Эллинистически-римская философия




Коренным образом меняется эпоха. Эпоха эллинизма— эпоха крушения полисной социальности. Социальная структу­ра — полис, город-государство был ограничен, замкнут. Глав­ная задача состояла в том, чтобы обеспечить политическую са­мостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса — воспитание лучших граждан для государства, обеспечение ду­ховных запросов личности. Путь духовной жизни — это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления. Направленность на воспитание граждан — это не только основная направлен­ность полиса. Обращённость к гражданину порождает новые типы обоснования, она позволила грекам создать систему обо­снований — чем и была философия. Способность творить су­ществует постольку, поскольку существует греческий полис. Ан­тичный полис разрушился. Теперь верховная власть принадле­жала монарху. Начиная с Александра Македонского все полисы были объединены.

Наблюдается поиск путей духовного обновления. В эпоху эллинизма не создается ни одной принципиально новой физи­ческой системы. Но в эту эпоху остаются крупные философы, происходит обоснование старых систем. Происходит обращение к Гераклиту. Физика Гераклита входит в систему теологичес­ких обоснований в стоицизме. В стоицизме находит свое обо­снование натурфилософия эпохи эллинизма. В системе эпику­реизма находит свое применение атомистический материализм Демокрита. Мощнейшее направление неоплатонизм — Пло­тин, Прокл, Порфирий — создается на базе платонизма. Арис­тотель оказал влияние на Академию. Аристотелизм — это не очень крупное течение. Скептицизм в большей степени тяготел к философии со­фистов. Вместе с созданием крупных государственных объеди­нений перестали создаваться новые системы обоснований. Так­же происходит обращение к личности, только уже к личности атомистического толка. Необходимо обосновать идеал внутрен­ней свободы, происходит обоснование положения человека в этом новом мире, мире монархии (деспотический режим). Рань­ше Афины были в центре, а затем Афины оказываются на пе­риферии. Как в такой обстановке выполнить свой гражданский долг?

В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений ха­рактерна не проблема воздействия человека на мир, а пробле­ма успокоения, утешения человека. Необходимо человека до­вести до уровня понимания природы — понимания цивилизо­ванности. Эпикур: «Проживи незаметно». На первый план вы­двигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) — это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Но система обоснования в разных школах была разная. Государ­ство в период социальных неурядиц — это образ корабля в мо­мент шторма. Эпикур предложил такой способ обоснования личного счастья: счастье — это удовольствие.

Удовольствие — это способность довольствоваться тем, что имеешь. Стоики понимали личное счастье иначе: «Подчиняйся судьбе!» Разумного, считали они, судьбы ведут, а неразумного тащат.

Эпикур, обращаясь к человеку, не уронил человека и чело­веческое достоинство. Он не предлагал активной модели соци­ального поведения, он предлагал избавить человека от предрас­судков и страха. Главная задача философии по Эпикуру — обо­снование и достижение счастья человека. Эпикур предвосхитил Канта. Надо отличить практический разум от теоретического. Такой анализ был направлен на анализ самоповедения. Эпикур говорил, что не надо вдаваться в иллюзии. Первое расхожде­ние Эпикура с Демокритом — это вопрос о чувственном позна­нии. Рациональная ступень может быть редуцирована к отдель­ным чувственным ощущениям. Эпикур опровергает демокри-товскую проблему необходимости. Его интересует проблема человекообновления.

Для Эпикура мир — не цель, а средство. Атомы падают сверху вниз под влиянием тяжести, но падают параллельно, значит нет соединения, и следовательно, нет возникновения новых миров. Но атомы могут отклоняться под влиянием внут­реннего импульса, но это отклонение случайно. Эпикур впер­вые вводит понятие случая, категории случайности — это он делает для обоснования свободы человека. Без случайности нет свободы человека, по мнению Эпикура. У Эпикура мы встре­чаем новую систему обоснования человека — онтологическое обоснование свободы. Избавить человека от необходимости — этой цели служат атеистические взгляды Эпикура. Он считал, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы. Не вера, а размышление — вот что освободит человека от пред­рассудков.

Скептицизм предлагает следующий выход — воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептики используют аргументацию: от субъекта, от объекта, от соотношения субъекта и объекта. Единственное, что вытекает для человека — это запрет на суждения и дости­жение атараксии, невозмутимости.

Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Видные ее представители — Сенека, учи­тель Нерона, император Марк Аврелий. Позиции этой филосо­фии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит.

Поскольку отпала необходимость обоснования полисных гражданских добродетелей и интересы сконцентрировались на спасении личности, то этические добродетели стали космопо­литическими. Стоики развивали онтологические идеи косми­ческого логоса, но преобразовывали это гераклитовское учение как учение о всеобщем законе, провидении и Боге.

Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой миро­воззренческой эпохе. Он также опирался на предыдущую фи­лософскую систему — Платона. Главный принцип неоплатонистической философии — принцип эманации (истечения), пере­хода от единого ко многому. Ступени этой эманации — единое-ум-душа. Единое истекает во множество, пронизывая его по­добно тому, как луч света пронизывает темноту. Человеческая душа — частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному. Здесь налицо близость к христианству.

Итог эллинистических философских учений один — круше­ние культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на лично­стных интуициях, обосновывающих единство и гармонию че­ловека с природой и космосом. На смену обозримым и рацио­нально осмысливаемым социальным, политическим и онтоло­гическим нормативам приходят надличностные и надрациональные регулятивы. Вместе с крушением обозримого античного по­лиса разрушается уверенность в гражданской этике, опирающей­ся на доводы разума и рациональное воспитание граждан, и делаются попытки наши общемировой сверхчеловеческий аб­солют, который мог бы соединить воедино распадающуюся со­циальность и осуществить так и не реализовавшуюся до конца у греков идею приведения мира из беспорядка в порядок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: