Роль товарных знаков в коммерческой деятельности. Понятие товарной марки и бренда. Регистрация товарного знака




 

Порядок регистрации товарных знаков установлен в Законе Российской Федерации от 23.09.1992 №3520–1 (в ред. от 11.12.2002, 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [3].

Товарный знак может быть получен путем регистрации новой марки либо покупки у другой компании.

Покупатели, как правило, ориентируются на знакомую марку, известную фирму. Фирму-производителя узнают по ее товарному знаку, который иногда становится чем-то наподобие символа качества. В этом случае разрекламированный и хорошо «работающий» бренд можно продать или «сдать в аренду».

Как же правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по созданию, использованию и продаже товарных знаков?

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Такое определение дано в ст. 1 Закона РФ от 23.09.1992 №3520–1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [3].

Различаются, в частности, словесный и графический товарные знаки.

Словесный товарный знак – это название организации либо оригинальные слова, фразы или словосочетания, выполненные в определенной графической манере, необычным запоминающимся шрифтом.

Графический товарный знак – любое изображение, отвечающее критериям новизны и охраноспособности в отношении перечня товаров и услуг и зарегистрированное в установленном порядке в качестве товарного знака на имя конкретного владельца (или коллектива).

Товарный знак организация может разработать самостоятельно. В этом случае право на созданное работниками предприятия произведение будет принадлежать работодателю.

Однако чаще всего разработку товарного знака заказывают специализированным фирмам, заключая с ними авторский договор заказа (ст. 33 Закона РФ от 09.07.1993 №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах») [3].

Для получения исключительного права на товарный знак прежде всего его необходимо зарегистрировать в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте). Заявка подается в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), подведомственный Роспатенту.

Зарегистрировать такое право организация может сама или через патентного поверенного. Приказом Роспатента от 05.03.2003 №32 утверждены Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.

Формальная экспертиза заявки проводится в течение месяца от даты ее подачи в ФИПС. В ходе экспертизы проверяется, удовлетворяет ли товарный знак требованиям законодательства и не совпадает ли он с уже зарегистрированными знаками. Например, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака общепринятые символы и термины. Недопустима и регистрация товарных знаков, которые в точности повторяют уже зарегистрированные знаки либо так похожи на них, что могут ввести в заблуждение потребителей.

На основании решения о регистрации товарного знака ФИПС производится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (далее – Реестр). В Реестр вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, а также перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Статьей 44 Закона №3520–1 [3] предусмотрено, что за регистрацию товарного знака взимается пошлина. В настоящее время размер пошлины можно узнать из Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.08.1993 №793.

Выдача свидетельства на товарный знак осуществляется ФИПС в течение месяца с даты регистрации товарного знака в Реестре.

Регистрация товарного знака действует до истечения 10 лет с даты подачи заявки. Срок действия может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на 10 лет.

Надо помнить, что исключительное право на использование товарного знака имеет свои ограничения. Оно распространяется только на товары, указанные в свидетельстве, действительно на территории страны регистрации и в течение срока, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Обладая исключительным правом, владелец может пользоваться и распоряжаться товарным знаком. Это право охраняется законом. И никто другой не может использовать товарный знак без разрешения владельца.

После регистрации товарный знак необходимо размещать на товарах, поскольку его использование – это не только право владельца, но и обязанность. В случае невыполнения этого требования непрерывно в течение трех лет любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд с требованием о прекращении регистрации товарного знака.

В бухгалтерском учете исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам (п.п. 3 и 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н). Ему присваивается инвентарный номер и оформляется Карточка учета нематериальных активов формы N НМА-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а.

Исключительное право на товарный знак учитывают по его первоначальной стоимости. Она складывается из затрат на покупку или изготовление товарного знака: материальных расходов, зарплаты сотрудников, патентных пошлин, стоимости услуг сторонних организаций, невозмещаемых налогов и т.д. (п. 7 ПБУ 14/2000).

Расходы, формирующие первоначальную стоимость товарного знака, должны учитываться на субсчете 08–5 «Приобретение нематериальных активов», за исключением налогов, которые впоследствии принимаются к вычету.

После получения свидетельства на товарный знак собранные на субсчете 08–5 расходы списываются на счет 04 «Нематериальные активы».

В налоговом учете товарный знак является также нематериальным активом (п. 3 ст. 257 НК РФ[24]). Однако учесть его в таком качестве можно только после получения свидетельства: нематериальный актив отражается в налоговом учете при наличии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих наличие самого актива и исключительного права на него.

Таким образом, до получения свидетельства расходы на создание и регистрацию товарного знака не участвуют в исчислении налогооблагаемой прибыли. Они будут включены в его первоначальную стоимость. Как известно, первоначальная стоимость товарного знака формируется исходя из всех расходов, связанных с его созданием. Исключение составят лишь суммы возмещаемых налогов. Патентные пошлины, которые уплачивает организация в процессе регистрации товарного знака, также относятся в состав затрат, формирующих первоначальную стоимость. Об этом прямо сказано в п. 3 ст. 257 НК РФ[24].

Получив свидетельство на товарный знак, необходимо определить срок его полезного использования и норму амортизации. Поскольку свидетельство выдается на 10 лет, соответственно этот же период является сроком полезного использования товарного знака (за минусом срока между датой подачи заявки и датой получения свидетельства).

В бухгалтерском учете стоимость товарного знака погашается путем начисления амортизации одним из способов, зафиксированным в приказе по учетной политике (п. 15 ПБУ 14/2000):

– линейным;

– пропорционально объему продукции;

– уменьшаемого остатка.

При линейном методе срок полезного использования определяется исходя из срока действия свидетельства на товарный знак (п. 17 ПБУ 14/2000).

Амортизация по нематериальным активам отражается в бухгалтерском учете либо по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов», либо по кредиту счета 04, субсчет «Исключительное право на товарный знак».

Амортизация исключительного права на товарный знак в бухгалтерском учете относится к расходам организации по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н).

В налоговом учете, как уже говорилось, исключительное право на товарный знак отнесено к нематериальным активам. Для признания объекта интеллектуальной собственности амортизируемым необходимо выполнение только одного условия: срок полезного использования этого объекта должен превышать 12 месяцев (п. 1 ст. 256 НК РФ и п. 3 ст. 257 НК РФ [24]).

Расходы по созданию товарного знака в бухгалтерском и налоговом учете практически совпадают.

Но это не так, если организация приобретает исключительные права на товарный знак за счет средств банковского кредита. Ведь проценты за пользование заемными средствами в соответствии с п.п. 14 и 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 №60н, до момента получения права собственности на товарный знак относятся организацией заемщиком на увеличение расходов по его созданию; а после указанной даты – на операционные расходы. Для целей же налогообложения прибыли организаций проценты по заемным средствам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ[24] включаются в состав внереализационных расходов.

Кроме того, в налоговом учете в первоначальную стоимость товарного знака не включаются и суммовые разницы, образовавшиеся до того, как исключительное право на товарный знак принято к учету, а признаются внереализационными расходами (доходами).

Срок полезного использования товарного знака в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском, определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и из других сроков использования объектов интеллектуальной собственности, установленных соответствующими договорами (п. 2 ст. 258 НК[24] РФ). По отношению к нематериальным активам налогоплательщик вправе выбрать один из двух предусмотренных методов амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ[24]).

Поэтому если расходы организации по созданию товарного знака в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, срок действия знака в обоих видах учета одинаков, а метод амортизации один и тот же, то сумма амортизации в налоговом и бухгалтерском учете будет совпадать. В противном случае организации придется определять разницы в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н.

Амортизация исключительного права на товарный знак в налоговом учете включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ[24]). Кроме того, эти расходы являются косвенными, т.е. их не нужно распределять между остатками незавершенного производства, готовой продукции и т.д. Они в полном объеме уменьшают налогооблагаемую прибыль отчетного (налогового) периода.

Организации, владеющие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, могут распоряжаться ими по своему усмотрению.

Статья 25 Закона №3520–1 [3] допускает, что товарный знак может быть уступлен (продан) его владельцем в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

При передаче (уступке) исключительного права на товарный знак у продавца происходит выбытие объекта нематериальных активов. К приобретателю товарного знака переходят в полном объеме все те права, которые были у прежнего владельца. То же самое касается и ограничений.

Уступка товарного знака не допускается, если она может ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

Договор об уступке товарного знака регистрируется в Роспатенте, иначе он считается недействительным.

За регистрацию взимается пошлина.

Средства от уступки (продажи) исключительного права на товарный знак являются для организации операционными доходами (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н).

А в налоговом учете доход от уступки исключительного права на товарный знак учитывается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ[24]).

У покупателя исключительное право на товарный знак, полученное по договору уступки, включается в состав нематериальных активов. Что же касается срока полезного использования, то он зависит от срока действия свидетельства. Однако при регистрации договора уступки в Роспатенте новое свидетельство не выдается. В связи с этим, чтобы рассчитать этот срок, из общего срока действия свидетельства надо вычесть то время, в течение которого товарным знаком пользовался старый правообладатель.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (ст. 26 Закона 3520–1 [3]). Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Другой способ – заключение договора коммерческой концессии (договор франчайзинга).

Подписывая подобные соглашения, организация оставляет за собой исключительное право на товарный знак. Как и договор уступки, лицензионный договор и договор коммерческой концессии действительны только при условии их регистрации в Роспатенте.

В договоре указывается срок, в течение которого организация может использовать право, и вознаграждение, которое она должна перечислить правообладателю. Формы вознаграждения могут быть самыми разными: разовые или периодические платежи, проценты от выручки или наценка на оптовую цену товаров, которые организация-пользователь будет покупать у правообладателя, и т.д.

На практике вознаграждение чаще всего состоит из двух частей: первоначальной единовременной «входной платы» за получение права (паушальный платеж) и последующих регулярных платежей за его использование (роялти). Они определяются в фиксированном размере или в процентах от выручки.

Паушальный платеж представляет собой выплату единовременного вознаграждения собственнику нематериального актива. Фактически – это цена лицензии.

Роялти – это периодические платежи собственнику нематериального актива в течение срока действия лицензионного договора.

У правообладателя не возникает выбытия нематериальных активов. Они продолжают находиться на его балансе и амортизируются (п. 25 ПБУ 14/2000). Однако учесть их необходимо на отдельном субсчете счета 04. Суммы начисленной амортизации, по мнению автора, следует учитывать обособленно.

Если для правообладателя такая деятельность не является основной, то сумма вознаграждения в бухгалтерском учете включается в состав операционных доходов (п. 5 ПБУ 9/99).

При разовом характере платежа полученная оплата отражается в составе доходов будущих периодов на счете 98. Затем в течение времени, на которое передано право, вознаграждение равными долями включается в состав операционных доходов. Расходы, связанные с передачей исключительных прав, отражаются как операционные расходы.

В налоговом учете платежи по лицензионным договорам включаются в состав внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 НК РФ[24]), если такие доходы налогоплательщик не учитывает как доходы от реализации.

Если лицензиар определяет доходы и расходы методом начисления, то полученное вознаграждение за право пользования товарным знаком признается доходом в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ[31], а если используется кассовый метод-то в соответствии с п. 2 ст. 273 НК РФ[31].

В случае когда по договору предусмотрено получение единого платежа, дата признания дохода при применении метода начисления будет следующая:

– если в договоре не определен срок его действия – дата предоставления в пользование исключительных прав;

– срок действия определен – доходы признаются равномерно в течение этого срока на последний день месяца или квартала.

Для целей исчисления НДС (при использовании метода «по отгрузке») датой возникновения обязательств перед бюджетом является дата предоставления в пользование исключительных прав при паушальном платеже (ст. 167 НК РФ[24]). Если платежи носят периодический характер, то они учитываются в периоде их начисления.

Еще один вариант – комбинированные расчеты. Вначале правообладатель получает разовый платеж, затем в течение установленного в договоре времени – периодические платежи (роялти). При этом разовый платеж включают в состав внереализационных доходов – в налоговом учете и операционных – в бухгалтерском единовременно и в полной сумме, а роялти – по мере начисления.

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К ним относятся, в частности, расходы по предоставлению за плату во временное владение и пользование исключительных прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ[24]). Таким образом, с вступлением в силу договора уступки часть стоимости нематериального актива, не списанная к этому моменту, относится к внереализационным расходам. В рассматриваемом случае это начисленная амортизация по товарному знаку, переданному в пользование.

Рассмотрим учет этих расходов у пользователей неисключительного права.

В бухгалтерском учете неисключительное право на товарный знак, полученное в пользование, отражается на забалансовом счете (например, счет 012) в оценке, указанной в лицензионном договоре (п. 26 ПБУ 14/2000). Платежи по договору концессии отражаются в учете в зависимости от условий договора.

Если в нем предусмотрен разовый платеж в момент получения прав, то он отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов». Затем эти затраты равномерно в течение срока действия права, установленного договором, списываются на расходы.

Периодические платежи отражаются в составе расходов того периода, в котором начисляются в соответствии с графиком, установленным в договоре (п. 26 ПБУ 14/2000 и п. 18 ПБУ 10/99).

В заключение хотелось бы обратить внимание на ситуацию, когда российская организация заключает лицензионный договор на право пользования товарным знаком с нерезидентом, не имеющим постоянного представительства на территории России.

В случае когда контрагентом по лицензионному договору выступает нерезидент и доходы нерезидента по данному договору не связаны с его деятельностью в России через постоянное представительство, в соответствии со ст. 309 НК РФ эти доходы относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты этого дохода, по ставке 20%.

Если иностранная организация является резидентом страны, с которой Россией заключен договор об избежании двойного налогообложения, то в соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ[24] эта организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местопребывание в том государстве, с которым Россия имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Предоставленный документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого документа до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения, этот доход освобождается от удержания налога у источника выплаты или удержание производится по пониженным ставкам.

Что касается НДС, то передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав для целей исчисления НДС считается услугой, местом реализации которой признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории России (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ[24]).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: