Периоды смены Общелагерные дела Отрядные дела




Орг. период 30% 70%

Основной период 50% 50%

Итоговый период 30% 70%

 

Составление плана-сетки с учетом профиля.


Разработка план-сетки общелагерных мероприятий является заключительным шагом в написании комплексной программы лагеря. То есть, подразумевается, что на момент начала её составления мы точно знаем профиль смены, примерный распорядок дня лагеря, категорию детей, имеем сюжетно-ролевую основу программы, рейтинговую систему, систему детского самоуправления, экономическую систему (при условии, что эти составляющие предусмотрены программой). Но ни в коем случае нельзя НАЧИНАТЬ написание программы с составления план-сетки!

Если все вышеперечисленные условия выполнены, начинаем составлять план-сетку.

1. Готовим таблицу-основу. Стандартная смена в лагере длится 21 день. Учитывая распорядок дня, общепринятый в детских оздоровительных лагерях, имеет смысл рассматривать три промежутка времени, свободных от режимных моментов:

- «Утро» - промежуток времени между завтраком и обедом (учитывая уборку комнат и территории, подготовку к обеду, это приблизительно 10:00 – 12:30);

- «День» - время от полдника до ужина (приблизительно 16:30 – 18:45);

- «Вечер» - время после ужина (зависит от времени, установленного в лагере для отбоя, но, учитывая время для вечернего моциона и «свечек», приблизительно 19:30 – 21:30).

Учитывая все вышеперечисленное, получим:

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день
Утро Утро Утро Утро Утро Утро
День День День День День День
Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер
7 день 8 день 9 день 10 день 11 день 12 день
Утро Утро Утро Утро Утро Утро
День День День День День День
Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер
13 день 14 день 15 день 16 день 17 день 18 день
Утро Утро Утро Утро Утро Утро
День День День День День День
Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер
19 день 20 день 21 день      
Утро Утро Утро      
День День День      
Вечер Вечер Вечер      

2. Вспомним, что независимо от содержания, профиля смена делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления социальной, культурно-досуговой, воспитательной и оздоровительной деятельности коллектива лагеря. Организационный и заключительный периоды несут особую функцию и именно на них приходятся так называемые «обязательные» мероприятия.

В оргпериод это:

- заезд,

- знакомство детей друг с другом, с педколлективом и территорией лагеря,

- линейка открытия смены,

- вводные занятия по спецкурсам и мастер-классам,

- «запуск» сюжетной основы программы.

 

В заключительный период:

- отъезд,

- линейка закрытия смены,

- заключительный концерт (вожатых или общий),

- заключительные занятия по спецкурсам и мастер-классам,

- подведение итогов сюжетной линии, рейтинговой системы, вручение наград.

Их место в план-сетке определяется единственным образом. Например, так:

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день 6 день
Утро Заезд Утро Утро Вводные занятия Утро Утро Утро
День Знакомство с лагерем День День Линейка открытия смены День День День
Вечер Вечер Знакомство друг с другом Вечер «Запуск» сюжетной линии Вечер Вечер Вечер
7 день 8 день 9 день 10 день 11 день 12 день
Утро Утро Утро Утро Утро Утро
День День День День День День
Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер
           
13 день 14 день 15 день 16 день 17 день 18 день
Утро Утро Утро Утро Утро Утро
День День День День День День
Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер Вечер
19 день 20 день 21 день      
Утро Утро Утро Отъезд      
День Заключительные занятия День Линейка закрытия смены. Подведение итогов, награждение День      
Вечер Вечер Концерт Вечер      

3. Переходим к основной части.

Составим список мероприятий, которые мы хотели бы провести в лагере в рамках нашей программы.

Но перед тем, как расставить эти мероприятия по план-сетке, вспомним несколько основных правил:

а) “Лучший отдых – это смена деятельности” – аксиома, т.е. доказательств это утверждение не требует. Возможные сферы деятельности:

- спортивная,

- интеллектуальная,

- творческая,

- художественно-прикладная и всевозможные их сочетания.

б) Творческие мероприятия делятся на требующие длительной подготовки и не требующие таковой. Время для подготовки нужно не только для того, чтобы обеспечить зрелищное качественное шоу, но и для того, чтобы дети проявляли свои творческие способности не в режиме «цейт нот», а спокойно, располагая временем для того, чтобы подумать.

в) Мероприятия, целью которых является выявление творческих способностей детей, сплочение мини-коллективов, снятие напряжения в разнополых и разновозрастных группах должны стоять в организационный или первую часть основного периода. Это: спортивно-туристические эстафеты, «Верёвочный курс» и аналогичные ему мероприятия, всевозможные «Звёздные дожди», КАМы и другие конкурсы-экспромты.

Мероприятия, требующие подготовки сплоченной группой, длительного разучивания номеров, полной адаптации детей к условиям жизни в лагере, демонстрации приобретенных за время жизни в лагере знаний и навыков, нужно ставить в конце основного периода или в заключительный. Это: ролевые игры, «Стартинейджер» и его разновидности, большие театрализованные действа, крупные вокальные конкурсы с множеством номинаций и т.п.

в) Каждое мероприятие, проведение которого предусмотрено на улице, должно иметь либо второй план проведения в помещении, либо, если это невозможно (как, например, в случае с Малыми Олимпийскими играми) альтернативное мероприятие на тот же вид деятельности. Внезапная замена спортивного мероприятия интеллектуальным из-за непогоды или творческого спортивным может нарушить не только «настрой» детей, но и логику всей план-сетки.

г) Если мероприятие направлено на одну возрастную группу детей (только старшие отряды или только младшие), остальные отряды не должны быть предоставлены самим себе. Для них также должно быть проведено мероприятие межотрядного уровня.

д) На выходные и официальные родительские дни, когда ко многим детям приезжают родственники, нецелесообразно планировать проведение массовых творческих мероприятий, требующих подготовки.

е) На банные дни не рекомендуется планировать ролевые игры, спортивные и туристические мероприятия.

ж) После активных спортивных и туристических мероприятий дети вряд ли проявят большую активность на дискотеке. И наоборот, после 2-х часового интеллектуального шоу в зале, вы едва ли встретите у детей большой энтузиазм к просмотру кинофильма.

Если мероприятия по план-сетке расставлены и не противоречат ни одному из вышеперечисленных правил, можно переходить к следующему этапу.

4.Время проведения занятий по спецкурсам и мастер-классам должно быть строго определено и закреплено в план-сетке до начала смены. Рекомендуемое время для проведения - утро, но, конечно, не всё. Время занятий по образовательным программам не должно превышать двух часов подряд (конечно, с перерывом и сменой деятельности) и четырёх часов в совокупности за день.

5. Не следует забывать и о том, что существует система детского самоуправления. Для того, чтобы эта система не была номинальной, СОБРания органов самоуправления должны проходить не когда получится, а в строго определенное время, не менее незыблемое, чем время планерок для вожатых. Оно должно иметь своё место в план-сетке и не должно пересекаться ни с какими мероприятиями.

6. Черновой вариант план-сетки можно считать готовым. Мероприятия для неё мы подбирали и придумывали, исходя из сюжетной основы и тематики программы смены. Осталось отшлифовать план-сетку, приведя названия мероприятий в соответствие с терминологией смены. «Стартинейджер» в контексте путешествия по Древней Руси абсолютно исключён. Но это не значит, что мероприятие нельзя проводить в смене. Просто оно требует адаптации под программу сценария, и, естественно, названия.

7. И последнее, план-сетка общелагерных мероприятий не должна организовывать абсолютно всё время участников смены. Ведь существует ещё отрядная работа.

Если вы уверены, что именно эти мероприятия помогут вам добиться целей, которые вы ставили перед собой при написании программы смены. Если вы можете сказать, что именно каждое из этих мероприятий даст каждому из участников смены. Если вы уверены, что каждое из мероприятий должно стоять именно там, где стоит, и можете это аргументировать. Если после прочтения сюжетной основы ни одно из названий мероприятий не режет слух. Тогда вы готовы показать своё творение кому-нибудь более объективному, чем ваши соавторы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: