Рекомендации по самостоятельной подготовке студентов к семинарским занятиям.




Практическое занятие характеризуется поисковым характером, кода студенты должны решать новые задачи, опираясь на имеющиеся теоретические знания. Студентам предлагается решить учебные задачи (проблемы), приобретая практические навыки и проявляя творческие способности. Данные практические занятия носят частично-поисковый и поисковый характер. Возможно проведение «круглого стола» с комментированным чтением и анализом документов или деловой игры т.д. В ходе деловой игры можно создавать проблемную ситуацию, ставить учебной группе или части ее конкретные вводные, характеризующие определенную производственную ситуацию Данное построение материала предполагает исследование информации, отчасти контролирующим, проводится с целью углубления знаний, их укрепления, умения логически мыслить, излагать свои мысли и взгляды, защищать их. Предполагается, например, что 2-3 студента выступают с докладами, остальные студенты участвуют в обсуждении. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных. Практические занятия направлены на формирование у студентов профессиональных и практических умений. Во многих случаях рациональной формой проведения практических занятий является сочетание коллективной и индивидуальной работы студентов. При коллективной форме работы преподаватель формулирует вопрос-задачу для всей группы, организует соревнование в поиске правильного и оптимального решения задачи, старается заинтересовать учащихся постановкой вводных соображений, наводящих вопросов и активизировать их творческое мышление и самостоятельную работу. При индивидуальной работе реализуется дифференцированный подход к обучению и обеспечивается полная самостоятельность работы студентов. Большие возможности в смысле индивидуализации обучения предоставляют практические занятия, организуемые с использованием ПК (компьютерных классов). Во всех случаях работа студентов должна быть организована как анализ проблемы, поиск способов ее решения. Вопросы и задачи, выносимые на практические занятия, должны касаться не только проблем современности, но и перспектив развития отрасли.

.

Тестовые задания для итогового контроля успеваемости

Раздел 1.

Вопрос 1. Основные подходы к изучению народной религиозности как ключевой составляющей народных верований раскрыты в работах:

1. Б.А.Рыбаков, В.М.Рябков

2.Л.П. Карсавин, А.А. Панченко

3. М.А. Забылин, А.А.Потебня

Вопрос 2. Морфологию народной культуры в трудах описывают исследователи:

1.В.Я. Пропп, В.Е. Гусев

2. Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина

3. В.П. Аникин, Б.В. Асафьев

Вопрос 3. Понятие «коллективного творчества» в науке ХХ века рассматривали исследователи:

1. И.М.Снегирев, А.И. Мазаев

2.Р.О. Якобсон, П.Г. Богатырев

3. Д.М. Генкин, Л.С. Лаптева

Вопрос 4. Праздник как элемент культуры традиционных обществ рассматривали исследователи:

1. В. Л. Алексеева, А.К. Байбурина

2. Е. Мещеркина, Г. Элдер.

3. Э.Б. Тайлор, Дж. Фрэзер

Вопрос 5. Выявите признак фольклора:

1.массовость

2.самобытность

4.коллективность

Вопрос 6. Определите функцию фольклора:

1.образная

2.функционализма

3.религиозно-мифологическая

Вопрос 7. Сформулируйте понятие:

…… – могущественные сверхъестественные мифологические существа, творящие мир, створяющие его части, управляющие силами природы и космоса, жизнью человека.

1.первопредки

2.духи

3.демиурги

Вопрос 8. Аналогом европейского карнавала является:

1. Коляда

2. Яблочный спас

3. Святки

4. Масленица

5. Ивана Купала

Вопрос 9. Определите: кто из европейских собирателей фольклора первым опубликовал сборник «Латинские фабулы»

1.Морлини

2.братья Гримм

3.Страпаролла

Вопрос 10.

Раздел 2.

Вопрос 1.Какое название носил обычай, при котором в Радуницу женщины причитали и плакали над могилами умерших родственников

1.зовы

2.оклички

3.причитания

4.плачи

Вопрос 2.Каким православным святым посвящен праздник Петров день

1.Ивану и Михаилу

2. Петру и Евсевию

3. Петру и Павлу

4.Анне и Петру

Вопрос 3.К какому празднику приурочена Радуница

1. Рождество

2.Пасха

3.Яблочный Спас

4.Вербное Воскресенье

Вопрос 4.Как еще в народе называли Петров день

1.охотницкий праздник

2. бортнический

3.рыбацкий праздник

4.праздник колосьев

Вопрос 5.Как называлась плата, которую выплачивала крестьянская община пастухам в период празднования Петрова дня

1.Петровщина

2.Павлост

3.Пастушья

4.Петровка

Вопрос 6.Какие еще праздники входят в цикл вместе в Петровым днем

1.Ярилин день и Ивана Купалы

2.праздники Аграфены Купальницы и Ивана Купалы

3. Хабденек и праздник сбора урожая

4.Зеленые Святки

Вопрос 7.Зачем на Петров день девушки взбирались на крыши бань и устраивали там песни

1.изгоняли нечисть

2.гадали

3.призывали лето

4.обращались к духам дома

Вопрос 8.Какой символ праздника Петрова дня бытовал в народе

1.рыба

2.качели

3.кукушка

4.яйцо

Вопрос 9.Назовите: что символизирует верба в праздник Вербного воскресенья

1.Плодоношение

2..Мир

3.Воскрешение Иисуса Христа

4.Прощание

Вопрос 10.Во время вербохлёста принято стегать вербой:

1.Членов семьи

2.Хозяина дома

3.Всех вышеперечисленных

4.Скот

Вопрос 11.Как рассматривали праздник Ивана Купала этнографы 19 в.

1.Девичий праздник

2. Мужской праздник

3.Женский и девичий праздник

4.Детский праздник

Вопрос 12.Почему Рождество отмечают 6 января

1.параллель сотворения Адама на 6 день

2.ждут окончания новогоднего поста

3.Иисус родился 6 января – исторический факт

4.народ приходил к месту,где воскрес Иисус Христос

Вопрос 13.Апогеем праздника Ивана Купала является:

1.Купальское утро

2.Купальский вечер

3.Купальская ночь

4.Купальные ночи

Вопрос 14.Определите: в христианском мировоззрении образ "уходящего" солнца стал восприниматься как символ

1.Ивана Купала

2.Иоанна Предтеча

3.Ярило

4.Святого Петра

Вопрос 15.Определите назначение обряда обсевания на Рождество

1.украшение стола сеном

2.украшение стогов сена

3.поздравления пастухов горстью зерна

4.прощание с пастухами

Вопрос 16. Праздничные дни зимних святок – это…

1. Васильев день

2. Сретенье

3. Петров день

4. Рождество

5. Егорьев день

Вопрос 17. Праздничные дни летних святок – это…

1. Благовещенье

2. Семик

3. Троица

4. Аграфена Купальница

5. Семин день

Вопрос 18.Праздник Красная Горка характеризуется тем, что

1. перенасыщен различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие.

2. традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство традиций возникли в богослужении. Размах народных гуляний связан с разговением после Великого поста— времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились.

3. значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти.

4. связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя

5.в этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Этот праздник символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. это начало новой жизни для всей природы.

Вопрос 19.Праздник Крещенский Сочельник характеризуется:

1. о традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

2. в этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть.

3. в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с этого дня перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

4. в этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры.

5. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями, первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции, нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Вопрос 20. Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте-

1.Страстная неделя

2.Чистый понедельник

3.Ильин День

4.Вербная неделя

5.Семен Летопроводец

Вопрос 21. Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие-

1.День Петра и Февронии

2.Масленица

3.Пасха

4.Страстная неделя

5.Троица

Вопрос 22. Определите порядок этапов свадебного обряда:

A. девишник

B. свадебный пир

C. сговор

D. сватовство

E. венчание

1/___, 2/___, 3/___, 4/___, 5/___.

Раздел 3.

Вопрос 1. Особенностям городской праздничной культуры посвящали свои исследования:

1. В.И. Чичеров, А.Ф. Некрылова

2.А.А.Жаркова, С.Г.Лавинский

3.Л.С. Лаврентьева, Л.Н.Лазарева

Вопрос 2. Изучению мифов как корней народного художественного творчества посвящены работы:

1.Ф.Г.Галиевой, С.Н.Чабан

2.Т.И.Бакалановой, В.Н.Гагина

3.А. Н. Афанасьева, Е. В. Аничкова

Вопрос 3. Выявите форму народного драматического действа:

1.игра

2.пляска

3.ритуал

Вопрос 4. Определите: какой персонаж был типичен для кукольного театра:

1.Уксусов

2.Царь Максимилиан

3.Масленичный Дед

Вопрос 5. Определите: в каком народном театре играли представление о «Царе Ироде»:

1.райке

2.вертепе

3.балагане

Вопрос 6. Определите, в каком народном театре играли представление «Царь Максимилиан»:

1.балагане

2.народной драме

3.райке

Вопрос 7. Определите: внешняя верхняя часть древнего жилища была украшена6

1.солярной символикой

2.зооморфным орнаментом

3.растительным орнаментом

Вопрос 8.В период правления императора Петра 1 появились праздники:

1.пантомимы

2.спартакиады

3.ассамблеи

Вопрос 9. Благодаря ряду указов впервые женщинам было разрешено участвовать в публичных праздниках в период правления:

1.Петра 1

2.Екатерины П

3.Николая 1

Вопрос 10. Многие столичные праздники при Екатерине П проводились в Санкт-Петербурге:

1. на Заячьем острове

2. на Царицыном лугу

3. на стрелке Васильевского острова

Раздел 4.

Вопрос 1. Идейная программа передвижников базировалась на:

1.народности, подвижничестве

2.патриотизме, традиционализме

3.реализме, народности

Вопрос 2. Определите: название художественного кружка, созданного под Москвой в конце Х1Х в. С. Мамонтовым:

1. Абрамцевский
2. Мир искусства

3.Бубновый валет

Вопрос 3. Назовите художника, чье творчество более других сформировалось на традициях народного творчества

1. А.Г.Венецианов

2.Ф.С.Рокотов

3.К.П.Брюллов

Вопрос 4. Назовите: художественное объединение, в который входил выдающийся художник Н.Рерих

1.Мир искусства

2.Русские сезоны

3.Абрамцевский

Вопрос 5. С каким женским именем связан праздник студентов в России:

1.Анна

2.Татьяна

3.Томара

Вопрос 6. Церемония Коронации императора Николая 1 состоялась в:

1.Санкт-Петербурге

2.Москве

3.Варшаве

Вопрос 7. Народный праздник на Ходынском поле был посвящен;

1. Коронации Николая П

2. Коронации Александра 1

3. Коронации Анны Иоанновны.

Вопрос 8. Литургия, поздравления, целование руки, обеденный или вечерний стол, бал и огненные потехи были характерны для большинства торжеств времени

1.Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, и Екатерины II.

2. Петра 1

3.Николая П

Вопрос 9. По указу Екатерины II выписанный из Англии Диммс Даль сделал ей прививку от оспы и императрица выздоровела, что было отпраздновано молебном в Казанском соборе и «потешными» огнями. Затем прививку сделали наследнику престола, выздоровевшему 22 ноября. Невиданное событие, ставшее примером попечения «Матери Отечества» о поданных закрепили в праздничном календаре, приурочив к празднику

1.Введения во храм Пресвятой Богородицы и Семеновскому полковому дню (21 ноября)

2. в честь которого накрывала во дворце стол для штаб- – и обер-офицеров, празднуя «годовщину восприятия управления империей».

3. «торжество выздоровления ее Величества от мора».

Вопрос 10. До революции 1917 года православие было в России государственной религией, и важнейшие церковные праздники объявлялись нерабочими днями:

1.да

2.нет

3. по-разному.

Раздел 5.

Вопрос 1. Назовите исследователя, который выделил три основные линии развития советского массового праздника, соответствующие его назначе­нию в советском обществе: Идущее от масс праздничное оформление революционного быта. Новые формы массовых зрелищ, вытекающие из нового праздничного быта. Новые формы профессионального искусства, связанные с обслуживанием революционных празднеств, художественным производством.

1.М.М.Бахтин

2. Д.М.Генкин

3.А. И. Пиотровский

Вопрос 2. Истоки Первомая относятся к историческому периоду:

1. Римская Империя

2.Древняя Русь

3.Византия

4.Древняя Греция

Вопрос 3. Какое мероприятие происходило на Первомай в Петербурге до 1917 года:

1.Придворные балы

2.Парад гвардейских полков

3.Карнавал

4.Фейерверк

Вопрос 4. Определите как назывался праздник 1 Мая в советское время:

1.День мира и труда

2.День весны и труда

3.День международной солидарности трудящихся

4.День свободы

Вопрос 5. Определите: центр художественной обработки кости расположен в населенном пункте

1. Уэлен

2. Гжель

3.Мстера

Вопрос 6. Определите: из какого материала изготовляли изделия в центрах народных промыслов: Великий Устюг, Мстеры, Жостово:

1.глина

2.дерево

3.металл

Вопрос 7. Определите: мастера Великого Устюга известны своими изделиями

1.вышивка

2.из черневого серебра

3. изделия из бересты

Вопрос 8. Назовите специализацию промыслов- Палех, Федоскино, Мстера:

1. художественная обработка дерева
2. художественная обработка камня

3.миниатюрная живопись на папье-маше

Вопрос 9. Определите вид росписи по дереву:

1.жостовская

2.хохломская

3.палехская

Вопрос 10. Определите тип русской глиняной игрушки

1.дымковская

2.богородская

3.нижегородская

Вопрос 11. Определите в каком центре народных промыслов развивалась лаковая миниатюра:

1.Палех

2.Полхов-Майдан

3.Семеново

Вопрос 12. Определите в каком центре народных промыслов изготовляют финифть:

1. Ростов

2. Холуй

3. Палех

Раздел 6.

Вопрос 1. Определите форму организации образовательной деятельности коллектива художественной самодеятельности

1.смотр

2.экскурсия

3.занятие

Вопрос 2. Метод, не использующийся при изучении межличностных отношений участников самодеятельного коллектива – это…

1.наблюдение

2.беседа

3.педагогическое проектирование

Вопрос 3. Выявите ошибку при соотнесении использования

видов и произведений народного творчества с методами психолого-педагогической коррекции детей

1.сказкотерапия- устное народное творчество

2.психодрама-игра

3.пластическая реабилитация – народная игрушка

Вопрос 4. Определите: фестиваль-

1. - "театр действия" или "коллаж ситуаций и происшествий, происходящих в пространстве в определенный период времени " - форма совместного театрализованного действия игры, которую активно использовали в своих целях деятели западного поп-арта в конце 50 - начале 60-х гг.

2. условное название специфического средства режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников на одной из трибун стадиона, на котором создаются различные картины

3. массовое празднество, включающее показ, смотр лучших достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные (Великобритания, начала 18 в.); в 20 веке получили распространение международные

Вопрос 5. Определите: художественный руководитель-

1. лицо, ответственное за постановку и состояние концертной деятельности, работу с исполнителями, художественными коллективами; штатная должность в учреждении культуры

2. принято понимать импресарио, менеджера, в ведении которого находится репертуарный и организационно-финансовый контроль за деятельностью того или иного исполнителя, его имидж

3. автор пьес, пишет драматические произведения, сценарии

Вопрос 6. Определите правильный порядок: в Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора были определены следующие направления

1.Выявление фольклора. Хранение фольклора. Обеспечение сохранности фольклора. Распространение фольклора. Охрана фольклора. Международное сотрудничество.

2. Хранение фольклора. Международное сотрудничество. Распространение фольклора. Охрана фольклора. Выявление фольклора. Обеспечение сохранности фольклора.

3. Обеспечение сохранности фольклора. Охрана фольклора. Международное сотрудничество. Выявление фольклора. Распространение фольклора. Хранение фольклора.

Вопрос 7. Определите автора работы «Педагогика художественной самодеятельности», опубликованной в 1992 г.

1. М.С.Жиров

2.Т.И.Бакланова

3.М.И.Долженкова

Вопрос 8. Определите: Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры на 25 сессии предложила рекомендации о сохранении фольклора в

1.1989 г.

2. 1999 г.

3.2009 г.

Вопрос 9. Определите, какой праздник относится к Дню воинской славы России:

1. День Бородинского сражения

2. День защитника Отечества

3. День победы русских полков в Куликовской битве

Вопрос 10. Определите Государственный праздник РФ:

1.Новый Год

2.День народного единства.

3.Рождество

Вопросы для итогового контроля успеваемости(экзамен)

1. Понятие праздника, его функции и значение в культуре.

2. Типология праздников.

3. Специфика народного русского календаря. Будни и праздники на Руси: значение праздника в русской культуре.

4. Понятие местного праздника. Типология местных праздников историко-генетическая и структурная.

5. Праздники и обряды как основные формы воспроизводства культуры. Структурное наполнение праздника-обряда и праздника-гуляния.

6. Массовая и праздничная культуры.

7. Пространственно-временные границы праздника.

8. Художественная специфика праздничного искусства.

9. Система праздничного ряженья. Игровая сущность праздника. Соотношение игрового и реального в празднике.

10. Понятия эортологии: персонажный мир игры в смеховом пространстве. Ряженый антимир (в теориях и концепциях)

11. Языческие представления славян о смерти и посмертном существовании.

12. Культ предков. Погребальный пир. Обереги в русской традиции.

13. Свадебный обряд в его исторической взаимосвязи с погребальным.

14. Этническая специфика календарно-обрядовых праздников в контексте семиотики.

15. Структурно-типологический анализ праздничного календаря славянских народов (до Х в.)

16. Кукла в художественно-зрелищных искусствах и в восточно - славянской праздничной традиции.

17. Обрядовое наполнение святочного цикла.

18. Понятие свадьбы как поэтического спектакля.

19. Основные обрядовые действа общерусской свадьбы
Традиционная свадьба в системе переходных ритуалов.

20. Городские праздники допетровского времени.

21. Городская праздничная культура допетровского времени и традиции деревенских гуляний.

22. Городская праздничная культура второй половины 18 века.

23. Городская праздничная культура первой половины 19 века.

24. Городская праздничная культура второй половины 19 века

25. Городская праздничная культура начала 20 века

26. Новое время и формирование новой городской культуры.

27. Влияние культуры Нового времена на праздничную культуру России.

28. Городская праздничная культура первой половины 20 века.

29. Городская праздничная культура второй половины 20 века:

«не традиционные» праздники в календаре. Эвент -

технологии. Стейджинг - услуги.

30. Философия революционного праздника.

31. Постсоветское пространство: праздничный голод. Причины и последствия.

32. Синкретизм современного российского праздничного календаря: советские, православные, народные, гражданские праздники.

33. Создание организационной структуры по проведению массовых празднеств.

34. Революция и праздник. Понятие «праздничности» революции. Революционный праздник как пример синтеза праздников Французской революции и русского площадного тетра. Первые пролетарские праздники в России (Первомай).

35. Основные направления развития и формы первых советских массовых праздников (церемониалы, шествия, массовые инсценировки и гуляния, театрализованные зрелища, митинги и манифестации, «праздники клубов молодежи», политкарнавал, индустриальное зрелище, спартакиады, концерты)

36. Структура проведения и постановки праздника. Праздники городов. Праздники к «Датам Красного календаря». Попытка создания теории революционного праздника. Два принципа организации праздничного пространства (на примере краткого описания праздника).

37. Возникновение Всемирных фестивалей молодежи. Шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

38. Театрализованный тематический концерт, певческие праздники, Всесоюзные олимпиады, декады национального искусства, физкультурные парады, юбилеи, театрализованные спортивные представления, первые фейерверочно - световые пантомимы.

39. «Новый праздничный календарь России». Новый массовый праздник – День Победы. Государственные акты, регламентирующие праздники, памятные дни и знаменательные даты России

40. Гражданские праздники и обряды (геральдика, символика, формы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: