование компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО.

Продуктом вашей самостоятельной работы является:

- подготовленность к участию в семинарах (дискуссиях, диспутах, семинарах-конференциях, развернутых беседах и т.п.);

- подготовленность к выполнению контрольной работы;

- реферат;

- словарь основных понятий по курсу.

Подготовка к семинарскому занятию. Самостоятельное освоение содержания учебной дисциплины, а точнее самостоятельное познание её предмета, осуществляется вами при подготовке к семинарским занятиям. Семинарское занятие является формой развернутого диалога как с преподавателем, так и друг с другом.

Задачей каждого семинарского занятия является освоение как содержания учебной дисциплины по определенной теме, так и компетенций, отражающих вашу готовность к определенному виду деятельности. Это определяет формы и методы проведения семинарских занятий, предшествующие им виды самостоятельной работы, а также критерии и показатели оценивание результатов вашей деятельности.

Подготовка к любому семинарскому занятию включает в себя ряд этапов. Прежде всего, следует ознакомиться с планом семинарского занятия, с формой его проведения.

Программой данного курса предполагается проведение нескольких форм семинарских занятий, таких как развернутая беседа, «круглый стол», дискуссии, обсуждение докладов и аргументированных эссе и т.п. Семинарские занятия являются основной формой обратной связи между Вами и преподавателем, в рамках которой Вами должны быть представлены результаты вашей самостоятельной работы. Одной из основных форм самостоятельной работы является чтение.

Наиболее важными для Вас являются следующие виды чтения:

- Сплошное чтение – внимательное прочтение подряд всего материала для целостного изучения содержания текста.

- Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний. Такое пояснение или толкование является логическим ответом на те вопросы, которые возникают у вас при чтении текстов. Поэтому, если у вас при прочтении текстов не возникают вопросы, то не будет и комментированного чтения. Комментированное чтение является первым этапом вашей самостоятельной работы по написанию докладов, аргументированных эссе, подготовке к беседам, участию в «круглом столе» и дискуссиях.

- Аналитическое чтение – критическое изучение содержание текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов, цитат, составлением тезисов, рефератов.

- Просмотровое чтение - видчтения, которым мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п. Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас главное - получить самое общее представление о содержании в целом. О чем текст вообще и определить, представляет ли данный материал для нас интерес. Все наши усилия направлены лишь на то, чтобы определить есть ли нужная нам информация в данном тексте. Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чем данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.

- Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и т.д. Цель такого чтения – по термографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю, доношу, излагаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления, содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Также это доклад на заданную тему по определенным источникам. В соответствие с Малым энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона, реферат рассматривается также как форма научного доклада.

Реферат содержит основные положения произведения и позволяет определить целесообразность его чтения целиком. Реферат имеет научно-информационное назначение, так как является формой предоставления результатов аналитико-синтетического изучения текстов и подготовки вторичной информации, отражающей наиболее существенные элементы содержания этих текстов.

Методика подготовки реферата. В реферируемом произведении выделите основные проблемы, решаемые автором. Сформулируйте проблемы в форме вопросов, даже если это не было сделано автором.

Часто автор решает основную проблему (которая может быть отражена в теме реферата) через решение ряда частных проблем. Описать способы их решения лучше в отдельных параграфах. Сама же основная проблема и её актуальность для настоящего описывается во введении.

Описание способов решения проблемы складываются из реферативного изложения основных положений работы, которые иллюстрируются цитатами из реферируемого произведения. По каждой проблеме и способу её решения дается комментарий.

Реферат готовится по одному из указанных произведений. Не допускается подготовка реферата по произведению, которое изучалось (разбиралось) на лекциях или на семинарах.

Реферат сопровождается ссылками на реферируемую работу. Ссылки постраничные, располагаются внизу страниц текст реферата.

Требования к оформлению реферата:

Объем реферата – не менее 30 000 знаков.

Титульный лист, оглавление, текст, список литературы.

Текст разбит на следующие разделы:

- Введение – немного об авторе реферируемого произведения, актуальность тематики, ее значимость в настоящее время.

- Основная часть – может быть представлена несколькими главами и параграфами, содержание которых отражает основные проблемы, решаемые автором.

- Заключение.

- Литература.

Развернутая беседа — наиболее распространенная форма семинарских занятий. Она предполагает Вашу подготовку по всем вопросам плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

На семинаре предполагается ваше выступление по любому из вопросов плана, как по вашему желанию, так и по вызову преподавателя, а также участие в обсуждении содержания выступлений других студентов.

Будьте готовы к дополнительным вопросам преподавателя по обсуждаемой проблеме как после вашего выступления, так и при обсуждении выступлений других студентов. При подготовке к участию в развернутой беседе в рамках самостоятельной работы необходимо прояснить для себя все непонятные термины, встречающиеся в учебниках и первоисточниках.

Очень близкой к развернутой беседе по организационным условиям является такой метод как «круглый стол». Участие в круглом столе также предполагает вашу подготовку по всем вопросам плана занятия. При этом помните, что в режиме круглого стола по обсуждаемой проблеме обязательно должны выступить все участники. Так что, не подведите себя!

Подготовка к участию в «развернутой беседе» и «круглом столе» входит в содержание самостоятельной работы по предложенным вопросам.

Внимательно ознакомьтесь с вопросами, которые предусматривают самостоятельное изучение, и настройтесь на то, чтобы ваши ответы содержали только ту информацию, которая по обсуждаемому вопросу является наиболее важной.

Затем Вам следует найти источники информации по соответствующему вопросу, используя предложенный преподавателем список обязательной и дополнительной литературы.

Если Вы готовитесь к семинару, проведению которого предшествовала лекция преподавателя, посвященная той же проблеме, то текст лекции должен стать для Вас базовым источников информации, позволяющим представить полноту и структуру содержания ваших выступлений. В то же время ваше выступление на семинаре де должно быть повторением содержания лекции. Оно должно включать в себя как содержание рекомендуемых преподавателем учебников, так и содержание дополнительной литературы.

Если Вы готовитесь к семинару по проблеме, не освещенной предварительно на лекции, то базовым источником информации является учебник или учебное пособие. Как правило, в них изложены основные моменты осваиваемого Вами содержания, которые дают направление для вашей самостоятельной работы. Содержание учебника по структуре не всегда совпадает с вопросами плана семинарского занятия. Ваша задача обобрать только то, что дает ответ на поставленный вопрос. Лишняя информация не приветствуется – её наличие считается серьезным недостатком ваших ответов.

При подготовке к семинарским занятиям по философской антропологии наиболее важную информацию Вы можете получить только при изучении первоисточников, т.е. трудов философов. Знакомство с философскими работами - обязательное требование к студентам, обучающихся по специальности «философия». Познакомиться с философскими трудами можно как в полном объеме, так и через обращение к хрестоматиям, в которых содержатся наиболее значимые отрывки из авторских текстов.

При подготовке к семинарам иногда требуется знакомство с объемными трудами нескольких философов. В этом случае студенты, как правило, вообще отказываются от чтения работ, ссылаясь на недостаток времени. Прочитайте хоть одну работу, выберите из неё то, что непосредственно касается вопроса семинара. Вами должно быть отобрано из авторского текста то, что предлагается автором как способ решения обсуждаемой проблемы. В реферативной форме опишите этот способ, используя терминологию автора и авторское определение основных, используемых им понятий. Обязательно разберитесь, поймите логику автора, найдите расшифровку незнакомых терминов. По вопросам, которые вызывают трудности при изучении, можно получить индивидуальную или групповую консультацию у преподавателя.

К прочитанному вами текста вам, возможно, придется обратиться еще не раз, поэтому целесообразно составить краткую характеристику философского текста. В неё вы можете внести аннотацию работы, включающую перечень тех философских проблем, которые решаются автором, а также определения базовых понятий. Всю эту информацию вы можете хранить в электронной форме, создав личный информационный банк.

Во время чтения целесообразно осуществлять теоретический анализ текста: выделять главные мысли, находить аргументы, подтверждающие основные тезисы, а также иллюстрирующие их примеры и т.д. После этого можно приступать к выполнению задания (составление конспекта, заполнение таблицы, подготовка сообщения на семинарском занятии и др.). При этом важно помнить, что выполненное задание во всех случаях должно отражать основные выводы, к которым Вы пришли в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Особое внимание следует уделять работе над содержанием понятий. Их нельзя зазубривать бездумно. Содержание понятия отражает существенные характеристики того объекта или явления, которое обозначается соответствующим словом.

Обязательно внесите найденные вами определения понятий в словарь основных понятий.

Подготовка к дискуссии в своей основе заключается в вашей подготовке к вопросам плана семинара. В то же время дискуссия предлагает критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем, поиск истины посредством сопоставления и столкновения различных точек зрения. Поэтому Вам необходимо тщательная подготовка, которая заключается, прежде всего, в том, чтобы четко сформулировать отстаиваемую Вами идею, точку зрения (т.е. сформулировать тезисы) и подобрать аргументы в её защиту, обоснование. При этом необходимо помнить, что выступление каждого из оппонентов не должно превышать 2 минут. Ориентируетесь на это время при подготовке вашего выступления.

Кроме этого, вам необходимо предварительно ознакомиться с другими точками зрения на рассматриваемую проблему. Возможно ваш оппонент будет отстаивать именно их. Продумайте контраргументы.

Правила подготовки к дискуссии содержит много общего с правилами написания аргументированного эссе. Так же важно сформулировать защищаемые вами тезисы четко и ясно, так же важно сохранять тезис неизменным в процессе дискуссии. Кроме того, что написано по этому поводу в рекомендациях по написанию аргументированного эссе, можно упомянуть о характерных способах потери тезиса во время проведения дискуссии.

Часто во время дискуссии происходит полная подмена тезиса. Выдвинув определенное положение, Вы начинаете доказывать нечто другое, близкое или сходное по значению, т. е. подменяете основную мысль другой.

Подмена тезиса возникает в результате неряшливости в рассуждениях, когда мы предварительно не формулируем четко и определенно свою основную мысль, а подправляем и уточняем ее на протяжении всего доказательства.

Тезис подменяется и тогда, когда в дискуссии вместо ясного отве­та на поставленный вопрос мы уклоняемся в сторону, либо начинаем ходить «вокруг да около», прямо не отвечая на него.

Разновидностью подмены тезиса является уловка, когда при обсуждении конкретных действий определенного лица или предложенных им решений незаметно переходят к обсуждению персональных качеств этого человека, т. е., как говорится, «переходят на личность» и начинают вспоминать его прежние грехи, не связанные с обсуждаемым вопросом.

Другой разновидностью подмены тезиса является ошибка, которую называют «логическая диверсия». Чувствуя невозможность доказать или опровергнуть выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание на обсуждение другого, возможно и очень важного утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом. Вопрос об истинности тезиса при этом остается открытым, ибо обсуждение искусственно переключается на другую тему.

Также в дискуссии часто происходит частичная подмена тезиса, когда в ходе разговора мы пытаемся видоизменить собственный тезис, сужая или смягчая свое первоначальное слишком общее, преувеличенное или излишне резкое утверждение.

Если в одних случаях под влиянием контраргументов мы стремимся смягчить свою очень резкую оценку, ибо в таком случае ее легче защищать, то в других случаях наблюдается обратная картина. Так, тезис оппонента нередко стараются видоизменить в сторону его усиления или расширения, поскольку в таком виде его легче опровергнуть.

 

В дискуссии к аргументам, предъявляются те же требования, которые подробно были описаны выше в рекомендациях к написанию аргументированного эссе:

1) в качестве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;

2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны быть непротиворечивы;

4) аргументы должны быть достаточны.

Здесь обращаю ваше внимание еще на некоторые ошибки, которые допускаются в способах доказательства при участии в дискуссии. Такие ошибки еще называют «ошибки в демонстрации». Это ошибки, связанные с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Часто случается, что человек приводит многочисленные факты, цитирует солидные документы, ссылается на авторитетные мнения. Создается впечатление, что его речь достаточно аргументирована. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что концы с концами не сходятся. Исходные положения — аргументы — логически «не скле­иваются» с конечным выводом — тезисом. В общем виде отсутствие логической связи между аргументами и тезисом называют ошибкой «мнимого следования».

Одна из форм такого несоответствия — неоправданный логический переход от узкой к более широкой области. В аргументах, например, описывают свойства особенной группы объектов или явлений, а в тезисе нео­боснованно утверждают о свойствах данных объектов или явлений в целом, незави­симо от их особенностей.

Другая форма несоответствия — переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Например, когда используются аргументы, справедливые лишь при определенных условиях, в определенное время или в определенном месте, а их считают верными при любых обстоятельствах.

Наряду с указанными ошибками «мнимого следования» недобросовестные люди применяю логические уловки, когда для обоснования своего тезиса они приводят логически не связанные с обсуждаемым вопросом аргументы. Такими уловками являются следующие:

- «Аргумент к невежеству» — использование нео­сведомленности, непросвещенности или просто малоопытное собеседника и навязыва­ние ему мнений, которые не находят объективного под­тверждения.

- «Аргумент к выгоде» — вместо логического обоснования обоюдной общей пользы агитируют за принятие решения, исходя только из сиюминутной выгоды, не заботясь о последствиях.

- «Аргумент к так называемому «здравому смыслу». Часто используется как апелляция к обы­денному сознанию вместо реального обоснования, хотя известно, что понятие «здравого смысла» весьма отно­сительно. Нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

- «Аргумент к силе» — вместо логического обоснова­ния тезиса прибегают к внелогическому принуждению — эко­номическому, политическому, административному, физическому и другим видам воздействия.

- «Аргумент к авторитету» - ссылка на авторитетную лич­ность или коллективный авторитет вместо обоснования конкретного тезиса.

- «Аргумент к состраданию» проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка или действия прибега­ют к таким чувствам, как жалость, сострадание, права человека и т.п.

- «Аргумент к верности» — вместо обоснования тезиса как ис­тинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности или уважения к определенному научному сообществу.

 

В освоении дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (график еженедельных консультаций преподавателя дисциплины находится на кафедре), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

 

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю):

· система дистанционного обучения Moodle (https://moodle.uio.csu.ru).

· сетевая электронная картотека книгообеспеченности.

· использование на занятиях электронных изданий (чтение лекций с использованием слайд-презентаций,

· электронного курса лекций,

· видео- аудио- материалов (через Интернет),

· информационных (справочных) систем,

· баз данных,

· организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты.

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю):

Материальная база:

Учебная аудитория № 011 на 20 посадочных мест.

Тифлотехническая аудитория А-28 на 9 оборудованных мест.

Сурдотехническая аудитория А-27 на 12 оборудованных мест.

Аудитория адаптивных информационных технологий А-27 на 12 оборудованных мест.

Технические ресурсы:

Компьютеры Intel Pentium 2,6 GHz с выходом в Интернет, Ноутбук

Тифлотехнические средства: тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, тифломагнитолы кассетные (3 шт.) и цифровые диктофоны (6 шт.). Специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы («говорящая мышь»), экранные лупы.

Радиокласс “Сонет-Р” (на 6 человек), программируемые слуховые аппараты (6 шт.) индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере.

Компьютерный класс на 12 мест, интерактивная доска ActiveBoard с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, устройство видеоконференцсвязи VCON HD3000.

Электронные образовательные ресурсы, которыми студенты могут пользоваться в процессе самостоятельной учебной работы:

- презентации всех лекций,

- инструментарий для проведения текущего контроля успеваемости, самоконтроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации по дисциплине.

Обеспечен доступ студентов:

- к библиотечному фонду и базам данных,

- к электронным образовательными ресурсами по дисциплине,

- к сети Интернет.

 

Освоение дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:

– лекционная аудитория – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха); источники питания для индивидуальных технических средств;

– учебная аудитория для практических занятий (семинаров) – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);

– учебная аудитория для самостоятельной работы – стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения.

В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учетом ограничений их здоровья.

 

 

Таблица 6

Название кабинета Номер аудитории Оборудование
Тифлотехническая аудитория А-28 Тифлотехнические средства: брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, тифломагнитолы кассетные (3 шт.) и цифровые диктофоны (6 шт.). Специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы («говорящая мышь»), экранные лупы.
Сурдотехническая аудитория А-27 радиокласс “Сонет-Р” (на 6 человек), программируемые слуховые аппараты (6 шт.) индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере, аудиотехника.
Аудитория адаптивных информационных технологий А-27 Компьютерный класс на 12 мест, интерактивная доска ActiveBoard с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, устройство видеоконференцсвязи VCON HD3000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: