Наблюдаемые проявления форм самопрезентации молодежи в течение процесса социализации и дальнейшего социального общения




Название типов Теоретическое определение типов Операциональное определение через наблюдаемые проявления
  Вербальная самопрезентация Вербальная самопрезентация, есть та, которая осуществляется с помощью вербальной коммуникации Вербальная Самопрезентация - это демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций посредством различных форм речи: монолога, диалога, дискуссии.
  Невербальная самопрезентация Невербальная самопрезентация – поведение, направленное на создание определенного образа себя с помощью невербальных средств коммуникации. Невербальная самопрезентация-это демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций посредством жестов, мимики, демонстрации поз и использования материальных предметов, имеющих символическое значение

 

В соответствии с ролевой теорией самопрезентации И. Гофмана и адаптационной теорией молодежи Э. Фромма, в своем исследовании мы можем рассматривать невербальную презентацию. В отличие от вербальных средств самодемонстрации молодежи, невербальные осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. То есть невербальная самопрезентация может быть осознанной и неосознанной.

Далее будут более подробно рассмотрены наблюдаемые проявления данного типа. Особой составляющей невербальной самопрезентации являются её средства, то есть способы самовыражения молодежи.

Из выделенных ранее невербальных средств наиболее показательными для исследования процесса формирования модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи выступают материальные предметы, имеющие символическое значение. Таким образом, можно выделить следующие наблюдаемые проявления данного типа:

Самопрезентация с помощью одежды это демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций посредством совокупности швейных изделий, надеваемых человеком и позволяющих создать желаемый образ (имидж) человека, по которому можно судить о его социальной роли и социальном статусе.

Кинетическая самопрезентация — это демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций посредством движений, проявляющихся в мимике, позах, жестах и взглядах индивида.

Самопрезентация с помощью звуковых интонаций – это демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций посредством звуковой формы высказывания, системы изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованной при помощи темпа, ритма и пауз.

Самопрезентация с помощью мобильного телефона — это демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций посредством переносного средства связи, предназначенного преимущественно для голосового общения, а также обладающего функциями персонального компьютера и органайзера и являющего также носителем сведений о своём владельце, выраженных в форме внесённой в телефон человеком информации, и внешних характеристик самого устройства.

Вывод: в данном параграфе была проведена операционализация концептуальных понятий явления, рассматриваемого как источник формирования зависимой переменной (объекта исследования). Также были выделены содержательные типы концептуальных понятий, из которых по критерию социальной значимости выбран второй тип самопрезентации молодежи – «невербальная самопрезентация», который наиболее распознаваем с помощью анализа материальных предметов, имеющих символическое значение.


 

§4. Обоснование, выбор и определение переменных исследования процесса самопрезентации современной молодежи.

Так как операциональные понятия создают только исследовательскую базу, необходимо отобрать лишь те понятия, которые будут использоваться в исследовании формирования досуговой культуры современной молодежи. Все отобранные операциональные понятия будут представлять собой кандидатуры для зависимой переменной исследования.

Итак, операциональными понятиями, которые описывают формы самопрезентации современной молодежи в соответствии с типами самопрезентации, будут вышеприведенные наблюдаемые проявления невербальной самопрезентации молодежи. Эти операциональные понятия являются зависимыми по отношению к переменным исследования модных тенденций. Изменение процесса невербальной самопрезентации выступает в качестве следствия изменения модных тенденций на мобильные телефоны.

Из-за ограниченности ресурсов в рамках данного исследования невозможно рассмотреть все перечисленные операциональные понятия в качестве переменных. Необходимо выбрать такую кандидатуру в переменную, которая в наибольшей степени показывала бы социальную значимость объекта исследования. В качестве зависимой переменной исследования выберем вид «невербальной самопрезентации»самопрезентация с помощью мобильных телефонов, включающий в себя формирование определенного образа (имиджа), а также демонстрацию своих качеств в мире внешних коммуникаций.

Вывод: в данном параграфе было проведено обоснование и определение операциональных понятий, выступающих в качестве кандидатур в зависимую переменную. Из приведенных кандидатур по критерию социальной значимости была выбрана зависимая переменная – самопрезентация с помощью мобильных телефонов, включающая в себя формирование определенного образа (имиджа), а также демонстрацию своих качеств в мире внешних коммуникаций.

Раздел IIа. Теоретические основы социологического исследования МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫКАК СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

(явления, РАССМАТРИВАЕМОГО КАК ИСТОЧНИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕзависимОЙ переменнОЙ исследования)

§1. Обоснование и выбор теоретического подхода к социологическому исследованию модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи.

Исследование явления, рассматриваемого в качестве независимой переменной, требует выявления теоретических основ и выделения основных понятий из теоретических подходов, которые будут использоваться при описании свойств предмета исследования и характера их взаимосвязи. Авторами были выбраны следующие теоретические основы для обоснования независимой переменной исследования:

ü Теория моды как знаковой системы Р. Барта

Теория моды Р. Барта

Теория Р. Барта была выбрана для данного исследования, так как она наиболее полно описывает такое явление как мода в аспекте знаковых систем в условиях общества массового потребления.

Само понятие «мода» трактуется в данной теории как знаковая система, которая включает в себя означающее, образуемое дискретными, материальными и зримыми элементами, и нематериальное означаемое.

По мнению Р. Барта мода представляет собой особый язык, который, как и любой другой, имеет свою знаковую систему. Сам знак производится «эксклюзивной властью» или модной группой, и потребляется массами. Важно отметить, что этот знак абсолютно безразличен к материальной вещи, свойства которой он выражает. Любой предмет является потенциально модным и, по желанию модной элиты, может быть наделен любым значением (полезностью, модностью и т.д.)

Исследуя систему моды, Барт, для описания механизма действия «знак – вещь», выделяет три составных элемента модного языка:

1) «Вещь-образ» - нематериальное представление о предмете, представленном на письменном языке моды;

2) «Вещь-описание» - раскрывается посредством письменного языка, с помощью специальной знаковой системы;

3) «Реальная вещь» - материальный предмет, соответствующий вещи-образу и вещи-описанию.

Знак в системе модного языка неустойчив, произволен и рождается каждый сезон «по указке» модной элиты. Фактически, Барт выводит и описывает знаковую функцию предмета (одежды, аксессуара и т.п.). Таким образом, можно заключить, что любой предмет, подвергающийся модным тенденциям (в том числе и мобильный телефон), обретает новую знаковую функцию.

Вывод: теория моды как знаковой системы Р. Барта достаточно полно раскрывает понятие моды и смысл знаковой функции предмета, однако не даёт нам представления о сферах влияния моды. Следовательно, нужно раскрыть данный аспект.

Для рассмотрения сфер влияния модных тенденций возьмем отраслевую типологию моды:

· Мода на одежду

· Мода на музыку

· Мода на литературу

· Мода на гаджеты

И т.д.

Данная типология не является закрытой, так как мода проникает во все сферы жизни общества и оказывает на них влияние. В силу ограниченности ресурсов мы не можем рассмотреть абсолютно все типы отраслевых мод, поэтому для данного исследования выберем 4 наиболее крупных и распространенных типа: Мода на одежду, Мода на музыку, Мода на литературу, Мода на гаджеты.

Вывод: отраслевая типология помогла раскрыть сферы влияния моды, дополнив таким образом понятие моды, однако она не дает достаточного представления о понятиях модных тенденций. Следовательно, нужно раскрыть и эти понятия.

Воспользуемся определением понятия «тенденция» из словаря Ушакова:

Тенденция – направление развития, склонность, стремление.

И также, воспользуемся составным определением понятия «модные тенденции»:

Модная тенденция – направление развития в моде, как знаковой системе, которое включает в себя «означаемое» образуемое дискретными, материальными и зримыми элементами, и нематериальное «означаемое».

Вывод: теория Р. Барта, отраслевая типология моды, точка зрения Ушакова и составное определение наиболее полно раскрывают сущность тех понятий, которые используются при разработке концептуальной модели объекта теоретико-прикладного социологического исследования, позволяя оперировать такими основными понятиями, входящими в объект исследования как: «мода», «тенденция», «модная тенденция».


§2. Обоснование, выбор, и определение концептуальных понятий исследования модных тенденций на мобильные телефоны как социального фактора самопрезентации молодежи.

Этот параграф посвящен разработке концептуальной модели предмета исследования. Исходя из теорий, выбранных в § 1, дадим обоснования выбора и сформулируем определения понятий, которые далее используются для составления понятийной модели явления, рассматриваемого как источник определения независимой переменной исследования: «общество», «мода», «тенденция», «модная тенденция».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: