Специфика организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура России»




Учебно-методическое пособие

 

Для самостоятельной работы студентов

 

Санкт-Петербург

 

 

УДК 379.8

ББК 77

К12

 

Учебно-методическое пособиедля самостоятельной работы студентов для изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура России»

 

Разработано: кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социально-культурной деятельности Н.Д.Каминской

 

Рецензенты:

Комиссарова Т.С.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма ГАОУ ВО ЛО ЛГУ им.А.С.Пушкина

 

Эртман Е.В.

доцент кафедры социально-культурной деятельности СПб ГИК,

кандидат педагогических наук

 

 

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.04.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата).

В учебно-методическом пособии представлены цели и задачи изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура»; содержание программы дисциплины и принципы ее построения; основная и дополнительная литература необходимые для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных стандартом по данному направлению подготовки; рекомендации к их овладению в процессе самостоятельной работы студентов, а также задания для самоконтроля.

 

Празднично-обрядовая культура России: учебно-методическое пособие для студентов СПбГИК/ Сост. Н.Д.Каминская. – СПб.: СПбГИК, 2019. – 47 с.

Санкт-Петербургский государственный

Институт культуры, 2019

Каминская Н.Д., сост., 2019

Содержание

 

Специфика организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура России»…………..6

Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1. Теоретические и историко-культурные основы

празднично-обрядовой культуры: терминология, структура, библиография………….......................................................................................12

Раздел 2. Русская традиционная праздничная культура. Специфика

русского народного календаря. Соотношение народных и церковных праздников. Семейно-обрядовые праздники. Православный обрядово-праздничный календарь………………………………………………………...15

Раздел 3. Праздничный площадной театр: от Киевской Руси до

Московского государства (X в. – XVII в.) Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672 – 1725 гг.) ………………………. ……………………...19

Раздел 4. Официальные светские праздники послепетровской эпохи.

Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII в.-

начала ХХ в. народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII в. –начала ХХв. …………….....................................................................................22

Раздел 5. Праздники Октябрьской социалистической революции (1917–

1920 гг.): тематическое и жанровое многообразие Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.). Развитие

праздничной культуры в годы в послевоенный период (1945–1990 гг.)......27

Раздел 6. Российский праздничный календарь конца XX в. – начала

XXI в. Синкретичности современной праздничной культуры: праздники советские, новые государственные праздники и традиционная система праздничной культуры. ……………………………………………………….30

Тестовые задания для итогового контроля успеваемости…………………..34

Вопросы для итогового контроля успеваемости…...……………………..…44

Словарь основных терминов……………………...………………………......46

 

 

Специфика организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура России»

Дисциплина «Празднично-обрядовая культура России» ориентирована на раскрытие научных основ становления и развития науки эортологии, сохранения и трансляции данной культуры в регионах России. В результате изучения данного курса студенты получают знания и умения, овладевают навыками, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. Информационно-пояснительный, проблемно-поисковый, иллюстративный, дискуссионный являются основными методами, используемые в ходе изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура России». Для включения студентов в процесс самостоятельной работы в рамках данной дисциплины используются разные виды, формы занятий, интерактивные методы обучения. Задачи самостоятельной работы студентов: овладение знаниями - чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета, т.д.; закрепление и систематизация знаний - работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка контрольных работ, докладов; составление библиографии; тестирование; использование аудио и видеозаписей, т.д.; формирования умений, профессиональных и общих компетенций- поиск информации в сети (использование Web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами); организация диалога в сети (использование электронной почты, чатов, форумов, телеконференций); создание тематических Web-страниц и Web-квестов и др.; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием современных средств; развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации: выполнение творческих заданий, написание эссе, самооценка деятельности, анализ ошибок и способов их устранения. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины/ междисциплинарного курса, индивидуальные особенности студента. Задания для самостоятельной работы студентов могут определяться на одном или нескольких уровнях: ознакомительный (конспектирование литературы); репродуктивный (предполагающий алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации и также с использование накопленных знаний и способов действия и частично измененной ситуации) продуктивный (заключается в накоплении нового опыта деятельности и применение его в нестандартной ситуации, направлен на развитие способностей учащихся к исследовательской и творческой деятельности).

Цель изучения дисциплины «Празднично-обрядовая культура России»- обеспечение эффективного усвоения студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании по данному направлению. Задачами самостоятельной работы являются приобретение студентами теоретических и практических знаний и умений области празднично-обрядовой культуры России, способствовать формированию и развитию их художественной культуры.

Цель самостоятельной работы студентов по дисциплине «Празднично-обрядовая культура России» – обеспечение эффективного усвоения студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачами самостоятельной работы являются: формирование знаний о сущности, структуре понятий празднично-обрядовой культуры России, ее месте в пространстве современной культуры; представлений о методологических основах дисциплины, в процессе освоения комплексного подхода ее исторической динамики; формирование и развитие знаний и навыков в области понимания традиционных художественных текстов, овладение методами их анализа и интерпретации в сфере социально-культурной деятельности; и выявления значимых событий, требующих художественного осмысления и анализа моделирования современных праздников, опираясь на знание основных морфологических единиц; формирование знаний и навыков в области изучения и сохранения традиций празднично-обрядовой культуры, анализа на основе полученных знаний, умения давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современной праздничной индустрии, обосновывать и выражать свою позицию к историческому прошлому праздничной культуры в сфере досуговой деятельности учреждений культуры, образования, центров народного творчества и т.п.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент совершает в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи преподавателя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий. Самостоятельная работа проводится с целью: систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования общих и профессиональных компетенций; развитию исследовательских умений.

Внеаудиторные самостоятельные работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы: воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации; реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации; эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации; творческая, направленная на развитие способностей студентов к исследовательской деятельности.

Семинарские и практические занятия являются одним из основных видов учебной работы, предусмотренных в рамках дисциплины «Празднично-обрядовая культура России». Сущность семинарских занятий заключается в том, чтобы, в результате предварительной работы преподавателя и студентов над отобранным материалом, в обстановке непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов, возникающей между ними дискуссии, а также обобщений преподавателя, решить задачи познавательного и воспитательного характера. Семинарские и практические занятия: стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с литературой; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию. Семинарские и практические занятия формируют у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения дискуссии, в том числе, оперируя специальной терминологией. Одной из главных целей проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению модифицировать эту позицию при столкновении с убедительными контраргументами. В круг задач семинарских занятий входит формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссии. Семинарские и практические занятия строятся на системе докладов, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов приведены в настоящем пособии, а также время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления. Семинарские и практические занятия предусмотрены для глубокой проработки теоретического материала, таким образом, в рамках данной дисциплины занятия носят исследовательский характер, направлены на углубленную разработку частных случаев анализа теории и истории празднично-обрядовой культуры на разных этапах ее развития. Семинарские занятия сочетают черты занятия, проводимого для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении аспектов раздела учебной дисциплины, а также исследовательского типа, направленного на углубленную разработку отдельных частных проблем, связанных с предложенными разделами учебной дисциплины. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара, позволяя оценить глубину проработки выбранной темы самим докладчиком, а также степень знакомства с темой другими студентами, участвующих в семинарском, практическом занятии. Важно помнить, что вопросы к докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель: необходимо требовать, чтобы вопросы, задаваемые студентам, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потом любой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них. На практике слабая сторона методики проведения семинарских занятий, построенной на системе докладов, заключается в том, что зачастую, кроме докладчиков, к семинару никто всерьез не готовится; выступающие с докладами студенты изучают лишь тему собственного доклада. Именно поэтому семинарские занятия, предусмотренные в рамках изучения данного раздела учебной дисциплины, должны включать элементы развернутой беседы по каждому из докладов. Проведение семинарского занятия с элементами развернутой беседы предполагает подготовку всех студентов, участвующих в занятии, по каждой из выносимых на обсуждение тем, именно поэтому необходимо заранее ознакомить студентов с темами докладов, которые станут предметом обсуждения, списком основной и дополнительной литературы по данным темам. Порядок ведения семинарского занятия предполагает следующую последовательность: выступление с докладом; вопросы к выступающему; развернутая беседа по теме доклада; обсуждение достоинств и недостатков доклада; заключительное слово докладчика; заключение преподавателя.

В целях формирования умений и навыков работы в коллективе возможно организовать работу по подготовке проектов и проведению презентаций в рабочих группах по 2-5 человек. Оценку подготовленных проектов и их презентаций, включая определение количества баллов для каждой из представляющих свои проекты рабочих групп, возможно доверить студентам семинарской группы, так в этом случае важно заблаговременно довести критерии такой оценки до сведения студентов.

Подготовка материалов для семинарского и практического занятия предполагает самостоятельный анализ целостного корпуса текстов исследовательских работ, фольклорных материалов, монографий и т.д. Обязательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию отдельных кадров или целых фрагментов анализируемых праздников, обрядов, произведений народного искусства, художественных произведений профессионального искусства, служащих для иллюстрации тех или иных положений доклада. К формальным требованиям, которые предъявляются к докладам относятся: доклад должен иметь четкую структуру, именно с целью выявления этой структуры всякое выступление на семинаре должно начинаться с изложения его плана. Изложение выводов, полученных студентом в результате анализа ого или иного художественного текста, например, кинематографического текста, должно соответствовать требованиям логики, быть последовательным и доказательным, аргументация должна быть полной и непротиворечивой. Выступление должно исключать неоправданные отступления от темы, в то же время тема доклада должна быть раскрыта. Необходимо обратить внимание на то, что анализ, являющийся содержанием выступления на семинарском занятии, должен быть выполнен студентом самостоятельно, который безусловно использует различные источники: основной и дополнительно литературы по разделу учебной дисциплины, критической литературы - приветствуется. Все источники, которыми студент пользовался при подготовке доклада, должны быть указаны в конце выступления на семинарском занятии. Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента: продолжительность выступления не может превышать 15 минут; необходимо также помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада с листа снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке. Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают достаточно глубокую подготовленность по соответствующей теме; именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре. Содержание и характер проведения семинарского, практического занятия зависит от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы. В то же время важно подчеркнуть, что ориентироваться при проведении семинарских занятий необходимо на самых сильных студентовиз группы. Высокие уровни сложности заданий и требований к качеству их выполнения позволят и менее подготовленным студентам повысить уровень своих знаний, сформировать необходимые умения и навыки.

В основе построения учебного процесса в рамках данной учебной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему и глубоко усвоен студентом может быть только тот материал, что пережит студентом и стал его личным опытом, так ведущими в рамках данной учебной дисциплины являются интерактивные формы обучения, которые способствуют углублению знаний у студентов, полученных в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы студентов, способствуют трансформации знаний в умения и навыки.

Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, направлены также и на развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации. Одной из задач курса является формирование умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь, так активные формы занятий, предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать элементы дискуссий и обсуждений. Большая часть заданий, выполняемых студентами в ходе изучения данной учебной дисциплины, рекомендуется для выполнения в группах: в наибольшей степени относится к заданиям, связанным с разработкой и презентацией, в том числе, проектов. Такая форма организации работы студентов способствует формированию готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Интерактивные формы обучения, предусмотренные в рамках данной учебной дисциплины, предполагают высокую самостоятельность студентов в процессе обучения. Преподаватель выступает в качестве организатора проблемной ситуации, для которой необходимо найти варианты решения в ходе занятий в группе.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются: уровень освоения учебного материала; уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированности общеучебных умений; уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения материала; оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия; уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное; уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий; уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Содержание учебной дисциплины.

Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

Раздел 1. Теоретические и историко-культурные основы празднично-обрядовой культуры: понятия, структура, библиография.

Введение. Предмет, цели, задачи и содержание курса. Место курса в системе дисциплин подготовки специалистов социокультурной сфере. Связь дисциплины с другими курсами. Полиэтничность, многоаспектность празднично-обрядовой культуры России. Определяется значение праздника в культуре, при этом делается акцент на зарождении праздничной культуры на самом раннем этапе развития человечества и роли праздника в переломные моменты истории народов. Обозначается динамичность праздничной культуры народов, вводятся основные характеристики праздников традиционной и современной культуры. Понятия: праздник, торжество, зрелище, досуг, традиция, обычай, обряд, ритуал. Фиксируется многоаспектность анализа феномена праздника и неодинаковая степень ее разработанности. Структурные элементы праздника. Классификация праздников: по сфере деятельности человека; по диапазону; по демографическим признакам; с точки зрения даты и т.д. Теоретические основы науки о истории и теории культуры праздников. Раскрывается сущность понятия «праздник». Обозначается все многообразие подходов к изучению такого сложного и многопланового явления культуры как праздник. Становление науки эортологии. Делается акцент на восприятие праздника в трудах И.М.Снегирева, А.И. Мазаева, К.Жигульского, Г.Г. Карповой. Проводится разграничение таких понятий как праздник, торжество, зрелище, досуг, традиция, обычай, обряд, ритуал. Фиксируется многоаспектность анализа феномена праздника и неодинаковая степень ее разработанности: праздник как инструмент социального управления (О.Конт), праздник как элемент культуры традиционных обществ (Э.Лич, В.Тэрнер), ритуальная составляющая праздника в трудах представителей французской социологической школы, функциональной и психологической школы в английской антропологии (Р.Бенедикт, А.Ван Геннеп, Э.Дюркгейм, М.Мосс, А.Радклифф-Браун), символическое содержание праздника (М.Мосс), праздник как особый аспект социального поведения, связанный с разрывом в повседневности и формирующий специфическую систему культурных символов (П. Бергер, Г. Блумер, К. Гирц, Э.Гоффман, Т.Лукман, Дж.Мид. А.Шюц), комплексный подход к изучению праздника представлен в рамках социокультурной характеристики праздничного пространства-времени (К.Жигульский, Ю.Лосев, Н.Мизов, В.Топоров, А.Захаров, С.Малышева), оценка «праздничной массы» проводится Э.Канетти, Г.Лебоном, Г.Тарда, З.Фрейда, праздник как явление социально-педагогическое, как средство идеологического воздействия на массы и личность (В.С.Аксенов, Я.Л.Белоусов, Д.М.Генкин, Л.С.Лаптева, И.В.Суханов, Д.Угринович), праздник в аспекте социального времени (В.Латрушев, Ю.Швецов), специфичность семейных праздников и идеологии государственных праздников советской эпохи (М. Бакли, Э. Вуд, Т. Рэндз, Д. Рэнкур-Лаферьер, Ч. Четтержи).

Обозначаются основные функции праздника: идеологическая, интегративная, компенсаторная, рекреативная, проективной разрядки. Перечисляются структурные элементы праздника: шествия; поздравления и подарки; элементы маскарада; еда, питье, снадобья; эротические элементы; зелень, вечнозеленые растения, венки; огонь, вода; элементы борьбы, контрастные фигуры; смех; игра.

Производится классификация праздников: по сфере деятельности человека (политические, экономические, религиозные, культурные, бытовые); по диапазону праздника (личностные; семейные, праздники села и трудового коллектива; праздники местные региональные; праздники этноса, нации; праздники общегосударственные, общенародные; праздники всемирные); по демографическим признакам (женские, мужские, юношеские, детские, ветеранские); периодически отмечаемые и непериодически; старые и новые; постоянные и непостоянные с точки зрения даты и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: