КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИИ




Т.М. Синецкая

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОЛИФОНИИ.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИИ

(лекция-конспект по курсу полифонии для студентов

Челябинской государственной академии культуры и искусств)

«Первое соприкосновение с наукой контрапункта открыло мне сразу гораздо более широкие горизонты, чем давало мне изучение гармонии. Эти занятия стимулировали моё воображение и мою тягу к творчеству, заложили основание всей моей будущей технике».

И. Стравинский

«Где, как не в полифонии, можно найти пути к новизне!»

С. Прокофьев

«Образно говоря, полифония – это кровь, текущая по жилам музыки, без которой она при самых изысканных гармониях либо превращается в скелет, либо рассыпается».

Б. Асафьев

Полифонией или контрапунктом называется такой многоголосный склад в музыке, который основан на соединении и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов, тем). Поли – много; фон – звук, голос. Буквально – многозвучие, многоголосие.

Альтернативный склад – гомофонный, в основе которого лежит один (ведущий) голос; другие ему подчиняются, образуя аккомпанемент, фон.

Для сравнения можно взять начало любой фуги или инвенции И.С. Баха (пример полифонии) и сопоставить с фрагментом сонаты или симфонии И. Гайдна, песней с простым (гитарным) аккомпанементом («Надежда» А. Пахмутовой). В первом случае в сознании закрепляются характерные черты полифонического многоголосия: текучесть, линеарность, безакцентность, равноправие голосов, возникающее благодаря проведению темы в каждом из них. В другом случае – чёткое разделение функций: бас – аккорд – мелодический голос, квадратность, яркая выраженность цезур. Зависимость музыки от текста, в первом случае – прозаического (церковное пение), во втором – стихотворного. Аналогичные примеры из старинной музыки: сопоставление любой мелодии григорианского хорала и, скажем, песни труверов «Как трудно склонить её сердце» (Х11-Х111 вв.), приведённой в антологии К. Пэрриша и Дж. Оула «Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха» (М. – Музыка: Ленингр. отд-е, 1975. – С. 12-14.

Полифония и контрапункт – синонимы. Слово «контрапункт » происходит от старинной латинской фразы «punctum contra punctum» («точка против точки» или «нота против ноты») и соответствует раннему виду многоголосия, в котором ещё не обозначился в полной мере контраст голосов. Термин может иметь несколько значений, в том числе:

1. контрапункт – вид многоголосия, основанный на одновременном звучании самостоятельных мелодий, тем

2. контрапункт – голос, присочинённый к данному голосу

3. контрапункт – искусство соединения голосов

Профессиональное многоголосие берёт своё начало в народном творчестве, в таких его ранних простейших формах, как ленточное многоголосие, бурдонирование, гетерофония. Центром культивирования профессиональной музыки в Европе, как известно, явилась церковь. Этим определяется образный строй, жанры, стилевые особенности как раннего, так и зрелого полифонического стиля.

Ранние образцы профессионального многоголосия, обнаруженные в Европе, относятся к концу 9 века. Формирование полноценного многоголосия (трёхголосия) относится к 13 веку. Таким образом, начальный этап европейского многоголосия – это 10-12 века, в рамках которых были созданы разнообразные жанры, основанные на соединении 2-х голосов. За этот период, именно в рамках двухголосия, осуществлена классификация интервалов, их качественное осознание, сформированы основные типы движения голосов – параллельное, прямое, косвенное и противоположное.

Мелодическая горизонталь, во многом определяется характером прозаического текста, отражает разные варианты взаимоотношений со словом: силлабическое пение (слог - звук), невматическое (слог – небольшая группа звуков) и мелизматическое (каждый слог текста распевается на большое количество звуков).

Важнейшее значение имели достижения 13 века: 1) введение в практику третьего голоса – дисканта, создание полноценной трёхголосной вертикали и 2) образование имитации как важнейшего приёма создания музыкальной формы.

Основные жанры, сформировавшиеся в период становления церковного многоголосия – органум, кондукт, дискант, мотет.

Органум откристаллизовался в творчестве Леонина и Перотина, работавших в Париже, в соборе Нотр Дам. Двухголосное песнопение имело разновидности в соответствии с преобладающим типом движения голосов: параллельный органум, подвешенный органум, блуждающий органум.

Дискант (11-13 вв.; расчленение, пение врозь) – более свободная, чем органум, композиция. Дискант строился на соединении основного (нижнего) напева и верхнего, дискантирующего – подвижного, «расцвечивающего» всю музыкальную ткань.

Кондукт, распространённый в 12-13 вв., представлял собой связку в литургической драме. Голоса объединены единым ритмом, отсюда перевод - сведённый воедино. Постепенно эта многоголосная композиция теряет связь с церковными песнопениями: в качестве мелодической основы (cantus firmus – неизменный напев) выступают популярные напевы бытовой музыки с единым текстом во всех голосах. Характерно силлабическое разбивание по слогам, размеренно-маршевое движение.

Гюйом де Машо (1300 – 1377)

Мотет (12-13 вв.) – бытовой, светский жанр, объединивший особенности органума, дисканта и кондукта. Предшественник контрастной полифонии в том плане, что в мотете возможно использование одновременно трёх, разных в жанровом отношении, мелодий (церковной, светской, народной) и разных языков в тексте (латинский, родной).

Вся история полифонии – это борьба голосов за самостоятельность и художественную полноценность. В процессе развития данного стиля можно выделить три важнейших этапа: “строгий стиль” (совпадает по времени с эпохой Возрождения, т.е. 14-16 вв.), “свободный стиль” (конец 17 – первая половина 18 вв. – творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя), полифония нового времени (20 в.).

“Строгий стиль ” (14 – 16 вв.) сформировался как стиль хорового церковного пения а`capella. В соответствии с этим в практике закрепились такие характерные особенности, как опора на систему модальных (диатонических семиступенных) ладов, ясная гармоническая вертикаль, преобладание небольших, “удобных” для хорового исполнителя, скачков, заполняющихся плавным мелодическим движением, ритмическое варьирование, консонирование, диссонирование, кадансирование. В образном плане преобладала эмоция созерцательности, возвышенности, углублённости, свойственная в значительной мере состоянию молящегося человека. В жанровом отношении главенствующее место занимали церковная месса и мотет. Основной принцип формы полифонического мотета и других жанров: безрепризная группа частей (от одной части до десяти и более), каждая из которых строится на имитационном развитии одной или двух тем и отчленяется от следующей части каденцией. Импровизационность порядка проведения тем. Прямая зависимость формы в целом от содержания словесного текста. Эпоха 15-16 вв. в истории полифонии явилась этапом расцвета, связанного, во-первых, с тем, что появились выдающиеся композиторы, создавшие образцы классического полифонического искусства в названных выше жанрах. Сформировались и национальные полифонические школы: итальянская (римская, венецианская), английская, нидерландская (франко-фламандская). Народная песенность, преобразующая традиции средневековой церковной хоровой музыки, - основа ренессансной полифонии.

Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа, Антуан Бюнуа, Жоскен Депре, Николя Гомберт, Йоханнес Окегем, Антуан Брюмель, Элиазар Жене, Якоб Обрехт, Адриан Вилларт, Пьер де ла Рю, Филипп де Монте, Орландо ди Лассо, Климент-не-Папа, Александр Агрикола, Хенрик Изаак, Чиприано де Роре,, Хайне ван Гизегем, Луазе Компер

Центрами профессиональной хоровой культуры в VIII-XIII веках были монастыри и соборы Рима, Милана, Парижа, Руана, Шартра, Рейнхау, и Сент-Галена. Здесь находились лучшие певческие и композиторские школы, которые готовили искусных регентов и певцов, развивали новые формы хорового искусства, среди которых основными были органум и изоритмический мотет.

В последующие столетия новое направление выдвинуло ряд полифонических школ: английскую (XV век), нидерландскую (XV-XVI века), римскую, венецианскую, французскую, немецкую, испанскую и другие.

Венецианская школа утверждает стиль полихорального (многохорного) пения. Исполнение венецианских хоров отличалось пышным великолепием, яркостью колорита, тембровыми и динамическими контрастами. Огромную роль в музыкальной жизни Венеции играл хор собора св. Марка. Он пользовался не меньшей популярностью чем Сикстинская капелла (папская капелла в Ватикане). Певцы капеллы св. Марка были одновременно и инструменталистами. Вероятно, именно по этому, многие сочинения венецианских композиторов написаны для хора в сопровождении инструментов (как правило, инструменты полностью дублировали хоровые голоса).

Каждая полифоническая школа имела свои индивидуальные особенности, однако, для всех композиторов эпохи Возрождения характерно следование определенным полифоническим правилам. Как уже отмечалось выше, основные нормы полифонии строгого письма разработали нидерландские мастера. Все эти правила можно разделить на три группы: правила относящиеся к мелодии, правила относящиеся к ритму, правила относящиеся к гармонии. Разумеется, существовали многочисленные нормы и виды контрапункта (искусство полифонического соединения мелодий), которые собственно и составили основу полифонии строгого письма.

В пышном и выразительном стиле мотетов и месс франко-фламандских композиторов (Жоскен Депре, Орнандо Лассо), в праздничном и красочном искусстве венецианцев (Антонио и Джованни Габриелли) обнаруживаются тенденции и влияние светской музыки, причем настолько сильные, что в период контрреформации встает вопрос о запрещении многоголосного пения в церкви. Только реформа главы римской школы – Палестрины, которая была отчасти подготовлена его предшественниками, спасла полифонию для католической церкви.

Расцвет народно-освободительного движения в XV-XVI веках породил протестантские гимны – чешские (гуситские песни), немецкие (протестантский хорал), французские (гугенотские псалмы).

Эпоха Возрождения завершилась созданием новых музыкальных жанров – оперы, кантаты, оратории, сольной песни, с которыми связанно утверждение гомофонии и возрастание роли мажора и минора.

 

Выдающиеся представители этого стиля:

Гийом Дюфаи (1400 – 1474), фламандский композитор, родоначальник нидерландской школы полифонии. Сохранилось до 200 его произведений. Основное место занимают мессы, мотеты, магнификаты (“Возвеличивает душа моя”, вечернее церковное песнопение). Сочинял светскую музыку: песни во французском и итальянском стилях. Основной жанр – месса, многое написано в 4-х голосном складе, в то время как до него, в основном, использовали 3-х голосие.

Йоханнес Окегем (1420 – 1495) – нидерландский композитор, певец, педагог. Ученик Дюфаи. Один из искуснейших мастеров-полифонистов эпохи Возрождения, виртуозно владел техникой имитационного письма: в его творчестве ощутимы черты изощрённого техницизма, расчётливости, остроумного комбинирования (головоломный канонический мотет на 36 голосов). Написал 15 месс, реквием, мотеты, мадригалы, кантаты, песни.

Якоб Обрехт, (1450-1505) - нидерландский композитор, в сочинениях которого намечается перерождение полифонического стиля нидерландцев: его музыке уже не свойственны отвлечённость мысли, нагромождение имитационных приёмов; она приближается к народному многоголосию, к распространённым в быту жанрам. Написал 25 месс, свыше 20 мотетов, гимны, песни, пассионы мотетного типа.

Жоскен Депре (1456 – 1521), франко-фламандский композитор, представитель нидерландской школы полифонистов. Ученик Й. Окегема. Написал свыше 30 месс, 100 мотетов на церковные и светские тексты. Внёс вклад и в развитие гомофонного стиля.

Генрих Исаак (Изаак) (1450-1517), фламандский композитор. Один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения и непосредственный предшественник Орландо Лассо. Усвоив достижения мастеров различных национальных школ, Исаак внедрил в немецкую и австрийскую музыку многие стилевые черты нидерландской и итальянской школ. Писал мессы, мотеты, псалмы, хоровые песни, 3 сборника хоралов, опубликованные Зенфлем.

Людвиг Зенфль (1490-1543), немецко-швейцарский композитор, ученик Иссака.

Орландо Лассо (1532 – 1594), франко-фламандский композитор (Италия, Франция, Англия, Германия). Привносит в духовные песнопения ряд приёмов песенного и мадригального склада. Исключительность дарования. Один из самых плодовитых композиторов в истории музыки – 2000 композиций: более 50 месс, 100 магнификатов, несколько сборников мадригалов, огромное количество песен. Типичный вокальный композитор, культивировавший стиль а`capella. Не только один из самых глубоких, но и один из самых демократичных художников позднего Возрождения. Ведущий жанр творчества – мотет.

Джованни Палестрина (1525 – 1594), итальянский композитор. Его творчество – вершина хорового искусства эпохи Возрождения. С его музыкой связывают «прояснение» полифонического стиля: прозрачное, уравновешенное, гармоническое звучание. Имитационные переплетения голосов образуют в совокупности чёткие гармонические вертикали и в итоге создаётся аккордово-полифонический стиль, обусловивший отчётливость передачи текста при исполнении. Такая манера письма (в сочетании с плавным и ритмически размеренным развёртыванием каждого голоса) определила кроме того уравновешенность общего звучания, ясность, простоту, доступность восприятия формы в целом. Особенности музыки Палестрины: возвышенно-умиротворённый характер, лирико-поэтический строй, спокойно-просветлённые, порой величественно-торжественные чувства и настроения. Написал более 100 месс, 250 мотетов, псалмы, магнификаты и др., а также свыше 100 мадригалов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: