Структурная модель смены




Структурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.

В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.

Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.

Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.

Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.

Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.

Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:

· учебно-демонстрационный;

· демонстрационно-закрепляющий.


На первом этапе происходит:

· овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;

· организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой.

· корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.


На втором этапе происходит:

· организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;

· демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;

· корректировка межличностной сферы взаимоотношений;

· анализ поведения и деятельности воспитанников.

 

Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.

Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.


Эмоциональные ритмы лагерной смены

Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “ маятникового эффекта ”.

Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива.

Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “ эмоционального голода ”.

В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний.

Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: