Кучербаев Джалиль Шарифович,
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Выступление на конференции по теме «Формирование современных компетенций на уроках ОБЖ и технологии»
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В сфере обучения. Особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЖ и технологии.
На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ и технолгии открывает перед учителем ширкие возможности при структуировании большого обьёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.
Основные причины актуальности использования ИКТ на уроках ОБЖ и технологии:
- обеспечение наглядности и интерактивности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
- ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
- эффективная проверка знаний;
- систематизированное изучение и проверка нового материала;
- использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.
Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?
"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить", сказал французский просветитель Франсуа Рабле.
Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ и технологии по новым технологиям, а также:
- развитие мышления
- формирование приёмов мыслительной деятельности
Цели применения ИКТ:
- активизировать деятельность учителя и ученика;
- повышать качество обучения;
- воплощать в жизнь принцип наглядности;
- выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?
Для этого были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
- освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
- апробировать методы ИКТ на уроках ОБЖ и технологии
- анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)
Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ и технологии:
- достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;
- формирование универсальных учебных действий;
- развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)
- применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.
Основные методы, используемые в работе:
- проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)
- теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)
- практический (апробирование методов и приёмов)
- эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)
На уроках по ОБЖ и технологии время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые знания по предмету;
- систематизировать усвоенные знания;
- психологически настроить на атмосферу экзамена;
- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
- сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖв частности;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
- обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полезные общеучебные навыки.