Уникальный фронт. Строительство «Дороги Жизни».




Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

из выступления Ф.П. Лавровой

 

В июне 1941 года гитлеровские полчища нарушили мир­ную жизнь в нашей стране, и весь советский народ вступила на защиту нашей Родины.

Фронт был рядом, бои шли в пригородах Ленинграда, Ленинград был в опасности.

На защиту города встали все как один, тревога за его судьбу переплеталась с уверенностью, что не дрогнут, не отступят, победят ленинградцы.

Каждый знал, что покорить Ленинград нельзя, что Ленинград никогда и ничем не будет сломлен. Сердце переворачивалось от одной мысли, что фашистский сапог сможет вступить на ленинградскую землю. До тех пор

Кто не видел и сам не испытал всей меры страданий и тягот блокады, тому.же трудно поверить и еще трудней представить себе всю ме­ру героизма и выносливости людей осаженного города. Но ленинградцы жили, боролись и готовились к предстоящим боям.

Каждый день на город обрушивались тонны смертоносного металла. Ленинград остался без пищи, без топлива, без электроэнергии. Но он жил, боролся! Смертельно усталые, обескровленные голодом люди, стиснув зу­бы стояли у станков и мартенов, выпуская оружие для фронта.

Они создали народное ополчение при отряде самообороны.

Сурово и просто, вовсе не думая о величии того, что совершили, они выполнили свой долг.

Женщины и подростки заменили у станков ушедших на фронт мужей, отцов и братьев.

Только за два года блокады свыше тридцати пяти тысяч ленинградцев вступили в ряды коммунистической партии. А ведь они прекрасно знали, какую участь уготовили для коммунистов гитлеровские захватчики.

Крупнейшим центром водолазного дела в Советской России стала Балаклава, где была создана водолазная школа. В ЭПРОН пришли специалисты высокого класса. Сфера деятельности Экспедиции постепенно расширялась и географически, охватывая Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. ЭПРОН стал единой государственной организацией подводных работ.

Когда Ленинград был стиснут блокадой и только одна ладожская нить, названная «Дорогой Жизни», связывала город с Большой землей, подводники 27-го отряда ЭПРОН проложили по дну озера электрокабель, телефонную линию, бензопровод. Они участвовали во всех без исключения строительных работах на Ладоге, а таких было очень много – причалы, слипы, эстакады и другие сооружения на подводных «фундаментах». И это еще не все…

В середине августа 1941 года подводников 27-го отряда ЭПРОН направили на работы по углублению фарватера на Неве. Водолазам пришлось перетаскать под водой огромное количество валунов. Под гитлеровскими бомбами погибло огромное количество человек.

Осенью 1941 года Н. В. Соколова участвовала в прокладке подводной телефонной линии через Ладожское озера для обеспечения устойчивой телефонной связи командования Ленинградского фронта с Москвой. Линия бесперебойно работала всю войну.

Те, кто пережил ленинградскую блокаду, помнят, как по карточкам выдавали только прелую рожь. Другой крупы не было, да и эта доставалась неимоверно тяжелой ценой, поэтому по праву могла называться «молчановской».

Осенью 1941 года гитлеровцы потопили на Ладожском озере несколько барж, груженных рожью, столь необходимой блокированному городу. Водолаз Молчанов несколько раз спускался под воду, доставая мешки с ценным грузом. Но ведь таким образом количество спасенного продовольствия было слишком мало, а Ленинграду была необходима пища. Понимая это, водолаз с помощью инжекторов вытянул со дна озера рожь, выбрасывая ее наружу. Так за короткое время удалось разгрузить пять потонувших барж.

В боевой обстановке, когда осажденный Ленинград задыхался без топлива, отряд водолазов принимал порой невообразимые решения. Водолазы сооружали спуски в воду и подъемы из воды для эшелонов цистерн с бензином. Вместе со всеми Нина Васильевна совершала погружение и готовила основание для причальных свай, под её руководством водолазы сооружали слипы в бухте «Голдсмана» и у маяка Кареджи. По этим слипам железнодорожные цистерны с горючим переводились прямо с железнодорожных путей, с колёс на воду, и на понтонах цеплялись длинной вереницей за буксир, и громоздкий плавучий поезд трогался в путь на противоположный берег, где цистерны с горючим вновь ставились на колёсные тележки и по железной дороге вновь следовали в Ленинград.

С 22 ноября 1941 года, когда первый грузовик прошел по льду Ладоги в работу включилась спасательная группа Федора Константиновича Козицина. Гитлеровцы постоянно обстреливали тихоходный караван и разрушали причалы. Но снова и снова водолазы восстанавливали путь горючему. Но когда начинает полыхать пламенем сама вода, люди бессильны что-нибудь сделать. Защитникам Ленинграда мучительно не хватало горючего. Положение было критическим. Много машин проваливалось в воронки, пробитые вражескими бомбами и снарядами. Водолазы сами продумали способ вытаскивания автомашин из воды: при виде тонущего транспорта водолаз быстро спускался под воду, стальным тросом подцеплял машину, а на другом конце трос тянул трактор «НАТИ». Эта операция занимала у подводников не более 15 минут. Некоторые из этих машин даже своим ходом отправлялись дальше.

Осенью 1941 года на Невской Дубровке танкисты с понтонёрами думали над переправой танков по дну Невы. И. Г. Зубкову, Герою Соц. Труда, начальнику управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, довелось консультироваться с инженерами ЭПРОНа, среди которых он отметил женщину «умницу большую и бесстрашного солдата, инженера». Это была Н. В. Соколова.

А в феврале 1942 года И. Г. Зубков неожиданно встретил Нину в самолёте. Когда пересекали Ладогу, увидели горящую цистерну с бензином. И вдруг Нина спрашивает: «Почему до сих пор не

ведутся работы по прокладке бензопровода в Ленинград по дну Ладожского озера? Сколько уже сгорело на Ладоге бензоцистерн, подожжённых гитлеровской авиацией! Как же можно прорвать блокаду, если нет горючего?» И Соколова объяснила вполне доступную для военных условий технологию работ по прокладке бензопровода.

В Москве И. Г. Зубков сразу забил тревогу. Снабжением Ленинграда в ту пору занимался в Государственном Комитете Обороны А. Н. Косыгин, а в Военном совете фронта – Т. Ф. Штыков. Зубкову приказали разыскать Соколову. А она уже улетела в Ленинград. Косыгин по телефону вызвал её снова в Москву для личной встречи и на совещание по идее прокладке трубопровода. Совещание проходило в Главном управлении Военно–Морского Флота СССР и в Наркомате нефтяной промышленности. Государственным Комитетом Обороны было принято постановление о прокладке трубопровода. Была создана оперативная группа ЭПРОНа вместе с нефтяниками. Вскоре эта группа приступила к работе. Соколовой поручили провести разведку дна Ладоги в составе специальной группы водолазов.

Так родилась идея подводной «Дороги Жизни».

Водолазы под руководством Н. В. Соколовой разведали дно, составили карту. Хоть и не женская это профессия – водолаз, но Нина Васильевна не хуже мужчин работала под водой. Вместе со всеми водолазами занималась расчисткой основания для причальных свай. Под ее руковод­ством мы готовили слипы в бухте Гольдсмана и у маяка Кареджи. По этим слипам прямо с железно­дорожных путей цистерны с горю­чим спускались на воду и понтонами доставлялись на противоположный берег. Конечно, не гладко проходи­ла такая переброска горючего, гит­леровцы пристреляли этот участок, и все время рвались снаряды, разру­шая причальные сооружения. Снова и снова спускались водолазы на дно. И в их числе всегда была Нина Васильевне, кстати, первая в стране женщина-водолаз.

3-го мая 1942 года выехали в Ленинград. Вот и посёлок Коккорёво. Дорога упирается в берег и круто поворачивает налево, к Осиноветскому маяку. Лучшего места для выхода трубопровода из озера и не сыщешь. Обследовав берег и лёд, пришли к выводу, что единственный способ – прокладка трубопровода с использованием плавучих средств. К этому мы и начали готовиться.

Стальные трубы доставили с Ижорского завода. Здесь их сварили в секции длиной по двести метров каждая и после испытания стягивали в озеро буксирным пароходом. Так до тех пор, пока общая длина сваренных секций не достигла 1000 метров.

На долю водолазов выпал значительный объём подводных работ. Они прошли трассу под водой от берега до берега, убрали на пути крупные валуны и топляки. Нина Васильевна участвовала лишь в подготовительных работах. Дело в том, что когда начали укладывать первые трубы, Нину Васильевну срочно вызвали на работы по восстановлению разрушенного моста под Ростовом. Но вскоре Соколова вернулась к работам по прокладке трубопровода по дну Ладожского озера.

Проектом было предусмотрено давление до 50-ти атмосфер. Ежесуточно в Ленинград будет перекачиваться не менее 300 тонн бензина. Длина подводного участка трассы 20,5 км., диаметр трубопровода 101 мм.

Водолазы пять раз прошли по 27 подводных километров трассы, чтобы уложить по дну Ладожского озера нитки электрокабеля, что само по себе чудо инженерного искусства. В темноте, по ночам, наощупь. Принимая из рук в руки фидеры, сцепляя их муфтами, водолазы натягивали ровно, в струнку сам провод. Почти под носом у гитлеровцев.

Тысячи людей – специалисты, солдаты, водолазы за полтора месяца совершили подвиг – построили «Дорогу жизни». Отряд опытных и бесстрашных водолазов жил в бухте Мария на Ладожском озере. Неделями Соколова ночевала в землянке, спускалась под воду. Первый орден Красной Звезды вручили этой женщине за ее талантливое предложение и за ее участие в прокладке трубопровода.

Прокладка трубопровода через Ладогу была закончена 14 июня 1942 года.

Это её заслуга – прокладка бензопровода по дну Ладожского озера на расстоянии 28 км. Бензин, столь необходимый осаждённому городу и фронту, стал недосягаем для обстрела.

«Дорогой Жизни» по праву можно считать и электрокабеля, и телефонную связь, и бензопровод, которые были проложены водолазами 27-го отряда ЭПРОН. Пережившие блокаду ленинградцы никогда не забудут, как в их окнах зажегся свет. Теперь даже трудно представить, с чем можно сравнить эту радость – горящая лампочка в холодном блокадном городе.

Эту радость подарили ленинградцам водолазы. Были и другие специалисты, но именно водолазы прошли пять раз по 27 километров, чтобы выложить на дне озера 5 ниток кабеля. Это само по себе чудо инженерного искусства, да еще к тому же работа велась под боком у гитлеровцев, которые находились всего в тридцати километрах.

Невиданная подводная операция выполнялась под руководством опытнейшего водолаза Леонида Гурьяновича Молчанова. Работали по ночам, так что действовать приходилось наощупь; не видя, принимали из рук в руки фидеры электрокабеля; не видя, сцепляли их муфтами; не видя, тянули кабель ровно, в струнку. На счету отважной женщины – 644 часа погружений (в общей сложности 27 суток).

Так Ленинград получил волховскую электроэнергию не по высоковольтным наземным проводам – они были разбиты вражескими снарядами, а с подводной «Дороги Жизни».

В середине августа 1943 года Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ.

29 июня 1945 года ее ратный труд был отмечен орденом Отечественной войны II степени. День Победы застал ее на службе. После войны водолазы Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина, разминировали мосты.

Сами реки: Волхов, Свирь, Нева, Западная Двина Дон будут очищены от неразорвавшихся снарядов и мин.

Нина получила очередное звание — «подполковник-инженер Военно-морских сил». Единственная в мире женщина-водолаз Нина Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, и «Знак Почета», многими медалями.

 

Мирные будни

 

Теперь можно и отдохнуть, но водолазная служба ее не отпустила ее. В марте 1948 года Нина Васильевна была переведена в ГВРУ (Главное Военно-Речное Управление), где служила начальником гидротехнических и подводнотехнических работ Северо-Западного Бассейнового Управления до мая 1951 года. В 1950 г. она была награждена медалью «За боевые заслуги». В 1945 году инженер-электрик, подполковник Александр Никитович Лабецкий делает ее предложение руки и сердца 10 декабря 1945 года между ними был заключен брак

В 34 года Нина Васильевна получила звание инженера-полковника. И стала преподавать в Высшем военно-морском училище связи..

5 февраля 1947 года у нее родилась дочь, которой никакое другое имя не могло быть дано, как «Марина»

С марта 1953 года она была назначена старшим преподавателем в Высшее военно-морское Краснознаменное инженерно-техническое училище ВМФ. Работая напряженно, смогла подготовить преподавание двух дисциплин::«Гидромеханика» и «Морские гидротехнические сооружения»

Командование во всех училищах отмечало ее дисциплинированность и исполнительность. С такой же ответственностью занималась и общественной работой. Для нее важно все, от выполнения партийных поручений до частных встреч с молодежью. В 1975 году она подарит свой водолазный костюм Вагановской средней школе, где был создан музей ВМФ СССР. 12 августа 1956 года в браке с Виктором Михайловичем Зубковым родился сын Евгений. В,М, был инженером Северо-Западного пароходства., кандидат технических наук. В 1957 году вся семья переезжает на ул. Ленина, д. 48. Эта квартира станет последним адресом Нины Васильевны.19 января 2019 года на этом доме установят мемориальную доску, выполненную Михаилом Шемякиным. В марте 1958 года она оставляет военную и преподавательскую деятельность. После отставки в 1958 году вела военно-патриотическую работу среди молодежи. Она увлеченно занималась гимнастикой, йогой, плаванием, вела у себя дома курсы кройки и шитья, была активным «моржом», членом клуба зимнего плавания.. Постоянную связь с Череповцом она поддерживает через Фаину Павловну Лаврову, подполковника медицинской службы, дошедшей до Берлина. Она так же выпускница нашей школы, станет председателем Череповецкого школьного землячества в Ленинграде. Фаина Павловна сделала все, что бы имя Нины Васильевны было занесено золотыми буквами в Книгу Памяти Санкт-Петербурга. К сожалению, Нина Васильевна об этом не узнает, это будет сделано только в 2003 году к 200-летию города.

Дочь Марина стала врачом. Единственный внук тоже врач..Сын Евгений в в 90-х годах пригласили Нью - Йоркский университет для продолжения научной работы.

В 1997 году после тяжелой болезни из жизни ушёл Виктор Михайлович, 2 года не дожив до их золотой свадьбы. У Нины Васильевны развивается глаукома. Отказываясь от сиделки, она сама ходит в магазины, учится готовить. Те, кто ее встречал в те годы, не могли поверить, что эта женщина ничего не видит. Никакой растерянности, паники, жалоб. Четко сформулированные ответы на вопросы тех, кто хотел написать о ней.

Да, это был характер настоящего бойца, несломленного, не потерявшего своего достоинства, мужественно переносящий свой недуг.

10 декабря 2001 года она отметит 89 год рождения, а 17 декабря тихо, во сне, уйдёт из жизни. Так закончилась жизнь необыкновенной женщины, которой гордится наша страна.

III.Заключение

 

В результате исследования мы изучили биографию Нины Васильевны,

проследили военный путь во время Великой Отечественной войны

показали вклад Нины Васильевны Соколовой – Пименовой в строительство подводной «Дороги Жизни», работ по разминированию водных объектов, дали характеристику активной послевоенной деятельности.

Нина Васильевна – одна из тех советских женщин сталинской эпохи, которые своими делами, своей работой ежедневно и ежечастно утверждали величайший из принципов Сталинской Конституции – равноправие женщины в советском государстве.

Собранный по данной теме материал вошел в разработанную школой учебную программу «Насыщение учебно-воспитательного процесса краеведческим содержанием». Героическая биография Н. В. Соколовой, описание её подвига, документы из архива школьного музея, связанные с этим именем и с именами других выпускников школы, изучаются на уроках в начальной школе, на истории, географии, биологии, физике, а также применяются во внеклассной работе.

 

 

IV. Список литературы и используемых источников

  1. Исторический очерк развития школы за 130 лет (1865-1995 годы). Череповец,, 1996
  2. Капица П.И.»В море погасли огни». журнал Советский писатель М, 1974
  3. «Ладога родная.».Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Лениздат, 1969
  4. Мануйлов, Семен. В Череповце увековечили имя первой женщины-водолаза СССР Нины Соколовой / С. Мануйлов. - Текст: электронный // Официальный сайт города Череповца. – URL:
  5. Минин В. «Первой пойду я….» газета «Речь», 20 февраля 2001
  6. Портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/sovietskaia-rusalka-kak-nina-sokolova-prolozhila-doroghu-zhizni-po-dnu-ladoghi)
  7. «Череповецкая Первая. К 140-летиюсредней школы№1 имени М.Корького». Череповец, Порт-Апрель, 2006
  8. Чикер Н.П. «Служба особого назначения». ДОААФ, 1975

V. Список приложений

 

1. Фото Нины Пименовой, выпуск 1929 года

2. Удостоверение № 6 от 23.06.1924 года об окончании Советской 1-ой школы первой ступени

3. Удостоверение № 102 от 18.06.1929 года об успеваемости Нины Пименовай

4. Фото выпускного класса 1-ой Советской школы второй ступени, июнь 1929 года

5. Архивная справка о зачислении на 1 курс гидротехнического факультета Ленинградского Института Водного транспорта Пименову (Соколову) Нину Васильевну с 1 сентября 1931 года от 09.02.1968 года

6. Диплом об окончании Ленинградского Институте Инженеров Водного транспорта. Июль 1936 года

7. Раппорт Н.В.Соколовой в Главное Управление «ЭПРОН» контр-адмиралу тов. Кузнецову» от 22.04.1942 года

8. Личный листок по учету кадров Соколовой Нины Васильевны

9. Военный билет Соколовой Н.В. серия БФ № 006335

10. Выписка из послужного списка о прохождении службы в РККА инженера-полковника в отставке Соколовой Нины Васильевны от 22.01.1957 года

11. Приказ начальника высшего инженерно-технического краснознаменного училища военно-морского флота об увольнении в отставку по состоянию здоровья от 20.03.1958 года

12. Трудовая книжка Соколовой Н.В. (с 29 июня 1964 по 04.ноября 1973 года)

13.. Награды Н.В.Соколовой

14. Справка об инвалидности и нетрудоспособности от 05.03.1994 года

15. Телеграмма-письмо от Лавровой Фаины Павловны от 2003 года

16. Свидетельство о занесении в Листы Памяти Золотой Книги Санкт- Петербурга имени Соколовой Нины Васильевны

17. Анкета лауреата Золотой Книги Санкт-Петербурга

18. Кириллов Юрий. Статья «Тропы по дну», газета «Советская Россия» от 08.03.1982 года

19. Минин Виталий. Статья «Первой пойду я…».журнал «Вестник ветерана» № 27, октябрь 2001

20. Минин Виталий. Статья «Мое место в блокированном Ленинграде» журнал «Вестник ветерана» № 27, октябрь 2001

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: