Коллекция ситуаций контакта родителей и воспитателей детских садов для использования в кейсе




Содержание

Введение. 3

1 Понятие «взаимодействие» в воспитательном процессе дошкольников. 11

1.1 Понятие «взаимодействие» в гуманитарных науках. 12

1.2 Взаимодействие воспитателей и родителей дошкольников в разных педагогических теориях. 17

1.3 О содержании взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением. 25

2 Разработка модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» 29

2.1 Анализ содержания дисциплины «Методика обучения и воспитания» 29

2.2 Общая характеристика модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников». 34

2.3 Кейс-метод в обучении студентов. 37

2.4 Разработка материала для кейсов. 43

2.4.1 Коллекция ситуаций контакта родителей и воспитателей детских садов для использования в кейсе. 44

2.4.2 Содержание кейса «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников». 50

2.5 Методика изучения модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» с использованием кейс-метода. 54

Заключение. 63

Список использованных источников. 65

Приложение А Методические рекомендации для преподавателей при изучении модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» дисциплины «Методика обучения и воспитания». 70

Приложение Б Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при изучении модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» дисциплины «Методика обучения и воспитания». 98


Введение

Согласно ФГОС ВПО третьего поколения (квалификация бакалавр) одной из профессиональных задач выпускника педагогических направлений является организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности [1]. Одной из важных и обязательных дисциплин педагогического бакалавриата направления «Воспитательная работа» является курс «Методика воспитательной работы». ФГОС в рамках изучения данной дисциплины включает изучение таких тем, как «Методика оценки и анализа результатов коллективной жизнедеятельности, воспитательной деятельности, воспитательных влияний», «Воспитание в контексте модернизации образования» [1].

В Сибирском Федеральном университете на кафедре «Педагогика высшей школы» К. А. Баженовой разработана программа «Методика обучения и воспитания» [35], которая предполагает изучение такой темы, как «Взаимодействие между субъектами воспитания. Система оценивания действия в контексте воспитания». Одной из целей программ является умение оценивать действия (поведение) учеников. Практическая часть программы предполагает появление у студентов таких умений, как анализ и оценивание собственных действий посредством постановки и решения образовательных задач через призму различных образовательных концепций.

Анализ учебных пособий по педагогике [10, 13, 18, 24, 25, 28, 32, 33, 34, ] показал, что почти все пособия содержат тот или иной материал по теме «Взаимодействие субъектов воспитательного процесса». Данный факт свидетельствует о важности изучения данной темы. Также проведен анализ программ педагогических специальностей. Каждая программа предполагает использовать со студентами традиционные формы работы (лекции, семинары, практические занятия). Инновационные формы работы не представлены.

Собственная практика работы в дошкольном учреждении и ряд исследований других ученых свидетельствует о том, что изучение данной темы студентами вызывает определенные трудности. Несформированность педагогической рефлексии будущих воспитателей отмечают Е. Т. Круглова, Н. А. Неводова [23], о построении общения на уровне взаимных претензий говорит А. В. Копытова [22]. Данные факты свидетельствуют о том, что использование традиционных форм работы со студентами не дают эффективных результатов, т.е. не способствуют появлению у студентов аналитических умений. Для решения выше описанных трудностей мы предлагаем разработать для студентов модуль «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» и использовать в работе с ними кейс-метод в рамках изучения модуля. Использование данного метода будет способствовать, во-первых, лучшему усвоению студентами теоретического материала. Во-вторых, позволит определить свою педагогическую позицию; в-третьих, создаст условия для взаимодействия студентов друг с другом. Что впоследствии отразится на умении студентов оценивать собственные действия. Иными словами, решение кейсов позволит студентам получить средство анализа педагогических ситуаций и понимания особенностей различных педагогических теорий.

В связи с этим тема нашей диссертации «Разработка модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» дисциплины «Методика обучения и воспитания». Соответственно, цель работы – разработать содержание и структуру модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников».

Для реализации цели нами были определены следующие задачи:

1) проанализировать понятие «взаимодействие» в разных науках (социология, педагогика, психология);

2) уточнить понятие «взаимодействие» в контексте воспитательного процесса: воспитатель – родитель – ребенок;

3) проанализировать отдельные образовательные теории посредством выделения в них возможности взаимодействия родителей и воспитателей детских садов;

4) провести эмпирическое исследование, позволяющее обнаружить содержание взаимодействия воспитателей с родителями в детском саду;

5) проанализировать учебные пособия по педагогике и программы педагогического бакалавриата;

6) разработать содержание и структуру модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников»;

7) охарактеризовать кейс-метод в обучении студентов;

8) разработать материал и методические рекомендации к модулю с использованием кейс-метода.

Объектом исследования является образовательный процесс студентов-бакалавров при изучении модуля «Взаимодействие между субъектами воспитания». Предметом выступает содержание и структура модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников».

Гипотеза исследования: использование кейс-метода в педагогической практике способствует появлению у студентов аналитических умений при решении педагогических ситуаций, а также умения анализировать собственные действия и действия других.

Основные результаты:

- уточнено понятие «взаимодействие». Для взаимодействия необходимо наличие субъектов. В педагогике [28] субъектность определяется активностью, ведущей к достижению цели воспитания за счет определенных средств деятельности и идеального образа результата действий. В воспитании дошкольников такими целями могут выступать социализация детей, подготовка к школе, формирование навыков самообслуживания. Важна общность круга проблем и задач для взаимодействующих субъектов. В педагогической деятельности этот круг задач направлен на достижение образовательных и воспитательных целей по отношению к ребенку. Кроме этого, в ходе взаимодействия важен обмен действиями партнеров, который возможен только в отношении общей решаемой задачи, а цель взаимодействия – достигнуть наиболее эффективных результатов воспитания ребенка. Например, обеспечить условия социализации (умение общаться с другими детьми) родителям в одиночку будет трудно или вообще невозможно. При этом в ответ на действия одного партнера меняются действия другого. Особо отметим фактор наличия выгоды, превышающей затраты и усилия. Это означает, что и родитель, и воспитатель должны очень хорошо видеть преимущества партнерского взаимодействия, несмотря на возможные сложности его организации. Важным является также условие систематичности действий с целью вызвать ответную реакцию партнера. Например, для развития творческих навыков недостаточно одно-двухразового взаимодействия, необходимо партнерство в течение достаточно длительного времени.

Выделены особенности взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников в разных педагогических теориях (Р. Штайнер, М. Монтессори, Я. А. Коменский, деятельностный подход Л. С. Выготского) [11, 12, 15, 16, 19, 21, 29]. Выбранные образовательные теории содержат идеальное представление о родителях, воспитателях, целях и задачах воспитания, о возможностях и содержании взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников.

- проведено эмпирическое исследование о содержании взаимодействия с родителями дошкольников в детском саду. Было опрошено 32 родителя. Отметим, что 31 из них интересуется вопросами воспитания своих детей, в том числе читают посвященную этим вопросам педагогическую литературу и журналы для родителей, смотрят соответствующие телепередачи. Лишь 11% родителей видят возможность взаимодействия с детским садом при решении двух задач воспитания и образования: подготовке детей к школьному обучению и социализации детей. Указанные родители ставят эти задачи перед собой и видят дошкольное образовательное учреждение как серьезного помощника в их решении. 82 % родителей не выделяют никаких направлений взаимодействия, либо отмечают решение исключительно финансовых вопросов. Третья часть всех опрошенных родителей видит детский сад лишь как «место, где хранится ребенок», т.е. не воспринимают дошкольное учреждение как субъекта, участвующего в воспитании их ребенка. Любопытно отметить, что 25 из 32 родителей положительно ответили на вопрос о том, желают ли они участвовать в работе с детьми группы своего ребенка, например, провести несколько занятий на интересные им темы.

- дана характеристика кейс-метода. Выделены 5 этапов, специфицирующих создание нового кейса, среди них: поиск источника кейса, сбор данных для кейса, макетирование содержания кейса, апробация кейса в аудитории, жизненный цикл кейса. При решении кейсов важно наличие дополнительного материала: ключевые идеи теоретических концепций и подходов, необходимые при анализе кейса; статистические данные по рассматриваемой проблеме; политические решения, которые связаны с кейсом; анализ социальной действительности, связанной с кейсом и т.д. Собраны коллекции ситуаций контакта воспитателей с родителями в детском саду. В ходе работы данные ситуации были классифицированы по типам:

1 тип – предмет контакта соблюдение режимных моментов детского сад;

2 тип – противоположная оценка действий ребенка из-за разницы педагогических установок родителей и воспитателей;

3 тип – противоположная оценка событий жизни ребенка в детском саду родителями и воспитателями из-за разных каналов информации;

4 тип – контакт родителей и воспитателей, при котором родители относятся к воспитателям как к профессионалам, просят у них совета или обсуждают поведение ребенка и способы его коррекции;

5 тип – ситуации, где нет явного контакта воспитателей и родителей.

- описано назначение кейс-метода в обучении студентов, дана его характеристика. Использование данного метода будет способствовать появлению умения оценивать собственные действия и действия других.

- разработан кейс и необходимый дополнительный материал к нему.

Практическая значимость исследования заключается в подборе материала к модулю «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников». Подобраны коллекции реальных ситуаций для составления коротких и длинных кейсов. А также разработан кейс, состоящий из ситуации и дополнительной информации, который может быть использован при изучении курса «Методика обучения и воспитания».

Положения, выносимые на защиту:

1) Важное центральное понятие в работе – понятие «взаимодействие», которое содержит в себе следующие важные аспекты:

1. Взаимодействие осуществляют субъекты.

2. Признаком взаимодействия субъектов является наличие общего круга проблем и задач.

3. Для осуществления взаимодействия должен быть общий предмет взаимодействия.

4. Необходима этапность в процессе взаимодействия.

5. Взаимодействие возможно при условии систематичности действий с целью вызвать ответную реакцию партнера.

6. Важное условие – фактор наличия выгоды, превышающей затраты и усилия.

При этом субъектность определяется активностью, ведущей к достижению цели воспитания за счет определенных средств деятельности и идеального образа результата действий. Круг задач направлен на достижение образовательных и воспитательных целей по отношению к ребенку.

Разные педагогические теории предполагают взаимодействие субъектов воспитания, воспитателей с родителями дошкольников. В педагогике Я. А. Коменского [19, 21] в дошкольном возрасте родители являются педагогами ребенка в материнской школе. Р. Штайнер [11, 15] в своей теории предполагает родителей как активных субъектов воспитания, с которыми воспитатель находится в тесном контакте. М. Монтессори [29] говорит о важности работы с родителями, влияние которых также велико и значимо в процессе развития ребенка. В деятельностном подходе Л. С. Выготского [12] миссия и родителей, и воспитателей состоит в переводе ребенка из объекта в субъект воспитания. Таким образом, вышеописанные теории предполагают взаимодействие как один из важных процессов в осуществлении воспитания.

2) Эмпирическое исследование подтвердило существование трудностей в умении воспитателей взаимодействовать с родителями дошкольников. С одной стороны, воспитатели не видят родителей как субъектов воспитания и не могут обозначить свою педагогическую позицию, с другой стороны, родители не видят детский сад и воспитателей как субъектов воспитательного процесса в отношении их детей.

Для преодоления трудностей мы предлагаем использовать существующую инновационную форму работу со студентами – кейс-метод. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Материалом для кейсов служат реальные ситуации, зафиксированные в ходе наблюдения за общением воспитателей с родителями в детском саду.

4) при организации кейс-метода преподаватель может придерживаться следующих фаз работы, отраженных в таблице 1.

Таблица 1 – фазы работы с использованием кейс-метода

Фаза работы Действия преподавателя Действия студента
До занятия 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов 3. Разрабатывает сценарий занятия 1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы 2. Индивидуально готовится к занятию
Во время занятия 1. Предлагает правила проведения кейс-метода 2. Организует предварительное обсуждение кейса 3. Делит группу на подгруппы 4. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями 5. Организует обсуждение кейса в общей группе 1. Участвует в обсуждении правил проведения кейс-метода 2. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 3. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие 4. Участвует в принятии решений

 

Окончание таблицы 1

Фаза работы Действия преподавателя Действия студента
После занятия 1. Оценивает работу студентов 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы 3. Предлагает студентам провести самоанализ 1. Составляет письменный отчет занятия по данной теме 2. Оценивает принятые решения 3. Осуществляет самоанализ, делится эмоциями

 

Модуль предполагает 5 занятий, из которых три занятия посвящаются введению и анализу понятия «взаимодействие» (2 семинара и лекция), последующие два – непосредственно разыгрывание кейса. Контрольным этапом является написание студентами двух письменных работ, на основании которых преподаватель может судить о результатах достижений студентов.

В ходе работы были использованы такие общие методы, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, классификация, обобщение, а также специальные методы: опрос. Структура диссертации определяется ее содержанием. Введение содержит обоснование темы исследования. Основная часть посвящена анализу понятия «взаимодействие» и разработке кейса для студентов. В заключении подводятся итоги исследования и делаются основные выводы и предложения по работе преподавателей со студентами.

Материалы диссертации отражены в следующих публикациях: «К проблеме взаимодействия воспитателей детского сада и родителей дошкольников» Молодежь и наука: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского [Электронный ресурс] № заказа 7880/отв. ред. О. А. Краев – Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2012г.; «О возможностях использования кейс-метода при работе со студентами педагогических направлений» Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс] № заказа 2394/отв. ред. О. А. Краев – Красноярск: Сиб. федер. ун-т.,2013г.


1 понятие «взаимодействие» в воспитательном процессе дошкольников

В данной главе представлены результаты анализа подходов к трактовке термина «взаимодействие» в гуманитарных науках: социологии, психологии, философии и педагогике; дается обобщенное понимание понятия «взаимодействие», а также конкретизируется взаимодействие относительно воспитания дошкольников. Описана специфика взаимодействия родителей и воспитателей на примере отдельных образовательных теорий (Я. А. Коменский, М. Монтессори, Р. Штайнер, деятельностный подход в воспитании Л. С. Выгоского). Это позволило выделить существенные характеристики процесса взаимодействия между родителями и воспитателями в отношении воспитания ребенка.

Согласно пункту 3 ст. 17 «Закона об образовании РФ» [2] сеть дошкольных образовательных учреждений призвана действовать в помощь семье в отношении развития и воспитания детей. В последнее время в практиках работы ДОУ обнаруживаются дефициты взаимодействия воспитателей и родителей. Современные исследователи, говоря о педагогическом взаимодействии, выделяют следующие проблемные моменты: неготовность воспитателей к взаимодействию или формальное взаимодействие с родителями (Т. А. Березина, О. И. Воронина, Е. В. Чуб, Е. Т. Круглова, Н. А. Неводова, Л. М. Алиева), несформированность педагогической рефлексии будущих воспитателей (Е. Т. Круглова, Н. А. Неводова), построение общения на уровне взаимных претензий (А. В. Копытова). Таким образом, проблема рассматривается однобоко, с точки зрения отсутствия у воспитателей необходимой мотивации, ресурсов, средств воздействия на родителей. Поэтому важно понять, что есть взаимодействие в контексте воспитания дошкольников и, каким образом, можно подготовить студентов к осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников.

 

1.1 Понятие «взаимодействие» в гуманитарных науках

В данном параграфе раскрывается содержание понятия «взаимодействие» в разных гуманитарных науках: социология, психология, философия, педагогика. Проводится работа по конкретизации понятия «взаимодействие» в контексте воспитания дошкольников, выделяются его основные элементы.

Термин «взаимодействие» рассматривается как в психологии, так и в социологии, в философии и педагогике. В философии понятие «взаимодействие» определяется как принцип существования природных и общественных явлений, взаимная связь структурных уровней материи, материальное единство мира [14]. Категория взаимодействия является существенным методологическим основанием познания общественных явлений. Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности (А. А. Бодалев, А. С. Золотнякова, Л. И. Уманский и др.).

В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков [27] определяют взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь». В таком взаимодействии все участники выступают как равноправные партнеры. Цель такого взаимодействия – установление личностного взаимопонимания по определенному кругу проблем и задач. Взаимодействие начинается с общения, которое, в ходе своего развития выходит на деятельностный уровень. Таким образом, при рассмотрении подходов в психологии к рассмотрению термина можно выделить следующие аспекты: взаимная зависимость, взаимопонимание, сотрудничество, и/или совместная деятельность. Конкретизация трактовок позволяет выделить два уровня взаимодействия: общение и деятельность.

В трудах американских социальных психологов Дж. Тибо и Г. Келли [5] представлены модели, так называемого, диадичного взаимодействия (взаимодействие в диаде). Этот подход имеет основные положения:

- любые межличностные отношения являются обменом поведенческих реакций в пределах определенной ситуации;

- взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они получат выгоды из данного взаимодействия;

- чтобы определить наличие или отсутствие выгоды, каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который рассматривается как сумма вознаграждений и потерь, что приносит с собой данный обмен действиями;

- взаимодействие будет продолжаться, если для каждого партнера вознаграждения будут превышать потери.

Итак, суть взаимодействия сводится к взаимному обмену действиями, предполагающими получение взаимной выгоды. Для нас этот факт интересен тем, что, выстраивая взаимодействие с родителями дошкольников, воспитателю необходимо понимать, какая может быть выгода для родителей в ходе взаимодействия с ним в контексте определенной воспитательной ситуации. Воспитатель создает педагогическую ситуацию, в которой происходит достижение цели воспитания в зависимости от выбранной им педагогической позиции. Предметом взаимодействия родителей и воспитателей становится организация особой ситуации для воспитанника. Этот же аспект обнаружен при анализе социологических подходов.

В социальной психологии Е. П. Белинской [6] педагогическое взаимодействие представлено, как «ситуация совместной деятельности, в которой каждый из участников выполняет определенную функцию (роль, операцию), и в результате претерпевает изменения». Полученный результат при этом обязательно должен быть значимым для обоих субъектов взаимодействия. Важнейшее отличие позиции педагога и другого субъекта – это требование к педагогу осознавать и прогнозировать возможные изменения, их направление, содержание. Не только прогнозировать стихийные изменения, но и управлять ими. Иначе говоря, педагогу следует четко понимать и осознавать свою педагогическую позицию, вступая во взаимодействие с другими субъектами педагогического процесса (ребенок, родители). Поэтому становится значимым учить будущего педагога умению видеть контекст ситуации и прогнозировать возможные действия родителей и свои собственные.

Взаимодействие как форму организации конкретной деятельности людей рассматривает Г. А. Андреева [5]. Считается, что именно при условии введения взаимодействия в определенную совместную деятельность раскрывается ее смысл. Таким образом, интерактивный аспект общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, которые позволяют партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Т. Парсонс выделяет во взаимодействии единичные действия и систему действий, без которых невозможно взаимодействие [6]. При этом элементами акта выделяются: деятель (кто воплощает действия), другого деятеля (на кого направлено действие), нормы (основа действия), ценности, принимаемые обеими сторонами, ситуация, в которой разворачивается действие. Другой подход к проблеме взаимодействия предложил польский социолог Я. Щепаньский [6]. Его структура взаимодействия связана с описанием ступеней его развития, т.е. взаимодействие делится на стадии, которые оно проходит и в которых происходит:

- пространственного контакта;

- психического контакта (взаимная заинтересованность);

- социального контакта (совместная деятельность);

- взаимодействия (систематическая, постоянная реализация действий, имеющих целью вызвать ответную реакцию партнера);

- социального отношения (взаимно согласованных действий).

Согласно данной концепции взаимодействие понимается как серия действий, направленных на получение ответной реакции партнера. В рассмотренных подходах акцент делается не на предмете взаимодействия, а на содержании этапов, где одним из важных этапов является систематичность взаимодействия партнеров. Описанные выше трактовки отражают суть социального взаимодействия.

Существует понятие «педагогическое взаимодействие». Исследование сущности и специфики педагогического взаимодействия показывает, что оно является видом социального взаимодействия, обладает его основными чертами, характерными признаками и, вместе с тем, реализует в процессе своего осуществления специфическую, но крайне важную для бытия и становления индивида цель: содействие саморазвитию человека. Следовательно, содержание педагогического взаимодействия из простого обмена переходит в «обмен превращениями» [46], т.е. ситуациями, направленными на саморазвитие.

Согласно О. Г. Гребенюк [13] «Взаимодействие – установление связей между элементами педагогической системы – таких как: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления. А. В. Сластенин [28] педагогический процесс понимает как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии». В данном понимании педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Следовательно, предмет взаимодействия развитие высших психических функций, способностей и т.п.

Итак, понятие «взаимодействие» можно конкретизировать следующим образом:

1. Для взаимодействия важным условием является этапность процесса взаимодействия.

2. Взаимодействие осуществляют субъекты. В педагогике (В. А. Сластенин) субъектность определяется активностью, ведущей к достижению цели воспитания за счет определенных средств деятельности и идеального образа результата действий. А целью воспитательного процесса может быть достижение наиболее эффективных результатов воспитания ребенка. Заметим, что ситуация педагогического взаимодействия, рассматриваемая В. А. Сластениным, включает только педагогов (профессионалов) и воспитуемых, но не их родителей, как специфических субъектов взаимодействия.

3. Признаком взаимодействия субъектов является наличие общего круга проблем и задач.

4. Для осуществления взаимодействия должен быть общий предмет взаимодействия.

5. Важное условие – фактор наличия выгоды, превышающей затраты и усилия.

6. Взаимодействие возможно при условии систематичности действий с целью вызвать ответную реакцию партнера.

В случае педагогического взаимодействия в воспитании дошкольников пространственный контакт обеспечивает здание детского сада и непосредственно группа, в которой воспитывается ребенок. Субъектами выступают воспитатели, родители и дошкольники. При этом целями воспитания могут выступать социализация детей, подготовка к школе, формирование навыков самообслуживания. Круг задач в воспитательном процессе направлен на достижение образовательных и воспитательных целей по отношению к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей. Для реализации данных задач важна совместная деятельность, т.к., например, обеспечить условия социализации родителям в одиночку будет трудно или вообще невозможно. Систематичность взаимодействия необходима, например, при развитии у ребенка творческих навыков. Для реализации данного навыка недостаточно одно-, двухразового взаимодействия, необходимо партнерство в течение достаточно длительного времени. В следующем параграфе рассмотрим, как представлено взаимодействие в разных педагогических системах: Я. А. Коменского, Р. Штайнера, М. Монтессори и деятельностного подхода Л. С. Выготского.

1.2 Взаимодействие воспитателей и родителей дошкольников в разных педагогических теориях

Данный пункт раскрывает возможность взаимодействия воспитателей и родителей дошкольников в разных педагогических теориях. Описываются взгляды авторов на задачи воспитателей и цели воспитания, а также важные условия в воспитательном процессе дошкольников и каким образом строится взаимодействие воспитателей с родителями.

На сегодняшний день существует множество образовательных теорий, остановимся на описании отдельных из них: М. Монтессори, Р. Штайнера, Я. А. Коменского, деятельностного подхода в воспитании Л. С. Выготского для уточнения возможности взаимодействия субъектов и понимания возможной позиции педагога и родителя. Выбор не случаен: данные теории широко распространяются и внедряются как практики обучения и воспитания на сегодняшний день. Стоит отметить, что образовательная теория – «совокупность гипотез по поводу того, каким должно быть образование» [16].

Для обнаружения возможности взаимодействия в каждой отдельной теории следует восстановить содержание следующих параметров: цель воспитания, задачи воспитателя, задачи родителей, формы работы воспитателей с родителями. Описание данных пунктов позволит обнаружить возможность взаимодействия воспитателей и родителей детей в каждой конкретной педагогической теории. Проанализируем возможность взаимодействия воспитателей и родителей в теории Я. А. Коменского [19]. Согласно принципам «Великой дидактики» родители совместно с педагогом должны идти к цели воспитания – подготовки нужных людей государству, кроме этого до достижения шестилетнего возраста ребенка воспитывает материнская школа (родители). Именно в рамках материнской школы происходит первое становление и развитие ребенка. По Я. А. Коменскому в данном возрасте следует развивать элементарные представления (форма, цвета, состояния и т.д.), ведь в этом возрасте развиваются чувства, среди которых зрение занимает самое выдающееся место. Ян Коменский выделяет «троякую» цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. В материнской школе главными для детей являются родители, которые действуют согласно книге «Руководство для материнской школы», чтобы матери, няни хорошо знали свои обязанности [19]. Для осуществления воспитания родителям следует приобрести книжку с картинками, которую нужно давать самим детям. В результате родители должны научить детей следующему (задачи воспитания):

- моральности;

- этичности;

- нравственности;

- трудолюбию;

- религиозности.

Задачи воспитателя в материнской школе выполняют сами родители детей, полагается, что воспитатель появится на следующей ступени – в школьном обучении. Соответственно родители осуществляют воспитание детей. Таким образом, в данной теории на этапе дошкольного воспитания нет взаимодействия. Оно становится возможным, по утверждениям Я. А. Коменского, в школьный период: «Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьёзностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями, школьными учителями, профессорами, а самые места, которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.» [21]. Следовательно, согласно теории Я. Коменского в дошкольный период родители сами воспитывают своих детей, руководствуясь пособием, либо воспитанием занимаются специально обученные люди – наставники, при этом наставникам нет необходимости взаимодействовать с родителями. Специально обученные люди, знают, как воспитывать, родителям следует лишь доверить им своего ребенка.

Обратимся к теории Р. Штайнера [11, 15]. Для начала необходимо отметить, что в данном направлении провозглашается свобода ребенка, воспитание строится в соответствии с основными возрастными характеристиками. Главным для ребенка является взрослый – родитель, воспитатель, которым он подражает. Следует отметить, что первые вальдорфские детские сады создавались по инициативе родителей, следовательно, система Р. Штайнера предполагает родителей как активных деятелей. Цель воспитания в развитии творческих способностей детей.

Есть предположение, согласно которому перед основанием вальдорфской педагогики следует долго работать с родителями для того, чтобы им была понятна суть данной педагогики, чтобы, возвращаясь, домой из образовательных учреждений, родители продолжали дело вальдорфцев. Г. Кюлевинд [11] полагает, что «родители должны больше времени проводить с детьми». Рассказывать сказки, петь, играть на музыкальных инструментах. Большая ответственность ложится на плечи родителей, они должны быть сами приверженцами вальдорфской системы и создавать условия таким образом (задачи родителей), чтобы дети слушали правильную «современную» музыку, не сидеть около телевизора, дружить с правильными людьми [11]. Следовательно, от воспитателей данной системы задачами воспитания становятся: развитие творческих способностей детей и осуществление плотной работы с родителями в форме просвещения, консультаций, бесед и т.д. Кроме этого, педагогика Р. Штайнера видит ритм жизни, как необходимое условие (смена сна, бодрствования, занятий), что очень важно поддерживать и в домашних условиях. Еще одной особенностью для 5-7-летних детей являются деревянные игрушки, родители не должны запрещать играть такими игрушками и подменять их усовершенствованными. Воспитатель должен довести до сведения родителей, что для детей сами родители – пример во всем. Поэтому если родители хотят приучить детей к уборке, то должны сами начать убираться вместе с детьми и прочее. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость умения воспитателя взаимодействовать с родителями путем договора, убеждения, разъяснения. В идеале нужны родители, еще не имеющие детей, но желающие поступить в вальдорфский сад, которых готовит заранее воспитатель.

В. Кришке [15] к выше описанному добавляет, что воспитатель должен установить тесный личный контакт с родителями детей, обсуждать насущные проблемы, как в школьной, так и в домашней обстановке. Итак, по концепции Р. Штайнера воспитатель, взаимодействуя с родителями, должен использовать следующие формы и методы:

- консультации;

- индивидуальные и коллективные беседы;

- педагогическое просвещение;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: