После того как мы выбрали резюмирующий лид как наиболее подходящий для написания новостей, посмотрим, как его писать.




 

Сначала нужно понять, какой именно из шести вопросов мы собираемся выделить в статье, какой из них главный. В соответствии с этим у нас будет шесть типов лида – кто, что, когда, где, почему, как. С ответа на главный вопрос и будет начинаться лид и, следовательно, вся статья.

КТО

В этом случае на первое место выводится личность. Обычно это знаменитость – руководитель государства, известный политический деятель.

«Президент Азербайджана Гейдар Алиев прибыл в четверг в Москву для участия в юбилейной встрече глав государств СНГ».

ЧТО

Этот лид подходит для тех случаев, когда событие важнее, чем персоналии.

Обратите внимание, что на первом месте в этом лиде стоит то, что было сделано. Именно поэтому мы и называем его лидом что.

«Переход границы бен Ладену организовала оппозиционная Тегерану этническая группировка, которая и предоставила ему убежище».

КОГДА

В постсоветской журналистике этот лид – один из самых популярных. Принято начинать информацию со слов «сегодня» или, скажем, «14-16 октября». Такой лид должен означать, что главным в информации является ее срочность, быстрота подачи новости. Однако нужно осторожно относиться к лидам когда, ибо получается, что когда статья начинается со слов «в ближайшее время» или «в прошлом году», именно это является основным, главным в статье.

«Несколько минут назад в Кремле завершилась встреча президентов России и Армении Владимира Путина и Роберта Кочаряна».

В приведенном примере ясно, что важным является именно время завершения встречи, а не то, как она прошла или что было решено.

ГДЕ

Этот тип лида фокусирует наше внимание на месте события.

«В Нью-Йорке горит кафедральный собор Святого Иоанна-чудотворца – крупнейший католический собор в США. В настоящее время на месте работают около 200 пожарных и 48 единиц техники».

ПОЧЕМУ

Лид почему употребляется в тех случаях, когда подчеркиваются мотивы события или причины, по которым данное событие имело место.

«Несмотря на неблагоприятные погодные условия и жесткий дефицит воды, в Узбекистане выращен неплохой урожай хлопка».

Здесь наиболее важной частью сообщения являются именно неблагоприятные погодные условия. Поэтому они и выведены в начало информации.

КАК

«После нескольких дней обсуждений и дискуссий избран председатель парламента Грузии. Высший законодательный орган страны возглавила Нино Бурджанадзе, являвшаяся до сегодняшнего дня председателем парламентского комитета по внешним отношениям».

Как видим, здесь важно, как проходили обсуждения кандидатур спикера парламента.

И наконец…

Бывает, что журналист, обладая прекрасной информацией, не знает, с чего начать материал, что выделить как самое главное, как взяться за лид. Это чувство знакомо многим. Для того чтобы его преодолеть, применяется следующее упражнение: нужно представить себе, что вы обладаете сенсационной новостью, которую спешите сообщить домашним. Вы вбегаете в дом и сразу кричите … Вот то, что вы выкрикнули, и будет тем самым лидом, с которого следует начинать информацию, который привлечет внимание читателя.

_

Несколько советов,
или Чего НЕ стоит делать при написании лидов

Избегайте лидов, в которых говорится об уже известном или общеизвестном.

Избегайте слов и словосочетаний: «снова», «продолжается», «как мы уже сообщали», «известно, что…».

Нe используйте в лиде новостного сообщения имена неизвестных людей без указания, кто они такие. Вводите их в текст, указывая, например, их должности.

Избегайте лидов, указывающих читателям, как реагировать на происшедшее: «Печальная история случилась…» или «Радостные вести пришли…».

Таким образом, после того как мы научились писать лид, знаем, что можно делать и чего лучше избегать, пора переходить к собственно статье. И начнем мы со следующей задачи.

 

Компоновка статьи

Традиционный способ изложения материала похож на пирамиду. Суть пирамиды в том, что самая свежая, самая важная информация расположена «вверху», затем следуют менее значительные и интересные факты. Такая структура, как правило, наиболее удобна для читателя. Он быстро схватывает главное, может прервать чтение в любом месте, не упустив ключевых пунктов.

Но если делать единственным критерием структуризации материалов значимость фактов, хронологическая последовательность может быть нарушена. Взаимоотношения между различными частями статьи станут неясными. Поэтому в сложных материалах метод пирамиды является для журналиста суровой проверкой на мастерство.

Внутри пирамиды поток информации может принимать множество форм. Оптимальной, пожалуй, будет следующая. Статья, построенная таким образом, предполагает, что самая важная информация расположена в начале материала, и чем дальше к концу, тем менее значимо то, что написано. Такая структура имеет ряд преимуществ. Во-первых, когда бы читатель ни бросил чтение, он всегда уже прочел самую важную информацию. Все, что следует далее, менее важно, чем то, что уже было изложено. Во-вторых, она помогает писать. Достаточно распределить информацию по значимости, как статья уже готова. В-третьих, журналист заканчивает статью там, где кончается наименее значимая информация. Это очень удобно, когда статья должна идти в номер, а времени для работы над структурой материала нет. И, наконец, пирамида хороша для редактора, который может, не вчитываясь в текст, просто отсечь лишние куски, не влезающие на страницу, твердо зная, что они окажутся в конце. И статья от этого почти не пострадает.

Принцип пирамиды можно еще сравнить с популярным во всем мире кофе-капуччино. Назовем его «принцип капуччино». Он заключается в том, что в первых трех-четырех предложениях или абзацах дается основная информация. Она сравнима с вкусной пенкой на кофе-капуччино. Собственно кофе начинается после пенки. То есть информация, которая в конденсированном виде давалась в начале текста, далее дается подробно, раскрывается, дополняется цитатами и новыми подробностями. Этот принцип особенно хорош в интернетной журналистике, когда читатель видит на экране лишь первые, «верхние» несколько абзацев текста. Эти абзацы должны заинтересовать читателя, заставить его читать дальше.

_

_

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - ПРИМЕРЫ

 

Вот начало статьи, написанной по этому принципу:

Виктория Бекхэм – популярная певица и жена футболиста Дэвида Бекхэма – заявила, что за всю свою жизнь не прочитала ни одной книги. И она в этом не одинока – 20% британцев говорят, что книги не для них.«Я не прочитала ни одной книжки за всю свою жизнь, – призналась бывшая участница группы «Спайс герлз» испанскому журналисту. – У меня на это просто нет времени. Я предпочитаю слушать музыку и очень люблю просматривать журналы мод».Таких, как Виктория, не так уж мало. На каждых четырех британцев, следящих за книжными новинками, приходится один, который книг в руки не берет.

Согласно исследованию Государственного статистического управления, проведенному по заказу Национальной кампании содействия чтению в 2001 году, четверть взрослого населения не прочитала за последний год ни одной книги. А среди мужчин в возрасте от 16 до 24 лет таких почти половина.

И это несмотря на то, что в Великобритании за пять лет до 2004 года резко вырос объем книжных продаж – до 19%.

_

В первом абзаце здесь дана основная часть информации. И если у читателя нет времени или желания продолжать чтение, то это, в принципе, и не нужно – главное он уже прочел. Но если первый абзац заинтересовал его (а абзац этот можно выделить полужирным шрифтом, чтобы он еще больше бросался в глаза), то он будет читать дальше. И прочтет цитату, где Виктория Бекхэм сама говорит, что не читает книг. Следующие три абзаца дают общий контекст. Статья продолжается и далее, детали становятся все мельче.

Разумеется, есть и другие способы компоновки статей, но о них мы поговорим позднее, в главе «Техника письма».

 

СТАТЬИ ДЛЯ АНАЛИЗА

* * *

Минобразования Азербайджана отправило учебники в азербайджанские школы Грузии

В соответствии с распоряжением президента страны, Министерство образования Азербайджана отправило в азербайджанские школы Грузии 29319 учебников и учебных пособий. Как сообщили сегодня в Министерстве образования, учебники были розданы в школы, где обучение проходит на азербайджанском языке. На каждом учебнике имеется надпись «Подарок Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева детям в Грузии». В доставке и распределении учебников в Грузии непосредственную помощь министерству оказали посольства Грузии в Азербайджане и Азербайджана в Грузии.

Лид здесь выбран не лучшим образом. Ведь главное в сообщении совсем не то, что учебники были отправлены в соответствии с распоряжением президента, а то, что учебники отправлены. Важен сам факт отправки учебников. Кроме того, не сказано, почему вдруг встал вопрос об отправке учебников в Грузию (а это случилось после того, как журналисты одной из газет подняли вопрос о нехватке учебников в азербайджанских школах в Грузии), сколько азербайджанцев живет в Грузии, сколько там азербайджанских школ и сколько детей в них учится. А ведь получить эту информацию нетрудно, и она безусловно украсила бы материал.

Хотелось бы, чтобы факт отправки учебников был кем-то прокомментирован – чиновником из министерства, дипломатом или представителем одной из школ. Это «приземлило» бы факт отправки учебников, сделало бы его ближе к людям.

И техническая деталь: зачем было давать точную цифру – 29319 учебников? Ведь если бы в статье было сказано «более двадцати девяти тысяч» или «почти тридцать тысяч», то это сделало бы цифру более значимой для читателя.

* * *

По итогам 10 месяцев 2001 года ВВП Армении вырос на 9,6%

Rb итогам 10 месяцев 2001 года ВВП Армении составил 109,6 % по отношению к показателю аналогичного периода прошлого года. Такого роста внутреннего валового продукта в стране не было со дня обретения Арменией независимости, заявил президент республики Роберт Кочарян в четверг на встрече со студентами Ереванского политехнического университета.

В промышленном секторе рост составил – 6,9%, в сельском хозяйстве – 11,5%, в капитальном строительстве более 14%, в экспорте – 11%. С такими же показателями будет завершен год, считает президент. И его словам, показатели могли бы быть несколько лучше, но на Армении не мог не отразиться спад, наблюдавшийся в мировой экономике после трагических событий в США в сентябре этого года.

В этом материале можно было бы заменить слово «Армения» на название любой из постсоветских стран, и от этого ничего бы не изменилось. Информационные агентства регулярно поставляют газетам такие статьи, а газеты публикуют их, хотя они совершенно не интересны для широкой публики. Предполагается, что они предназначены для очень узкого круга читателей, которые понимают, что стоит за этими цифрами. Но вряд ли этому кругу читателей нужна газетная публикация, потому что они получают экономические данные из первоисточников. Таким образом, круг замыкается и оказывается, что газеты публикуют эти заметки впустую – их никто не читает.

Действительно, ведь без дополнительных разъяснений не понятно, что означает рост в промышленном секторе (рост чего?) на 9,6% – это хорошо или плохо? Рост в экспорте (чего? куда?) на 11% – это хорошо для ВВП? И вообще, что такое ВВП? А это – внутренний валовой продукт, то есть все, что производится в стране.

Для того чтобы эти данные стали понятны, к ним нужны пояснения экспертов, причем хорошо бы получить пояснения одного эксперта проправительственного и одного оппозиционного. Надо показать, что значат эти цифры для жизни простых людей, как изменится жизнь каждой семьи от того, что ВВП вырос именно на 9,6%.

И наконец, хотелось бы, чтобы эта информация имела резюмирующий лид. Вместо него использован цитатный лид без кавычек.

 

Проанализируйте приведенные ниже сообщения и обсудите их. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что в этих материалах хорошо и что плохо?
2. Как можно улучшить эти материалы? Отредактируйте их.
3. Чего в них не хватает? Задайте нужные вопросы.
4. Какого типа лиды выбраны? Почему? Оправдан ли выбор лида данного типа?

* * *

МОСКВА, 18 августа. (Корр.ИТАР-ТАС). Арбитражный апелляционный суд Москвы номер 9 на сегодня признал незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в части взыскания с РАО «ЕЭС России» налоговой задолженности за 2001 год в размере 3,319 млрд рублей, подтвердив законность лишь части решения о взыскании с компании 360 млн рублей. Об этом сообщает ПРАЙМ-ТАС

* * *

Федеральная налоговая служба РФ предъявила РАО «ЕЭС России» налоговые претензии в размере 3,679 млрд руб за 2001 год. В 2004 году налоговые органы провели камеральную проверку правильности исчисления компанией льготы по налогу на прибыль за 2001 год по данным уточненной декларации. Было вынесено решение о начислении дополнительных налоговых обязательств и санкций. РАО «ЕЭС России» не согласилось с выводами инспекции и обратилось с иском в арбитражный суд. (ИТАР-ТАСС).

* * *

Спасатели не могут найти в ледниках Приэльбрусья поющих поляков

В ледниковой трещине на горе Ушба в Приэльбрусье, куда сорвались польские альпинисты, обвалился лед, сообщили агентству «Интерфакс-Юг» в четверг в пресс-службе Южного регионального центра МЧСРФ. «На крики спасателей пострадавшие не отзываются», – сказал собеседник агентства. 17 августа вечером четыре спасателя Эльбрусского поисково-спасательного отряда нашли двух польских туристов, которые сообщили спасателям, что их сорвавшиеся в пропасть товарищи живы, существенных переломов и травм не получили и даже поют песни. В трещину в верхней части так называемых Ушбинских ледопадов на высоте 4 тыс. метров над уровнем моря попали двое – 30-летний Мирослав Савицкий из города Соколов-Подольский и 28-летняя Марта Ругальская из Варшавы. В настоящее время зажаты в толще льда на глубине 20 метров. Польская альпинистка при падении получила травму. «У 28-летней женщины сломана нога, а находящийся вместе с ней 30-летний мужчина при падении не пострадал», – уточнили в пресс-службе ЮРЦ МЧС. («Новые Известия». 18.08.2005).

* * *

Московский монорельс навсегда останется убыточным

Один из самых амбициозных проектов столичных властей – монорельсовая дорога – не окупится никогда.

Такое заявление сделал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

Чиновник назвал монорельсовую дорогу опытным полигоном: «Это вложения в экспериментальные виды транспорта. Когда она окупится? Извините меня, но опытные полигоны не окупаются никогда. Но они позволяют проводить научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы по новым видам транспорта. Прямого экономического эффекта они не дают, но дают косвенный».

Строительство монорельсовой дороги обошлось городской казне как минимум в 160 миллионов долларов. Маршрут проходит от улицы Сергея Эйзенштейна до станции метро «Тимирязевская». Линия строилась три года. Сроки открытия постоянно переносились. Впервые москвичи смогли оценить новый вид транспорта почти год назад, но до сих пор ветка действует только в экскурсионном режиме. Билет на одну поездку стоит 50 рублей. (Вести.Ru).

* * *

В Кыргызстане будет сформирован национальный резерв кадров

Отныне каждый, кто надеется работать в госструктурах, должен будет сдать специальный экзамен независимой комиссии. По мнению сотрудников Агентства по делам государственной службы, именно таким образом можно привлечь талантливые, а главное, ответственные и честные кадры в органы управления и покончить с коррупцией в их рядах.

В этом году впервые формируется так называемый национальный резерв кадров, который призван обеспечить равные возможности для всех, Сотрудники агентства приступили к формированию базы тестовых заданий. К разработке базы вопросов привлекаются международные организации, институты, НПО.

«Система конкурсного отбора должна снизить уровень коррупции при поступлении на государственную службу, исключить трайбализм», – говорят работники агентства. «Именно поэтому в прошлом месяце мы объявили мобилизацию талантливой молодежи. Мы делаем ставку на менеджеров новой формации и создаем банк данных из числа выпускников вузов – отличников и победителей олимпиад, принимающих активное участие в общественной жизни и обладающих лидерскими качествами. Они и есть будущие госслужащие».

В тестовый банк предполагается включить перечень заданий из разных областей: основы законодательства, государственного устройства, управления, менеджмента. (Кыргызинфо).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: