Методика изучения модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» с использованием кейс-метода




Данный пункт раскрывает информацию о том, как следует проводить занятия с использованием кейс-метода, что следует изучить в рамках модуля «взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников». Как отмечено в пункте 2.2 модуль состоит из 5 занятий. Темы занятий и их содержание отражено в таблице 2 (см. таблица 2).

Первый этап модуля: семинар 1 – тема: «Конкретизация понятия «взаимодействие».

1. Подготовительный этап

Подготовка преподавателя к семинарскому занятию включает в себя:

- подбор материала первоисточников для самостоятельного изучения студентами о содержании понятии «взаимодействие» в гуманитарных науках;

- разработку или подбор вспомогательных средств (схемы, вопросы) для выделения основных элементов понятия «взаимодействие».

2. Ход семинара

1) Изучение первоисточников. Изучение модуля начинается с семинарского занятия. В конце последнего занятия предыдущего модуля студентам раздаются материалы для самостоятельного изучения. К семинарскому занятию студенты должны ознакомиться со всеми материалами.

2) Работа в группах. В начале занятия студенты делятся на группы: «философы», «психологи», «социальные психологи зарубежных школ», «социальные психологи российских школ», «педагоги», «социологи», в которых детально анализируют те материалы, которые относятся к их группе. Каждая группа готовит доклад, в котором должны быть отражены основные характеристики понятия.

3) Обсуждение докладов групп. Обсуждение докладов групп происходит в форме конференции, на которой каждая группа делает сообщение. Задача слушателей состоит в том, чтобы выделить элементы, существенные для взаимодействия в процессе воспитания, систематизировать их. Преподаватель помогает осуществить эту работу. Он фиксирует на доске или в электронном виде (при наличии интерактивной доски) общие результаты обсуждения. После проделанной работы преподаватель дает домашнее задание – подготовить к следующему семинару свои примеры ситуаций взаимодействия родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Комментарий к ходу семинара. На этапе работы в группах у студентов могут возникнуть трудности, связанные с пониманием текста. В этом случае преподаватель консультирует студентов, задает дополнительные вопросы. При обсуждении докладов для того, чтобы выделить существенные элементы понятия студенты могут:

- задавать уточняющие вопросы;

- задавать вопросы на понимание,

а также пытаться проблематизировать докладчиков через предложение проанализировать ситуацию-пример, придуманных сходу студентами или подсказанную преподавателем.

Преподаватель должен всячески инициировать активность студентов. В случае, если студенты затрудняются проблематизировать доклад, преподаватель сам задает соответствующие вопросы. Все студенты могут активно включаться в обсуждение, потому что все они заранее имеют возможность ознакомиться с содержанием текстов и имеют их на руках. Материалы к занятию представлены в приложениях А, Б.

Следующим этапом работы со студентами является чтение преподавателем лекции об особенностях взаимодействия в процессе воспитания дошкольников. Лекция 1 – тема: Понятие «взаимодействие» в контексте воспитательной ситуации дошкольников. Совместно с преподавателем на прошедшем занятии студенты зафиксировали основные элементы понятия «взаимодействия». На лекции преподаватель рассказывает студентам, как эти элементы представлены на примере воспитания дошкольников в детском саду. А также предлагает узнать, как представлено взаимодействие в разных педагогических системах.

1. Ход лекции

1) Рассказ преподавателя. Преподаватель рассказывает студентам о существенных элементах, необходимых для взаимодействия родителей и воспитателей в дошкольном учреждении. Далее представляет информацию о том, как в разных педагогических системах описывается взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников. На данном этапе студенты слушают лекцию, задают вопросы на уточнение, понимание.

2) Обсуждение рассказа преподавателя, подведение итогов. Обсуждение рассказа преподавателя происходит в форме беседы со студентами. Преподаватель предлагает студентам задать вопросы, сделать комментарии. Выделить информацию, которая была для них новой. На данном этапе преподаватель помогает студентам активно участвовать в обсуждении. Материалы к занятию представлены в приложении А.

Третий этап работы со студентами: семинар 2 – тема: «Анализ ситуаций взаимодействия в воспитательном процессе дошкольников». К данному семинару студенты получили домашнее задание подготовить свои примеры ситуаций взаимодействия в контексте воспитательного процесса. На семинаре должно быть детально проанализировано 2-3 ситуации, придуманные студентами. Если студентам не удалось выполнить домашнее задание, преподаватель использует собственные заготовки. Главный вопрос при анализе – есть ли в предложенных примерах взаимодействие в контексте воспитательного процесса. Для ответа на этот вопрос студенты должны вспомнить основные элементы понятия «взаимодействие» и выделить их в ситуации.

1. Подготовительный этап. До начала семинара №2 преподаватель должен:

- подобрать ситуации для анализа;

- самостоятельно проделать анализ подобранных ситуаций, используя понятие «взаимодействие» для того, чтобы на семинаре предъявить студентам образец анализа.

2. Ход занятия

1) Представление ситуаций студентами. На данном этапе студенты предлагают свои ситуации для анализа.

2) Обсуждение ситуаций. Обсуждение происходит в форме беседы, в ходе которой необходимо провести совместный анализ с целью создания наиболее полного общего представления ситуаций с учетом основных элементов понятия «взаимодействие». Преподаватель фиксирует общие результаты на доске.

3) Коррекция ситуаций и подведение итогов. Преподаватель со студентами после проведенного анализа ситуаций, осуществляют коррекцию ситуаций. После проведенной работы студенты получают домашнее задание – написать письменную аналитическую работу.

Комментарий к занятию. На этапе представления студентов своих текстов могут возникнуть трудности, связанные с тем, что у студентов может вообще отсутствовать, необходимы жизненный опыт (никогда не сталкивались с дошкольниками и воспитателями детских садов). Примеры ситуаций студентов, скорее всего, не будут содержать взаимодействия в контексте воспитания дошкольников, поэтому задание может быть выполнено формально. В любом случае необходимо провести анализ ситуации, выделив в них наличие или отсутствие всех существенных элементов, необходимых для взаимодействия в процессе воспитания дошкольников в детских садах. Ситуации, где нет взаимодействия, следует изменить, реконструировать, превратить в ситуацию, где взаимодействие в воспитательном процессе будет иметь место при определенных условиях развития ситуации. Предлагая студентам домашнее задание, преподаватель обсуждает критерии оценивания. Материалы к занятию представлены в приложении А, Б.

Четвертый этап работы со студентами: семинар 3-4 – тема: Решение кейса. Изучение модуля продолжается в ходе решения кейса. В предшествующих модулях студенты изучали разные педагогические системы, на лекции №1 был дан обзор взаимодействия в разных системах, поэтому решения у студентов есть (могли появиться) знания об основных особенностях педагогических систем Я. А. Коменского, Р. Штайнера, М. Монтессори, деятельностного направления Л. С. Выготского в воспитании. Перед студентами стоит цель – решить кейс. При этом задачами являются:

- используя понятие «взаимодействие» определить возможность воспитательного взаимодействия (субъекты, общий предмет и др.);

- выделить скрытую информацию, которая может повлиять на дальнейшее развитие ситуации;

- спроектировать возможные варианты развития ситуации, учитывая педагогическую позицию воспитателя, принадлежащего конкретной педагогической школе.

1. Подготовительный этап. Подготовка преподавателя к семинару предполагает:

- изучение кейса и при необходимости подбор дополнительной литературы;

- изучение правил работы студентов с использованием кейсов, роли модераторов, функции преподавателя;

- при необходимости составление своего плана письменного отчета студентов с учетом контингента студентов;

- изучение критериев оценивания письменных отчетов студентов.

2. Ход занятия

1) Предварительный этап. Студенты делятся на группы представителей названных выше педагогических систем. В каждой группе выбирается модератор. Выбор согласовывается с преподавателем. После деления на группы преподаватель вместе со студентами восстанавливает правила работы в подгруппах, напоминает задачи модератора.

2) Работа в группах. Каждая группа готовит свой доклад, в котором должны быть отражены: возможность воспитательного взаимодействия, педагогическая позиция воспитателя, возможные варианты решения ситуации.

3) Обсуждение докладов групп. Обсуждение может быть проведено в форме конференции, на которой модератор каждой группы представляет доклад, фиксируя информацию на доске. Задача слушателей – задавать вопросы, комментировать доклад модератора. Преподаватель помогает осуществить данную работу.

4) Подведение итогов. После обсуждения преподаватель делает заключение о проделанной работе, студенты и преподаватель делятся эмоциями. Анализируют работу в группах, выделяют проблемы, возникшие в ходе взаимодействия. По завершении самоанализа студентам предлагается домашнее задание – написать отчет о работе.

Комментарий к занятию. На этапе работы в группе у студентов могут возникнуть трудности, связанных с недостаточностью информацией. В этом случае преподаватель предоставляет дополнительный материал. На выступление модератора дается 10 минут. После выступления слушатели должны задавать вопросы, оценивать докладчиков, проблематизировать доклад. Следует помнить, что студенты могут предложить решение, в котором будет представлен вариант ухода от взаимодействия. Преподавателю следует осуществить выход на постановку проблемы относительно взаимодействия в воспитательном процессе дошкольников в детском саду. Материалы к занятию представлены в приложении А,Б.

Таким образом, изучение модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» согласно вышеописанным этапам позволит сформировать у студентов аналитические умения, конкретизировать понятие «взаимодействие» в воспитательном процессе дошкольников. Также позволит научиться анализировать педагогические ситуации, решать их, придерживаясь педагогической позиции.

Преподавателю стоит помнить, что кейс-метод требует особой организации при работе со студентами. Одним из основных моментов является процесс модерации (организация и проведение) кейс-метода, который заключается в следующих особенностях, описанных ниже.

Модерация работы с кейсом [44]. На этом этапе ставится цель максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек, чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого студента в работу над кейсом. Повышается персональная ответственность за результат. Состав подгруппы (команды) формируется самими студентами по их желанию. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы. В ходе работы над кейсом выделяются следующие позиции: преподаватель – организатор всей работы, студенты – модераторы. В данном случае есть проблема – неготовность и неумение студентов к модерации. Другие студенты – участники.

Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности [44]:

а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;

б) выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;

в) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

г) работа над проблемой (дискуссия);

д) выработка решений проблемы;

е) дискуссия для принятия окончательных решений;

ж) подготовка доклада;

з) аргументированный краткий доклад.

Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен [44]:

- иметь личностные характеристики лидера и организатора процесса;

- иметь достаточные знания и подготовку для роли руководителя;

- постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;

- контролировать время, отведенное на тему;

- следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;

- уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.

Модератор не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников. Техническая работа модератора состоит в следующем [44].

1. Предложение идеи:

- модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;

- модератор регулирует поток идей. Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.

2. Дискуссия по выдвинутым идеям:

- модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;

- модератор регулирует поток высказываний;

- модератор группирует высказывания.

При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил:

- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;

- терпимо относиться к мнениям других участников;

- не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;

- не повторяться вслух;

- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

- помнить, что каждый участник имеет равные права;

- не навязывать своего мнения другим;

- четко формулировать свое окончательное мнение (устно или письменно).

Таким образом, разработанный модуль станет материалом для преподавателей в работе со студентами, студентам же позволит развить в себе аналитические умения в плане решения педагогических ситуаций, а также анализа своих действий и действий других. Подробное описание всех этапов, а также материал, необходимый для занятий, представлены в приложениях А, Б.


Заключение

Магистерская диссертация была посвящена разработке модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» дисциплины «Методика обучения и воспитания». Были получены следующие результаты:

1) Конкретизировано понятие «взаимодействие» в контексте воспитательного процесса дошкольников.

2) Обзор отдельных образовательных теорий позволил выделить возможность взаимодействия воспитателей и родителей.

3) Проведено эмпирическое исследование, позволившее понять трудности и возможности взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников в детских садах.

4) Охарактеризован кейс-метод как форма работы со студентами.

5) Разработаны содержание и структура модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников», описаны этапы и ход занятий модуля со студентами, представлен дополнительный материал для решения кейса.

В процессе решения поставленных задач было установлено, что взаимодействие – совместная деятельность субъектов, направленная на достижение цели, существенными характеристиками которой являются следующие параметры:

1. Взаимодействие осуществляют субъекты.

2. Признаком взаимодействия субъектов является наличие общего круга проблем и задач.

3. Для осуществления взаимодействия должен быть общий предмет взаимодействия.

4. Необходима этапность в процессе взаимодействия:

- пространственного контакта;

- психического контакта (взаимная заинтересованность);

- социального контакта (совместная деятельность);

- взаимодействия (систематическая, постоянная реализация действий, имеющих целью вызвать ответную реакцию партнера);

- социального отношения (взаимно согласованных действий).

5. Взаимодействие возможно при условии систематичности действий с целью вызвать ответную реакцию партнера.

6. Важное условие – фактор наличия выгоды, превышающей затраты и усилия.

Далее мы проанализировали образовательные теории Р. Штайнера, М. Монтессори, Я. А. Коменского, деятельностный подход Л. С. Выготского и обозначили возможность взаимодействия в данных теориях. Я. А. Коменский не предполагает взаимодействия с родителями в дошкольном детстве, т.к. сами родители являются воспитателями детей. Р. Штайнера и М. Монессори предлагают сначала воспитывать и учить родителей основам воспитания дошкольников. Деятельностный подход Л. С. Выготского видит и родителей и воспитателей как организаторов и контролеров среды, в которой воспитываются дети.

Проведенный теоретический анализ позволил разработать систему занятий со студентами. Выделена методика – кейс-метод. Для мотивации студентов к осуществлению взаимодействия и выявлению отсутствия педагогической позиции предлагается кейс-метод. Для актуализации знаний, диагностической работы, студентам предлагаются семинарские занятия, направленные на конкретизацию понятия «взаимодействие» в воспитательном процессе, восстановление основных особенностей образовательных теорий.

Таким образом, поставленная цель (разработать модуль «Взаимодействие воспитателей и родителей дошкольников») была достигнута. Данная работа может быть продолжена в разработке кейсов, целями которых станет наработка студентами методов продуктивного взаимодействия воспитателей и родителей дошкольников.


Список использованных источников

1 ФГОС ВПО 3-го поколения 050700.62-2010 по направлениям подготовки бакалавриата. Педагогическое образование. Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011г. №46.

2 Об образовании: федер. закон. М.: «Российская газета» № 5976, 2012г. (Федер. закон № 273).

3 Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009г. № 655.

4 Алиева Л.М. Воздействие взаимодеятельности дошкольного воспитательного учреждения и семьи на формирование личности ребенка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. т. 1. № 3. С. 128-131.

5 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

6 Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003. 475 с.

7 Березина Т.А. Проблема готовности педагогов и родителей к взаимодействию в образовательной системе современного дошкольного учреждения // Современная семья и проблемы семейного воспитания: сборник научно-практической конференции. Минск, 2008.

8 Библиотека учебной и научной литературы: статистика уровня образования населения и развития системы обучения: электрон. каталог. 2001. URL: https://sbiblio.com (дата обращения 20.03.2013).

9 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М. – Воронеж: Академия педагогических и социальных наук Московский психолого-социальный институт, 1997. 352 с.

10 Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

11 Вальдорф – дайджест (2): подборка материалов печати о вальдорфской педагогике. [сборник] Москва – Красноярск.: Центр вальдорфской педагогики РОУ, 1992. 68 с.

12 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. 671 с.

13 Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград: Калинингр. ун-т, 1996. 89 с.

14 Грицанов А.А. Новейший философский словарь. / под. ред. В.М. Скакун. Мн., 1998. 896 с.

15 Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста: монография. М.: Парсифаль, 1992. 72 с.

16 Гусинский Э.Н. Современные образовательные теории: учеб.-метод. пособие. М.: изд-во Университетская книга, 2004. 54 с.

17 Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: справочное издание в 2 т. М.: Большая рос. энцикл., 1999. 1160 с.

18 Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

19 Кларин В.М. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

20 Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «Март», 2005. 448 с.

21 Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. М.: Карапуз, 2009. 288 с.

22 Копытова А.В. Трансформация взглядов в отечественной педагогике на проблему взаимодействий родителей и дошкольного образовательного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. т. 13. № 4 С. 42-45.

23 Круглова Е.Т., Неводова Н.А. Проблема взаимодействия будущих воспитателей с родителями детей дошкольного возраста // Гуманитарные исследования. 2008. № 4 С. 182-184.

24 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.

25 Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие для школьных психологов и педагогов. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 332 с.

26 Медицина: какие документы нужны для оформления ребенка в детский сад. Документы для детского сада. Как попасть в детский сад: электр. журн. 2012. URL: https://sva-mama.ru (дата обращения 8.02.2013).

27 Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

28 Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и [др.]; отв. ред. В.А. Сластенин; М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

29 Педагогическая система Монтессори: электронный журн. 2004. №9. URL: https://www.2mm.ru/razvitie/149. (дата обращения 15.03.2012).

30 Петровский А.В. Введение в психологию: учебник. М.: Академия, 1996. 496 с.

31 Письмо Министерства образования Российской Федерации: о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения: электр. журн. 2000. № 27/901-6. URL: https://psy.1september.ru (дата обращения 30.03.2013).

32 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: Владос-пресс, 2004. 365 с.

33 Психология и педагогика: учебное пособие / К. А. Абульханова и [др.]; отв. ред. К. А. Абульханова; М.: Совершенство, 1998. 320с.

34 Психология и педагогика: учебное пособие / Л.К. Аверченко и [др.]; отв. ред. Л.К. Аверченко; М.: Инфра-М, 1999. 175 с.

35 Рабочая программа дисциплины. Методика обучения и воспитания (дополнительное образование) / утвержд. 28.03.2011. Красноярск. 2011.

36 Рабочая программа дисциплины «Педагогика». Кемерово. 2012г. URL: https://pedagog.kemsu.ru (дата обращения: 20.11.2012).

37 Рабочая программа дисциплины «Педагогика». Красноярск. 2006г. URL: https://www.kgau.ru (дата обращения 25.11.2012).

38 Рабочая программа дисциплины «Педагогика» / утвержд. 26.06.2007. Ульяновск. 2007г. URL: https://rudocs.exdat.com (дата обращения: 20.11.2012).

39 Рабочая программы дисциплины «Педагогика». Уфа. 2008г. URL: https://www.coolreferat.com (дата обращения: 20.11.2012).

40 Российская газета: единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г.: электрон. журн. 2012. № 5975. URL: https://www.rg.ru (дата обращения: 18.06.2013).

41 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 2005. 384 с.

42 Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов // Научно-методический журнал / Информатика и образование. М., 2001. № 6. С. 60-62.

43 Смолянинова О.Г. Кейс-метод обучения студентов: электрон. ресурс. 2000. URL: https://ipps.sfu-kras.ru (дата обращения: 15.12.2012).

44 Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода: учебник. М.: Центр инноваций и развития, 2007. 286 с.

45 Территориальные строительные нормы: дошкольные образовательные учреждения: электронный журнал. 2003. URL: https://www.norm-load.ru (дата обращения 25.03.2013).

46 Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 Хабаровск, 1998. 387 с.

47 Черкасова О.В. Гуманистические школы XX века: учебное пособие. Самара, 2005. 231 с.

48 Щедровицкий Г.П. Избранные труды: собрание трудов.М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 800 с.

49 Эльконин Д.Б. Психология игры: электронная библиотека. URL: https://psychlib.ru (дата обращения 20.01.2013).


Приложение А Методические рекомендации для преподавателей при изучении модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников» дисциплины «Методика обучения и воспитания»

Методические рекомендации для преподавателей содержат разработки лекций и семинаров модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников». Здесь представлены темы занятий, этапы в подготовке и, непосредственно, проведения занятий. Также указаны комментарии к занятиям и представлен необходимый материал для проведения занятий. Учебно-тематический план модуля представлен в таблице А.1.

Таблица А.1 – Учебно-тематический план модуля «Взаимодействие воспитателей с родителями дошкольников»

Форма работы Название Содержание Зачетных единиц (часов)
аудиторные самостоятельное изучение
Семинар № 1 «Конкретизация понятия взаимодействие» Общее представление о понятии «взаимодействие» в гуманитарных науках, выделение существенных элементов понятия «взаимодействие», конкретизация понятия «взаимодействие»    
Лекция № 1 «Понятие «Взаимодействие в контексте воспитания дошкольников» Существенные элементы взаимодействия в воспитательном процессе, взаимодействие в разных педагогических теориях: Я.А. Коменского, Р. Штайнера, М. Монтессори, деятельностного подхода Л.С. Выготского    
Семинар № 2 «Анализ ситуаций взаимодействия в воспитательном процессе дошкольников» Ситуации с наличием и отсутствием взаимодействия, образец анализа ситуаций взаимодействия в процеесе воспитания дошкольников    
Семинар № 3-4 «Решение кейса» Кейс. Анализ решения ситуаций. Педагогическая позиция. Варианты решения кейса. Рефлексия собственного взаимодействия    

 

Семинар 1

Тема: «Конкретизация понятия «взаимодействие»

1. Подготовительный этап. Подготовка преподавателя к семинарскому занятию включает в себя:

- подбор материала первоисточников для самостоятельного изучения студентами о содержании понятии «взаимодействие» в гуманитарных науках;

- разработку или подбор вспомогательных средств (схемы, вопросы) для выделения основных элементов понятия «взаимодействие».

2. Ход семинара

1) Изучение первоисточников.

Изучение модуля начинается с семинарского занятия. В конце последнего занятия предыдущего модуля студентам раздаются материалы для самостоятельного изучения. К семинарскому занятию студенты должны ознакомиться со всеми материалами.

2) Работа в группах.

В начале занятия студенты делятся на группы: «философы», «психологи», «социальные психологи зарубежных школ», «социальные психологи российских школ», «педагоги», «социологи», в которых детально анализируют те материалы, которые относятся к их группе. Каждая группа готовит доклад, в котором должны быть отражены основные характеристики понятия.

3) Обсуждение докладов групп.

Обсуждение докладов групп происходит в форме конференции, на которой каждая группа делает сообщение. Задача слушателей состоит в том, чтобы выделить элементы, существенные для взаимодействия в процессе воспитания, систематизировать их. Преподаватель помогает осуществить эту работу. Он фиксирует на доске или в электронном виде (при наличии интерактивной доски) общие результаты обсуждения. После проделанной работы преподаватель дает домашнее задание – подготовить к следующему семинару свои примеры ситуаций взаимодействия родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

3. Охарактеризуем подробнее каждый из трех этапов семинара, описав действия преподавателей, студентов, форму работы и результаты (см. таблица А.2).

Таблица А.2 – характеристика этапов семинара №1

Этапы Действия студентов Действия преподавателя Форма работы Результат
Изучение первоисточников Знакомятся с материалами   Самостоятельное изучение Индивидуальная работа Получают общее представление о понятии «взаимодействие» в разных гуманитарных науках
Работа в группах Анализируют материал по тематике группы Предлагает студентам список вопросов для анализа темы Консультирует группы в случае затруднения Самостоятельная групповая Обобщенное представление понятия «взаимодействие» с точки зрения позиции группы
Обсуждение докладов групп Докладчик делает сообщение Слушатели – выделяют существенные элементы понятия «взаимодействие» Организует обсуждение Управляет дискуссией (если таковая случается) При необходимости помогает сделать анализ Конференция Выделение существенных элементов понятия с точки зрения разных гуманитарных дисциплин
Подведение итогов В обсуждении со студентами преподаватель фиксирует существенные элементы понятия «взаимодействие», конкретизирует его Фронтальная Конкретизация понятия «взаимодействие» в воспитательной работе

 

Комментарий к ходу семинара

На этапе работы в группах у студентов могут возникнуть трудности, связанные с пониманием текста. В этом случае преподаватель консультирует студентов, задает дополнительные вопросы.

При обсуждении докладов для того, чтобы выделить существенные элементы понятия студенты могут:

- задавать уточняющие вопросы;

- задавать вопросы на понимание,

а также пытаться проблематизировать докладчиков через предложение проанализировать ситуацию-пример, придуманных сходу студентами или подсказанную преподавателем.

Преподаватель должен всячески инициировать активность студентов. В случае, если студенты затрудняются проблематизировать доклад, преподаватель сам задает соответствующие вопросы. Все студенты могут активно включаться в обсуждение, потому что все они заранее имеют возможность ознакомиться с содержанием текстов и имеют их на руках.

4. Материалы к занятию

Для анализа понятия «взаимодействие» предлагаем использовать работы следующих авторов: «Социальная психология» Г. М. Андреева [5], «Социальная психология» Е. П. Белинская [6], «Общая педагогика» О. С. Гребенюк [13], «Словарь по педагогике» Г. М. Коджаспирова [20], «Большой психологический словарь» Б. Г. Мещеряков [27], «Новейший философский словарь» А. А. Грицанов [14], «Педагогика» В. А. Сластенин [28].

Понятие «взаимодействие» с точки зрения философии

«Новейший философский словарь» А. А. Грицанов [14]: «Социальное взаимодействие (СВ) – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. СВ как вид связи представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т.е. систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной солидарности. Социокультурные опосредования СВ анализируются в различных моделях, акцентирующих его институциональные или коммуникативные следствия. Для Хоманса диадическое взаимодействие (непосредственно личностное) как субстанциальный уровень поведения исследуется с позиции теории обмена, исходя из стремления взаимодействующих индивидов к максимизации выгод и минимизации потерь. Понятие обмена потенциально включает в себя любое действие, характеризуя и процессы, происходящие на институциональном уровне. Функцию приведения системы в равновесное состояние выполняет комплекс институционализированных ожиданий, правил обмена. Парсонс рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. Индивидуальные действия направляются взаимосогласованными экспектациями. Регулярное и длительное воспроизведение ситуаций взаимодействия приводит к стандартизации ожиданий и формированию норм, структурирующих в глазах индивидов модели взаимодействия и задающие обязательства участия в них (социальные роли). Социальное действие и взаимодействие оказываются продуктом исполнения ролей, которые деятель получает извне и интернализует. Введение социальных значений как культурных детерминант, критериев СВ, позволяет рассматривать действие как детерминируемое характеристиками системы. Эмерджентность социальности, возникающей в ходе взаимодействия, не существующая до и вне этих взаимодействий, представлена интеракционистскими концепциями. В символическом интеракционизме акцент переносится со стандартизированного ролевого поведения на процессы выработки значений, интерсубъективного определения и переопределения ситуации в ходе СВ. Социальный мир (единство Я и Другого) актуализируется в виде интерсубъективного мира значений, повседневно конструируемых посредством общих жестов, символов и языка, и интерпретируется в терминах объективированных и осмысленных экспектаций. Социальные структуры как совокупность схем типизаций, на языке которых возможно понимание и общение, определяет ситуацию индивидуального Я через создание способов взаимодействия Я и социального мира – рутинных процедур его интерпретации и конструирования членами общества как объективного для них (феноменологическая социология, этно-методология).

Понятие «взаимодействие» с точки зрения психологии

«Большой психологический словарь» Б. Г. Мещеряков [27]: «Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью взаимодействия является его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур. Если в процессе взаимодействия обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития структур. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Однако эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия. Для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временных ограничений не существует».

Понятие «взаимодействие» с точки зрения зарубежной социальной психологии

«Социальная психолог<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: