Горизонтальный и вертикальный анализ баланса.
Горизонтальный анализпредполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку.
Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса называют также временным. Это обуславливается его назначением. В ходе горизонтального анализа бухгалтерского баланса данные за отчетный период сравниваются с данными за предыдущий период. Таким образом, горизонтальный анализ бухгалтерского баланса выражается в виде аналитической таблицы (одной или нескольких), где помимо абсолютных показателей приведены относительные темпы роста, на основе которых можно судить о тенденции изменений данных статей баланса. В условиях инфляции ценность горизонтального анализа несколько снижается, т к производимые с его помощью расчеты не отражают объективного изменения показателей, связанных с инфляционными процессами.
Горизонтальный анализ дополняется вертикальным анализом изучения финансовых показателей.
Под вертикальным анализомпонимается представление данных отчетности в виде относительных показателей через удельный вес каждой статьи в общем итоге отчетности и оценка их изменения в динамике. Относительные показатели сглаживают влияние инфляции, что позволяет достаточно объективно оценить происходящие изменения.
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Данные вертикального анализа позволяют оценить структурные изменения в составе активов, пассивов, других показателей отчетности, динамику удельного веса основных элементов доходов организации, коэффициентов рентабельности продукции и т.п.
3.Предмет, объекты, принципы экономического анализа.
Предметом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятия, хозяйственные процессы, которые происходят в рамках предприятия (производственная деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность – должны быть источники финансирования).
Объектами анализа, являются: предприятия в целом, его подразделения, отдельные цехи, участки, рабочие места, отдельные виды продукции, работ, услуг.
Принципы анализа:
- научность - анализ должен быть основан на современных методах исследований, применяемых в отечественной и зарубежной практиках;
- объективность анализа – анализ должен быть основан на достоверной информации, отражающее объективное состояние. Результаты анализа должны быть достоверными;
- принцип комплексности – в процессе анализа всесторонне изучаются все направления деятельности;
- принцип системности – каждый объект в ходе анализа рассматривается, как система, состоящая из определённых элементов, каждый объект в свою очередь может быть рассмотрен как система, состоящая из элементов другого уровня или порядка. Каждый объект изучается с учётом внутренних и внешних связей;
- принцип плановости. Анализ должен осуществляться в плановом порядке с распределением обязанностей между работниками.
- оперативность – анализ должен проводиться быстро и чётко, с учётом фактором внутренней и внешней среды.
- принцип демократизма – к проведению анализа необходимо привлекать широкий круг работников, что будет способствовать активному выявлению резервов и рациональному использованию ресурсов.
- эффективность – затраты на проведение анализа, должны окупаться, за счёт достигнутых результатов. Могут быть использованы, как абсолютные показатели, так и относительные.
Анализ показателей рентабельности.
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период.
Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение.
Рентабельность активов – основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели деятельности организаций для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов.
Основные показатели рентабельности:
1)коэффициент рентабельности всего капитала:
Крк = (чистая прибыль / итог баланса) х 100 %;
2) коэффициент рентабельности производства:
Крп = (выручка от продаж/ себестоимость всей продукции – 1) x 100 %;
3) коэффициент рентабельности продаж:
Крпр = (чистаяприбыль/ выручка) х 100 %;
4) коэффициент рентабельности оборотных активов:
Кроа = (чистая прибыль / оборотные активы) х x100 %;
5) коэффициент рентабельности внеоборотных активов:
Крва = (чистая прибыль / внеоборотные активы) х Х100 %.
Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предприятия. Таким образом, оценивают сразу все ресурсы компании. Используя эти данные, вы сможете сравнить рентабельность вашей организации с показателями других фирм.
Если коэффициент рентабельности производства высокий – деятельность уже эффективна. Если же при этом вы получаете низкую прибыль, значит, у вас слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, мы советуем рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличьте их выпуск, и прибыль вашей компании станет больше.
Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.
Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.