Издержки производства и цена продукции.




 

Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности. Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

 

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

 

Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные издержки. Неявные издержки – это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными.

 

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты (издержки) предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

 

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие затраты.

 

Издержки (затраты), включаемые в себестоимость, отличаются различным поведением при изменении объемов производства. По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.

 

Переменные – это издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Общая величина переменных издержек изменяется пропорционально объему производства. Переменные издержки на единицу продукции (средние переменные издержки) – величина постоянная, не зависящая от объема производства. К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, часть трудовых ресурсов.

 

Под постоянными понимают такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит от объема производства и реализации. Поведение постоянных издержек коренным образом отличается от поведения переменных издержек при изменении объемов производства. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной. Постоянные издержки на единицу продукции (средние постоянные издержки), уменьшаются с ростом объемов производства и растут при их уменьшении.

 

Валовые издержки предприятия – это сумма его постоянных и переменных издержек.

 

Цена – денежное выражение стоимости товара, работы или услуги или сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу на основе взаимной договоренности. Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях:

 

сбалансирование спроса и предложения;

стимулирующая функция;

перераспределительная;

учетно-измерительная (критериальная);

рационального размещения производства (продажи).

общем виде цена любого товара состоит из трех составляющих: издержки (себестоимость) производства и обращения, налоги, отчисления и сборы и прибыль (производителя, посредников, розничного продавца).

 

К наиболее часто применяемым и основным методам ценообразования относятся, прежде всего, затратные методы ценообразования. Они

обеспечивают расчет цены на товар или услугу путем прибавления к издержкам или себестоимости их производства какой-то конкретной величины. Выделяют метод полных издержек, метод прямых затрат и метод обеспечения целевой прибыли.

 

Суть метода полных издержек состоит в суммировании валовых издержек, планируемой прибыли и косвенных налогов и отчислений.

Смысл метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.

 

Примеры решения задач

 

Пример 1. Предприятие планирует выпустить новое изделие себестоимостью 5000 руб. и нормой прибыли 25%.

 

Определите цену нового изделия методом полных затрат.

 

Решение:

 

5000 + 0,25 × 5000 = 6250 руб.

 

Пример 2. Определите оптовую цену изготовителя, если полная себестоимость единицы продукции – 25 руб., годовой объем реализации – 5000 ед., производственные фонды – 300 тыс. руб., а рентабельность предприятия – 15%.

Решение:

 

Определим полную себестоимость всего объема производства: 25 × 5000 =

тыс. руб.

Рассчитаем плановую прибыль: 300 × 0,15 = 45 тыс. руб.

Рентабельность, рассчитанная по себестоимости: 45×100/125 = 36%

 

Оптовая цена продукции предприятия: 25 (1+36/100) = 34 руб.

 

Пример 3. Определите максимальный уровень цены закупки сырья в соответствии с расчетными данными таблицы 5.1.

 

    Таблица 5.1
  Показатели Значение
1. Отпускная цена оптовика с НДС, руб./т.  
2. Оптовая надбавка, %  
3. Налог на добавленную стоимость, %  
4. Рентабельность продукции, %  
5. Издержки производства и реализации продукции без  
  стоимости сырья, руб./т.  
6. Удельный расход сырья на единицу продукции, т/т  

 

Решение:

 

Отпускная цена оптовика без НДС: 8316 / 1,1 = 7560 руб.

Отпускная цена предприятия-изготовителя: 7560 / 1,12 = 6750 руб.

Полная себестоимость производства: 6750 / 1,25 = 5400 руб.

Себестоимость сырья в себестоимости единицы продукции: 5400 – 1080 = 4320 руб.

 

Закупочная цена сырья: 4320 / 15 = 288 руб.

 

Задачи для решения

 

5.1. Определите оптовую цену предприятия, если полная себестоимость единицы продукции – А руб., годовой объем реализации – Б ед., среднегодовая стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств составляет В тыс. руб., рентабельность производства равна Г. Данные приведены в таблице 5.2.

 

5.2. Определите розничную цену на изделие, если производственная себестоимость составляет А руб., коммерческие расходы – Б % от себестоимости, плановая прибыль – В %, а торговая наценка – Г %. Данные приведены в таблице 5.3.

 

        Таблица 5.2
Вариант А Б В Г
    6 000   0,2
    5 500   0,15
    6 200   0,22
    4 800   0,18
    5 400   0,26
    8 000   0,23
    4 950   0,25
    6 400   0,21
    7 000 1 200 0,3
    4 000   0,2

 

        Таблица 5.3
Вариант А Б В Г
         
         
         
         
         

 

5.3. Определите розничную цену бутылки вина емкостью 0,75 л, если себестоимость 1 литра составляет А рублей, рентабельность изготовителя – Б %, акциз равен В руб. за литр, издержки и прибыль посреднической организации – Г руб. за л, торговая надбавка – Д %, НДС – 18%. Данные приведены в таблице 5.4.

 

          Таблица 5.4
Вариант А Б В Г   Д
             
             
             
             
             

 

5.4. Годовой выпуск продукции на предприятии – А тыс. т., себестоимость 1 т – Б тыс. руб. Доля условно-постоянных расходов – В %. В следующем году выпуск продукции предполагается увеличить до Г тыс. т. Установите себестоимость единицы продукции после увеличения выпуска. Данные приведены в таблице 5.5.

5.5. Производство продукции в цехе было увеличено с А до Б тыс. ед/г. При этом потребовалось построить дополнительный производственный корпус.

 

Определите себестоимость единицы продукции после увеличения объема производства, если известно, что до увеличения объема производства себестоимость единицы продукции была равна В тыс.руб., доля условно-постоянных расходов – Г %; общепроизводственные расходы выросли после увеличения объема производства на Д тыс. руб/г. Данные приведены в таблице 5.6.

 

        Таблица 5.5
Вариант А Б В Г
         
         
         
         
         

 

          Таблица 5.6
Вариант А Б В Г   Д
            1 500
            2 000
            2 200
            2 500
            2 700

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: