Сущность инфраструктуры туризма




 

В экономической литературе существуют различные определения понятия инфраструктуры. Так, Большая советская энциклопедия содержит развернутую статью, в которой появление термина "инфраструктура" (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) в экономической науке относится к концу 40-х гг. 20 в. Данный термин был применен для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Более четко обслуживающий, подчиненный системе более высокого уровня смысл анализируемого понятия - следует из определения, данного в Экономическом словаре: "инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения, товаров, а также жизнедеятельности людей" [13].

Инфраструктура взаимосвязана и взаимодействует, исходя из интересов субъектов рыночных отношений, и формирует при этом предпосылки для воспроизводственного процесса. Взаимодействие рынков осуществляется саморегулируемым механизмом отношений и регулирующим вмешательством государства. Инфраструктура формируется как открытая система, реагирующая на внутреннюю и внешнюю социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков, и функционирования субъектов экономических отношений находятся в зависимости от состояния экономического пространства, зависящее от характера и структуры производства, емкости и качества потребления внутри субъекта экономики.

Инфраструктура, обеспечивающая целостное функционирование экономической системы отличается от инфраструктуры, способствующей развитию экономики, что позволяет выйти на "новое качество" экономического роста в воспроизводственном аспекте в современных условиях. Конкретная экономическая система может обладать более или менее развитой инфраструктурой, обеспечивающей ее функционирование, но не иметь инфраструктуры, способствующей развитию самой экономической системы [6].

Под инфраструктурой туризма и гостеприимства следует понимать совокупность общих условий производства туристского продукта. При раскрытии содержания понятия "общие условия производства"- мнения специалистов расходятся. Одни подразумевают виды деятельности или объекты, обеспечивающие основной технологический процесс, другие - весь технологический процесс, третьи - технологический процесс плюс управленческие воздействия, необходимые для формирования туристского продукта. Именно последнее мнение наиболее корреспондирует сложным содержанием понятия "туристский продукт". Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций.

Боголюбов B.C. и Севастьянова С.А. пишут, что "туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Инфраструктура, обусловленная развитием туризма, имеет много общего с общей инфраструктурой (первичным предложением): если в какой-либо местности, кроме местного населения, постоянно отдыхают гости, то мощности систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека, на всех не хватает". Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению [2].

Исследования, выполненные В.С.Боголюбовым с соавторами, позволяют представить инфраструктуру туризма как сложную систему, являющуюся подсистемой более высокого уровня - туристской дестинации. Однако данные исследования оставляют открытым вопрос состава информационной базы межрегиональных сравнений уровня развитости инфраструктуры туризма, поскольку попытка полного и корректного количественного определения групп инфраструктуры по туристским дестинациям, приводит к получению наборов различных показателей. Это объяснимо уникальностью аттракторов и дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены туристам в конкретном месте пребывания.

Дальнейший анализ литературы показал множественность толкований понятия "инфраструктура туризма", не отличающихся, однако, столь же солидным методологическим обоснованием и детальной проработкой, как приведенное выше. Так, например, Овчаров А.О. в своих трудах отмечает, что "основу туристской инфраструктуры составляют средства размещения, под которыми понимается любой объект, предоставляющий временные услуги по проживанию" [6]. Данное определение трудно признать конструктивным, поскольку оно практически ограничивает условия, необходимые для предоставления туристских услуг, наличием средств размещения.

Весьма детальное определение инфраструктуры туризма дает С.А. Попов Р.А. Данный ученый под инфраструктурой туризма предлагает понимать комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Это автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое. Параллельно инфраструктура туризма и гостеприимства представляется соответствующими организационно-правовыми формами организаций [7].

Интерес представляют исследования инфраструктуры туризма, выполненные С.А.Севастьяновой, которая в своих исследованиях представляет: ее как сложную систему взаимодействующих элементов, и являющуюся подсистемой индустрии туризма. По мнению указанного автора, туристская инфраструктура представляет собой комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента [11].

Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность. Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность, которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это предприятия по прокату автомобилей, таксопарки; кафе и рестораны; спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и т.д.

Таким образом, С.А.Севастьянова так же, как и В.С.Боголюбов, представляет инфраструктуру туризма как сложную систему. Достоинством данного представления в контексте настоящего исследования является то, что оно создает потенциальную возможность межрегиональных сравнений, поскольку конкретно, учитывает в составе инфраструктуры отрасли, представленные в экономике всех регионов Российской Федерации и отчитывающиеся перед региональными статистическими органами. Однако требует уточнения возможность получения данных, характеризующих развитие всех отраслей, указанных в определении С.А.Севастьяновой, по набору показателей, одинаковому для субъектов Российской Федерации за ряд лет.

Следует согласиться с С.А.Севастьяновой и в оценке роли инфраструктуры туризма в социально-экономическом развитии региона. Инфраструктура туризма, являясь частью инфраструктурного комплекса региона, выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры предполагает создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Развитая инфраструктура туризма обеспечивает не только доступность туристского ресурса, а также комфортность пребывания туриста в месте посещения дестинации. Функционирование и развитие индустрии туризма и гостеприимства в свою очередь, выступают в виде существенного элемента социально-экономической системы страны, требующей крупней инвестиций и приносящей немалые доходы государству и предпринимателям [5].

Помимо множественности определений инфраструктуры туризма, что обусловило необходимость проведения критического анализа дефиниций, в специальной литературе отсутствует также единство определения туризма как отрасли сферы услуг. Различные авторы говорят о туризме, индустрии туризма, индустрии гостеприимства, туристской индустрии, устанавливая различные связи между данными понятиями. Для регионов страны наличие туристских ресурсов (природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил) является важной, одной из существенных составляющих индустрии туризма.

Благодаря своевременно сформированной туристской инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды), компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона, а также увеличение притока инвестиций [13].

Инфраструктура туризма и гостеприимства, являясь сложной системой, состоящей из множества элементов -предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности - вследствие своей сложности является объектом регионального управления. Пропорциональное развитие ее элементов возможно только при осуществлении централизованного регулирования, инструментом которого являются программ развития туризма в регионах. Следовательно, речь может идти об определении состава инфраструктуры региональной системы туризма и гостеприимства как объекта регионального управления, наблюдаемого статистическими органами.

 


Практическая часть

Характеристика деятельности гостиницы "Царская деревня"

 

В корпусах отеля располагается 115 номеров следующих категорий:

Стандартные,

Семейные,

Студио,

Люксы,

Именные уникальные люксы.

Номера оборудованы кондиционерами.

Для взыскательных гостей отель предлагает именные люксы: "Одуванчик", "Восточный", "Президентский", "Губернатор", "Шоколад", "Киноман", "Модерн". Каждый номер индивидуален: аксессуары, мебель, интерьер номера неповторимы и соответствуют названию. Из номеров видно реку или сосновый бор.

В клубе имеется:

ресторан "Кают компания" (А-ля карт),

ресторан "Акватория",

спорт бар,

лобби.

Ароматный кофе, вкуснейшие десерты и торты, домашняя выпечка готовят для наших гостей в собственной кондитерской. Все это можно отведать в Спорт-баре и Лобби-баре.

В ресторане "Кают-компания" подаются приготовленные по оригинальным рецептам разнообразные блюда русской и европейской кухни. Кроме того, имеется уникальная возможность попробовать свежевыловленную рыбу: стерлядь - летом, а зимой налим. Специально для гурманов предоставляется возможность насладиться свежими устрицами с побережья Франции.

В гостинице проводятся шикарные банкеты и другие мероприятия. Мы предлагаем банкетные залы, рассчитанные на 50 и 120 человек. Летом имеется прекрасная возможность организовать праздничные мероприятия под открытым небом на английской лужайке, с которой открывается вид на набережную. На территории базы отдыха находится зал торжеств на 250 человек, оснащенный профессиональным светом, музыкальным оборудованием и сценой. Он превосходно подходит для проведения ужинов, фуршетов, регистраций бракосочетания.

Кроме того, для организации торжественных мероприятий имеется летний многофункциональный шатер, в котором оборудовано вечернее освещение. Имеется возможность разместить плазменные панели и проектор. Для влюбленных у гостиницы "Царская деревня" появилось специальное предложение - "Романтическое свидание с продолжением". Романтическая атмосфера и положительные эмоции будут гарантированы.

Развлечения на зимней базе отдыха очень разнообразны:

коньки,

ледяная горка,

катание на санях,

лыжные прогулки,

зимняя рыбалка,

катание на надувных санках - ватрушках.

Для эффективной работы и корпоративного отдыха созданы прекрасные условия. Организации различных корпоративных мероприятий, а также тимбилдинга, способствует инфраструктура отеля.

На территории гостиницы располагаются:

конференц центр, который вмещает до 500 человек,

интернет-класс

комнаты для переговоров, которые рассчитаны на 40 человек.

В помещениях имеется профессиональное мультимедийное и звуковое оборудование. А на всей территории имеется бесплатный Wi-Fi.

Гостиница "Царская деревня" предлагает большой спектр услуг для тех, кто желает заняться спортом и укрепить здоровье: занятия с профессиональным инструктором в фитнес-клубе, массажный кабинет, бассейн с озонированной водой.

Организационная структура гостиницы "Царская деревня" представлена на рис. 2.

 

Рис. 2 Организационная структура гостиницы "Царская деревня"

 

Характеристика основных служб отеля представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 Основные службы гостиницы "Царская деревня"

Основные службы Функции служб Штатные единицы
Служба развития Ведет переговоры на перспективное использование номерного фонда гостиницы, обсуждает вопросы использования помещений, выясняет потребности определенных групп клиентов, разрабатывает и реализует стратегию развития гостиницы Зам. управляющего по вопросам маркетинга и персонала
  Планирование и обеспечение организации оптимальным количеством работников необходимой квалификации, управление человеческими ресурсами, решение текущих кадровых вопросов  
Служба финансово-экономическая Ведет учет и контроль над расходами денежных средств. Организация финансовой деятельности в гостинице Главный бухгалтер
Служба инженерно-техническая материального снабжения Планирование, организация и проведение капитального, профилактического и текущего ремонта конструктивных элементов здания, инженерных коммуникаций, номерного фонда и установленного в нем оборудования Зам. управляющего по тех. вопросам, инженер-технолог
Служба безопасности Обеспечивает безопасность постояльцев, охраняет имущество, принадлежащее гостям и сотрудникам гостиницы Охранники
Служба размещения и номерного фонда Обеспечивает быстрое и качественное размещение гостей, контролирует процесс заполнения номерного фонда, ведет учет и регистрацию постояльцев Администратор гостиницы, портье стойки размещения
  Встречает гостей, обеспечивает комфортное пребывание каждого гостя в гостинице, фиксируя все их просьбы и пожелания Консьерж - швейцар
  Содержание номерного фонда гостиницы в порядке и чистоте, следит за готовностью номеров к заселению, за оснащением и оборудованием в номерах во время и после пребывания гостей в номерах Горничные
  Обеспечивает оперативное поступление чистого белья в номера, стирает, утюжит и чистит белье, принадлежащее постояльцам гостиницы Кастелян
Служба приготовления пищи Работа включает полный цикл приготовления пищи Шеф-повар, повара, уборщик
Служба зала ресторана Несет ответственность за комфорт посетителей ресторана, обеспечивает оперативность приема заказа, следит за порядком Администратор зала, гардеробщик, официанты

 

В 2014 году среднесписочная численность работающих уменьшилась на 5 человек (табл. 2)

 


Таблица 4 Динамика среднесписочной численности работающих, чел.

Категория работающих     Изменение Темп роста
всего       124,2
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава)     -1 98,5
в том числе: администраторов        
менеджеров        
портье        
горничных       111,1
врачей       Х
среднего медицинского персонала        
работников спортивного комплекса     -3 89,3
Средняя численность внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера     -4 60,0
Прочие работающие       Х

 

Общая численность персонала увеличилась на 24,2%. Среднесписочная численность работников без внешних совместителей и работников несписочного состава уменьшилась на 1,5%. Наибольший прирост составила численность горничных на 11,1%, а наименьший у работников спортивного комплекса - 10,7%. Численность не списочного состава уменьшилась на 40%. Количество администраторов, менеджеров портье и среднего медицинского персонала не изменилось.

Среднесписочная численность работников по услугам спортивного комплекса уменьшилась по сравнению с 2013 годом, а по услугам размещения увеличилась по сравнению с 2013 годом.

Гостиница "Царская деревня" имеет четкую, иерархию менеджмента, в рамках которой все его члены занимают определенное место в соответствии со своим статусом.

В низшей части иерархии находятся люди, которые заняты непосредственно работой, к ним относится производственный персонал гостиницы, так называемые индивидуальные участники. Над ним возвышается многослойная пирамида менеджеров, в которой выделяют три уровня:

Менеджеры, руководящие деятельностью только отдельных сотрудников, они не контролируют деятельность менеджеров.

Менеджеры, управляющие работой других менеджеров, которые находят методы решения наиболее важных задач.

Менеджеры высшего звена, отвечающие за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития и внутренних ценностей гостиничного предприятия. Они ответственны перед руководством гостиницы.

Существует пять базовых операций в работе менеджеров, какой бы деятельностью в индустрии гостеприимства они не занимались:

Менеджер устанавливает цель, определенные конкретные задачи в каждой группе целей, делает их эффективными через сообщения их другим сотрудникам предприятия, чья работа необходима для достижения данных целей.

Менеджер выполняет организационную функцию, анализируя деятельность и принимая решения необходимые для достижения целей. Он группирует в организационную структуру и выбирает персонал для их выполнения.

Менеджер выполняет функцию анализа оценки и интерпретации результатов работы каждого сотрудника предприятия.

Менеджер поддерживает постоянную коммуникацию в коллективе, забывая про приемы мотивации.

Менеджер способствует росту людей, включая самого себя.

Ответственность за принятие общих управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но вмести, они имеют одну общую цель - удовлетворение потребностей клиентов.

Общие решения стратегического характера принимаются генеральным директором. Генеральный директор является посредником между владельцами предприятия и управляющим персоналом, с одной стороны и гостиничного предприятия с другой. Эта функция может быть охарактеризована как функция перевода общих задач в конкретные управленческие решения.

Кроме того, на генеральном директоре лежат решения задач связанных с общими направлениями деятельности предприятия, в том числе проведение финансовой политики.

Руководство высшего звена принимает решения, какую систему расчетов с клиентами использовать на предприятии. Но часть этих вопросов может быть передана на расширение нижестоящих управления, если на генерального директора возложено слишком много полномочий и обязанностей.

Также в дополнение к руководству высшего звена используют такую организационную форму, как исполнительный комитет, который состоит из руководителей главных функциональных подразделений (служб) гостиницы. В него входят руководители таких направлений, как размещение, питание, маркетинг (коммерческая служба), административно - хозяйственная работа. Каждый из руководителей за эти направления несет ответственность за решение стоящих перед ним задач.

Руководители среднего звена (руководители структурных подразделений), обладают полномочиями принятия оперативных решений в рамках своих подразделений.

Как уже было сказано выше, менеджмент как токовой, не имеет четкой иерархической системы управления.

Менеджмент в отеле выполняет четыре основные функции (планирование, организация, мотивация, контроль), без которых управление организации не будет осуществляться на должном уровне.

Помимо основных функций менеджмент имеет главную задачу, которая обеспечивает прибыльность, а значит эффективность работы всех подразделений. В 2014 году выручка от реализации увеличилась на 8900 тыс.р. (табл. 3)

 

Таблица 3 Динамика выручки от реализации, тыс. р.

Вид услуги     Изменение Темп роста
Доходы от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей)       114,3
в том числе: от продажи номеров       113,5
от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость номера/путевки (курсовки)       117,4

 

Выручка от продажи номеров увеличилась, а так же увеличилась выручка от продажи дополнительных услуг. Темп роста выручки от реализации опережает темп роста оказанных услуг на 0,8%. Темп роста выручки от дополнительных услуг не входящих в стоимость номера опережает темп роста оказанных услуг по продажи номеров на 3,9%. В отчетном году себестоимость услуг увеличилась на 19,4%, а именно на 10750 тыс. р. (табл. 4)

 

Таблица 4 Динамика себестоимости объема оказанных услуг, тыс.р.

Показатель     Изменение Темп роста
Полная себестоимость       119,4
Материальные затраты - всего       115,3
из них: работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями        
Затраты на оплату труда       115,6
Единый социальный налог       121,3
Амортизация основных средств       102,3
Прочие затраты       128,6
из них: обязательные страховые платежи        
представительские расходы        
налоги, включаемые в себестоимость (без ЕСН)        
оплата услуг сторонних организаций        
другие затраты       127,3

 

В 2014 году значительно увеличились по сравнению с прошлым расходы на материальные затраты (40%) и прочие затраты (28,6%). Также увеличились оплата услуг сторонних организаций на 29%, затраты на оплату труда на 15,6%, единого социального налога на 21,3%, амортизация ОС на 2,3%.

Чистая прибыль в отчетном году увеличилась на 29003 тыс.р.(табл. 5)

 

Таблица 5 Динамика прибыли предприятия, тыс.р.

Прибыль Пред. год Отчет. год Изменение Темп роста
Валовая прибыль        
Прибыль (убыток) от продаж       1258,33
Прибыль от финансовых операций        
Прибыль от прочих операций       163,04
Прибыль от внереализационных операций -600     -41,67
Прибыль до налогообложения       919,41
Чистая прибыль (убыток)       988,84

 

Валовая прибыль в отчетном году увеличилась всего на 988,84%, прибыль до налогообложения увеличилась на 919,41%, прибыль от финансовых операции возросла на 100%, от продаж - на 1258,33%. А вот прибыль от внереализационных операций уменьшилась на 58,33,5%. А по прочим операциям в прошлом году получили всего 460 тыс. р., а в отчетном понесли убытки в размере 750 тыс.р..

Прибыль до налогообложения в отчетном году снизилась на 382 тыс. р.(табл. 6)


Таблица 6 Влияние факторов на изменение прибыли, тыс. р.

Показатель 2013г 2014г Изменение Влияние
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)       114,3
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг       103,2
Коммерческие расходы       113,2
Управленческие расходы     -7300 40,7
Прочие доходы и расходы: Проценты к получению        
Проценты к уплате        
Доходы от участия в других организациях       Х
Прочие операционные доходы       148,5
Прочие операционные расходы        
Внереализационные доходы        
Внереализационные расходы     -400  
Прибыль (убыток) до налогообложения       107,9

 

На увеличение положительное влияние оказали уменьшение управленческих, увеличение процентов к получению, увеличение внереализационных доходов.

В отчетном году рентабельность предприятия в целом уменьшилась, а рентабельность продаж наоборот увеличилась (табл. 7)

 

Таблица 7 Динамика рентабельности предприятия, проц.

Показатель Пред. год Отчет. год Изменение
Рентабельность продаж 1,93 21,27 19,34
Рентабельность услуг 2,93 35,70 32,77
Рентабельность предприятия 4,54 39,54 35,00
Рентабельность собственных средств 16,40 160,53 144,13

 

В отчетном году рентабельность продаж увеличилась на 19,34, рентабельность услуг и рентабельность предприятия и собственных средств также увеличилась.

Прирост нематериальных активов составил 400%. Дебиторская задолженность (платежи после 12 месяцев) увеличились на 326,92%. Рост внеоборотных активов составил 2,45%. Стоимость имущества изменилась на 2066 тыс.р., следовательно потенциал предприятия увеличился. В относительном выражении прирост составил 5,51%, что больше темпа роста выручки. Также потенциал предприятия увеличился за счет роста собственных средств (на 900тыс.р.) и увеличения краткосрочных заемных средств (на 1239тыс.р.).

Доля основных средств уменьшилась на 0,92%. Доля оборотных активов увеличилась на 2,10%. Доля долгосрочных заемных средств в общей структуре сократилась на 0,37%, но зато краткосрочных - увеличилась на 1,45%.

Таким образом, как показывают результаты анализа деятельности гостиницы "Царская деревня" финансовое положение недостаточно устойчивое для прибыльного функционирование и необходимо принимать меры по развитию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: