При разработке концептуальной модели необходимо сформулировать определения понятий, которые будут применены для исследования процесса формирования общества потребления.
Общество - это такой тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности[15].
Потребление - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей; заключительная фаза процесса производства, являющаяся его конечной целью[16].
Общество потребления - понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, такое общество характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.
Обобщая простые концептуальные понятия, сформулируем сущностное определение явления, которое будет рассматриваться как источник формирования контрольной переменной.
Сущностное определение:
Общество потребления – совокупность отношений в обществе, как особом типе социальной системы, которая достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности, организованных на основе принципа индивидуального потребления, как процесса использования благ, товаров, услуг для удовлетворения общественных потребностей.
Родовой признак: один из типов общества.
Родовое понятие: совокупность всех типов общества.
На основе сущностного определения разработаем содержательное определение, в котором укажем видовые признаки, позволяющие выделить данное явление (формирование общества потребления) среди других.
Содержательное определение:
Общество потребления – совокупность отношений в обществе, как особом типе социальной системы, которая достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности, организованных на основе принципа индивидуального потребления, как процесса использования благ, товаров, услуг для удовлетворения общественных потребностей, как процесса, предполагающего конкуренцию во всех сферах жизни общества; основа для выделения рыночного типа поведения молодежи в процессе самопрезентации, так как под влиянием культуры потребления человек начинает оценивать самого себя как своеобразный «товар», который нужно «продать» как можно дороже и которому нужно придать товарный вид (то есть такой, который отвечал бы требованиям общества).
Видовые признаки (особые признаки, позволяющие выделить данное явление среди других, входящих в общий класс):
ü предполагает массовое потреблением материальных благ для удовлетворения общественных потребностей
ü формирует соответствующую систему ценностей и установок
ü является основой рыночного типа поведения молодежи в процессе самопрезентации
ü предполагает открытую конкуренцию во сферах жизни
Из возможных видовых признаков мы выбираем четвертый.
Пример: в качестве примера можно привести ситуацию на рынках товаров и услуг, когда потребителю предоставляется большой выбор продуктов потребления разного уровня качества и разной ценовой категории, в результате чего между продавцами этих товаров и услуг возникает конкуренция.
Далее необходимо сформулировать рабочее содержательное определение, выделив и оставив в нем только одно содержательное свойство, имеющее наибольшее социальное (прикладное) значение.
Рабочее содержательное определение:
Общество потребления - совокупность отношений в обществе, как особом типе социальной системы, которая достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности, организованных на основе принципа индивидуального потребления, как процесса, предполагающего конкуренцию во всех сферах жизни общества.
Типологизация свойств объекта исследования - явления,
Рассматриваемого как источник определения факторной контрольной переменной
Разработав рабочее содержательное определение объекта исследования, проведем типологический анализ, одного выбранного содержательного свойства в соответствии с теоретическими основами исследования и отобранными понятиями для формирования контрольной переменной.
Основание типологии.
ü Проведём типологизацию свойств объекта - явления, рассматриваемого как источник формирования контрольной переменной, выделив в нём наиболее значимое содержательное свойство - общество потребления предполагает открытую конкуренцию во сферах жизни.