Анализ туристской инфраструктуры Московской области




 

Московская область занимает особое место на туристском рынке России, она обладает:

-абсолютно высокой плотностью и концентрацией памятников культурного наследия, из которого 200 объектов показа занесены в реестр памятников ООН, дающей неограниченные возможности для экскурсионной деятельности;

мощным научным потенциалом (многочисленные университеты, академии, учебные, научно-исследовательские и проектные институты, научные центры), являющимся основой для научного конгрессного туризма;

крупнейшим центром Православной Церкви, что обеспечивает развитие религиозного туризма;

скоплением разнообразных промышленных предприятий и деловых центров, определяющих широкие возможности для делового туризма;

достаточно благоприятными природными условиями для организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов специализированного туризма;

плотной рекреационной сетью (свыше 1000 учреждений отдыха и более 4000 туристских фирм);

лучшей транспортной обеспеченностью в России (11 крупнейших железнодорожных и 15 автомобильных магистралей, 4 гражданских аэропорта, 3 из которых соответствуют международным стандартам, 2 речных порта);

-крупным ресторанно-гостиничным хозяйством (более 45 тыс. гостиничных мест в Москве, существенно обновленных в последнее время и 2490 мест в гостиницах и мотелях области);

большими трудовыми ресурсами, которые после соответствующей профессиональной подготовки могут быть привлечены к работе в туристской сфере;

большим количеством учебных заведений, занимающихся подготовкой туристских кадров во главе с Российской международной академией туризма.

К этому надо добавить центральное геополитическое положение региона (зона социокультурной и экономической конвергенции) и относительную политическую стабильность в нем, стремительное развитие Москвы как одной из крупнейших туристских столиц мира, центра деловой активности, социально-экономическую подготовленность территории для интенсивного ведения хозяйства на основе предпринимательства.

Анализируя состояние рекреационной сети Московской области, отметим, что в советский период Московская область располагал самой развитой рекреационной сетью в стране, которая была представлена следующими типами учреждений:

-предприятиями лечебно-оздоровительного отдыха (санатории, санатории-профилактории);

туристскими предприятиями (туркомплексы, турбазы, мотели, кемпинги, дома рыбаков и охотников, дома отдыха и пансионаты, базы отдыха);

-конноспортивными школами и пр;

домами творчества;

детскими оздоровительными учреждениями (пионерские лагеря и

выездные детские сады, центры и станции детского и юношеского туризма);

-дачной рекреацией (индивидуальные дачи, сельские дома, купленные горожанами, дачные кооперативные поселки, садово-огороднические товарищества, коттеджные поселки горожан).

Колоссальное культурное наследие и развитая социокультурная инфраструктура позволяли широко развивать экскурсионную деятельность. Область располагает большим штатом прекрасно подготовленных музейных работников.

В Московской области активно функционировали различные виды транспортного туризма: в Москве начиналось самое большое число речных маршрутов в стране. Ежегодно Московский областной совет по туризму и экскурсиям отправлял несколько десятков экскурсионных поездов в различные концы страны. Многочисленные туристы прибывали в Московскую область из других республик и областей Союза и стран дальнего зарубежья.

Начавшаяся перестройка разрушила рекреационную систему региона. Лишившись государственных инвестиций, многие рекреационные учреждения прекратили свое существование или стали работать с неполной нагрузкой. К 2008 г. число мест в учреждениях сократилось в 2 раза. Особенно пострадали детские оздоровительные учреждения (бывшие пионерские лагеря, выездные дачи яслей и детских садов). В настоящее время трудно сказать, сколько рекреационных учреждений осталось в - действительности, так как ни Госкомстат, ни Администрация области не располагает. Проблема осложняется тем, что 85% учреждений принадлежит различным ведомствам и только 15% учреждений имеет централизованное подчинение.

Выборочные обследования рекреационных учреждений позволяют сделать вывод о том, что современное состояние рекреационного хозяйства Подмосковья следует признать неудовлетворительным:

-наблюдается сокращение рекреационной сети за счет консервации многих предприятий отдыха с последующей сменой функционального использования их земельных участков и строений;

-"вымывание" дешевых услуг и общий рост цен на путевки;

физическое и моральное старение материальной базы рекреационных учреждений;

отсутствие реальной экономической помощи по поддержанию рекреационных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности, при сохранении за ведомством права собственности на имущество этих предприятий, что лишает последних возможности поиска инвестора;

обнищание и низкая загрузка учреждений Москурорта, сохранивших централизованное подчинение профсоюзам;

отсутствие единого туроператора, работающего по - координации загрузки подмосковных учреждений отдыха.

Характеризуя современное состояние туристских учреждений, следует отметить, что к началу перестройки в Подмосковье функционировало 260 пансионатов и домов отдыха, 250 ведомственных баз отдыха, 40 турбаз, кемпингов и мотелей, несколько домов творчества и сеть баз рыбаков и охотников. Общее число мест в туристских учреждениях превышаю 500 тысяч.

Наибольшая концентрация туристских предприятий отмечалась в ближнем Подмосковье в радиусе одночасовой доступности. Пансионаты, дома и базы отдыха располагаюсь наиболее плотно вдоль рек Москвы, Клязьмы, Пахры и по побережьям водохранилищ Канала им. Москвы. Особняком сложилась зона отдыха на юге области по р. Оке.

Охотничьи базы располагались преимущественно по окраинным районам области, имеющим лучшие охотничьи угодья. Особенно много отмечалось их на северо-западе области. Дома рыбаков были приурочены к водохранилищам (Можайскому, Рузскому, Истринскому, Клязьминскому) и Великим Шатурским озерам.

Пансионаты и дома отдыха характеризовались различной вместимостью от 40-50 мест до 1000 и более. Среди них самыми крупными были Клязьминский пансионат и турцентр в Звенигороде.

Многочисленные ведомственные базы отдыха, как правило, имели небольшую вместимость 50-100 мест, располагали очень ограниченной материальной базой и эксплуатировались преимущественно в летний период.

В период перестройки резко сократилась сеть туристских учреждений. Многие предприятия и ведомства оказались не в состоянии поддерживать принадлежавшие им дома и базы отдыха.

В настоящее время мы имеем очень пеструю картину в сети туристских учреждений. Так благоустроенный дом отдыха "Красная гора" простаивает уже более 6 лет, пансионат "Тучково" работает с очень низкой загрузкой, а принадлежавший тому же Министерству экономики дом отдыха "Вороново" имеет почти 100% загрузку, расширяет и модернизирует свою материальную базу.

Ряд туристских учреждений стали сдавать свои помещения под общежития строителей или другие нужды. В отличие от них дома отдыха и пансионаты, в которых оказалось более предприимчивое руководство, стали искать пути по оснащению своих предприятий новыми привлекательными услугами.

Больше всего пострадала система детского отдыха в Подмосковье. Ранее в регионе детскому отдыху уделялось очень большое внимание: было организовано 1100 лагерей и 540 выездных детских садов и яслей. Сейчас трудно сказать, сколько учреждений детского отдыха сохранилось в области, так как предприятия сведения о них не дают, а помещения и территории сдают в наем под складские и иные нужды. Это ставит вопрос о необходимости инвентаризации детских оздоровительных учреждений.

Анализ состояние туристской инфраструктуры показал, что, несмотря на то, что по сравнению с другими территориями России Московская область характеризуется наиболее развитой инфраструктурой, уровень ее для туризма недостаточен. Отмечается существенная нехватка предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, которые за последние годы в разных районах области сократились в 2-3 раза и в среднем составляют всего 4 предприятия на 10 тыс. жителей.

Переход на рыночные отношения и почти поголовная приватизация малых предприятий, не привели к оживлению в сфере обслуживания. Сказывается значительный износ (от 40 до 70%) основных фондов в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, достигающий максимальных величин в частных предприятиях. В результате за последние 6 лет произошло снижение розничного товарооборота на 55-60%.

Для развития местного туризма особое значение имеет состояние автомобильных и железных дорог. Автодороги даже федерального значения не соответствуют по качеству мировым стандартам. В пределах "Золотого Кольца" на Горьковском и Ярославском шоссе протяженность участков с удовлетворительным состоянием по прочности и ровности покрытия варьирует от 26 до 56% соответственно.

Автомобильные трассы недостаточно оборудованы объектами сервиса. Обеспеченность дорог бензозаправками составляют 60% от норматива, станциями техобслуживания - 30%, пунктами питания - 50%, туалеты, необходимые для туристов, практически отсутствуют.

Качество дорог не отвечает условиям безопасности. Большинство автомагистралей испытывают значительную перегрузку (например, Горьковское шоссе в 1,3 раза), особенно в выходные летние дни, когда большинство москвичей отправляются загород: пробки на дорогах стали постоянной реальностью.

Не все памятники природного и культурного наследия Подмосковья доступны для показа из-за отсутствия хороших местных дорог. В период межсезонной распутицы по ряду дорог невозможно проехать даже в места отдыха. Осложняет отдых населения и сокращение автобусного парка в области на 10%. Из-за плохого состояния подвижного состава сокращается выпуск автобусов на линию, часты отмены маршрутов к традиционным местам отдыха и историческим достопримечательностям.

Крайне мало комфортабельных туристских автобусов. Практикующие частные автобусы, обслуживающие экскурсии, обычно ниже установленных требований. Туристские автобусы, соответствующие мировым стандартам, слишком дороги для местных туристских маршрутов.

На всех автодорогах практически отсутствует система аварийновыездной связи, необходимой для обеспечения безопасности туристов.

Для самодеятельного туризма и дачников основным транспортом остается электричка. За последние годы техническое состояние железнодорожных путей и подвижного состава резко ухудшилось, а стоимость проезда - выросла. В летнее время для перевозки пассажиров применяют вагоны с истекшими сроками службы. Как и на шоссейных дорогах, отмечается инфраструктурная необустроенность железнодорожных путей: большая часть железнодорожных станций не имеет залов ожидания, кафе, киосков, приличных туалетов.

Авиация в Московском регионе для целей туризма используется крайне ограниченно. Хотя почти все аэродромы расположены на территории области, и именно через них проходят основные вылеты российских туристов за рубеж, область никакой компенсации за это не получает, испытывая значительное ухудшение экологической обстановки из-за химического и шумового загрязнения окрестностей.

Зона воздушного авиационного шума в Московской области распространяется на 5% территории области, наиболее дискомфортны - Люберецкий, Ленинский, Химкинский, Домодедовский, Раменский, Наро- Фоминский районы Для туристского обслуживания населения можно не учитывать дискомфортные по шуму территории, в том случае, когда они пересекаются маршрутами, т.е. пребывание в них эпизодическое. Однако размещение стационарных туристских объектов в зоне шумового дискомфорта нежелательно.

Малая авиация в области практически перестала существовать, но сохранилась аэродромная инфраструктура малых аэродромов, которую можно приспособить для туристских целей. Малые аэродромы можно использовать для полетов туристов на воздушных шарах и аэростатах, вертолетах и маломестных туристских самолетах. Подобную продукцию начинает выпускать Луховицкий авиационный завод, который по конверсии перешел на изготовление разнообразного туристского снаряжения и оборудования. При оживлении туристской деятельности в качестве международных аэродромов могут быть задействованы и военные аэродромы.

Неудовлетворительно в области развита и связь. На крайне низком уровне, особенно в сельской местности, находится почтовое обслуживание. Недостаточна и устарела телекоммуникационная сеть. Гостиницы области, как правило, не обеспечены средствами междугородней связи. В туристских учреждениях не везде имеется междугородняя и международная связь. Не получили еще широкого распространения радиотелефонная и сотовая связь с подвижными объектами.

Плохо обеспечивается прохождение современной документальной связи (телексы, телефаксы и пр.), что снижает предпринимательскую активность из-за информационной изолированности региона.

Без решения вопроса современного телекоммуникационного обеспечения всех районов области быстрое развитие туризма невозможно.

Московская агломерация является одним из самых крупных в мире высокоурбанизированных районов с относительно малонарушенной и незагрязненной природной средой, тем не менее, загрязнение атмосферного воздуха выше предельно допустимых концентраций (ПДК) наблюдается над Москвой, Подольском, Клином, Каширой и рядом других городов, на отдельных территориях Ленинского, Люберецкого, Балашихинского, Ногинского и др. районов. В зоне загрязнения воздуха проживает более 2/3 населения гор. Москвы и Московской области.

Ежегодно в окружающую среду поступает 2 млн. тонн минеральных удобрений, 3,7 млн. тонн помета, 9,3 млн. тонн навоза, 3 тыс. тонн пестицидов. Отдельно стоят промышленные выбросы и выбросы энергоустановок и транспорта. Растительность Московской области ежегодно поглощает 10-11 млн. тонн углекислого газа и вырабатывает 9-10 млн. тонн кислорода, на залесенных территориях в 2-3-х километровой зоне от источников загрязнения атмосферный воздух очищается ниже ПДК. Анализ показал, что переход к рыночным отношениям, общехозяйственный хаос, правовой беспредел пагубно отразились на рекреационной системе Подмосковья: богатейшие туристские ресурсы области остаются невостребованными и во многом разрушаются. Это касается как природного потенциала, так и культурного наследия. Особенно опасным представляется тот факт, что до сих пор не произведено резервирование ценных природных местностей. Плата за пользование природными ресурсами не взимается, средства на их восстановление не выделяются, что ведет к их истощению.

Наиболее ценные природные ландшафты стремятся использовать не по назначению:

-в наиболее живописных участках Подмосковья, начинают возводиться коттеджные постройки и садоводческие товарищества (например, уникальная долина реки Волгуши, ранее выделенная в курортную зону);

происходит захват территории исторических ландшафтов даже тех, которые отнесены к природно-историческому заказнику "Верхняя Москва- река" (окрестности Архангельского и водоохранной зоны водохранилищ, выделенные для кратковременного пляжнокупального отдыха жителей);

некоторые организации, стремясь получить заказы, не гнушаются фальсификацией сведений о природной среде, которую они планируют уничтожить

Экологическая обстановка в Московской области по сравнению со многими промышленными регионами России оценивается как относительно благоприятная, однако с позиций туризма в ней далеко не все благополучно.

Общий уровень загрязнения природной среды в последние годы сократился в связи со спадом производства за исключением придорожных зон, загрязнение которых увеличилось в связи с резким ростом парка автомашин.

Серьезной экологической проблемой для Подмосковья является истощение водных ресурсов, нарушение гидрологического режима рек и водоемов, обмеление большинства водотоков. Это пагубно отразилось на обеспечении питьевой водой рекреационных объектов, особенно садоводачных поселков, где строительство шахтовых колодцев стало в ряде в ряде случаев невозможно. Обмеление рек сократило возможности использования их для водного туризма, перестали существовать маршруты, которые проходили по рекам Ламе, Сестре и другим.

Несмотря на имеющееся законодательство и принимаемые меры значительно загрязнены реки ниже г. Москвы - Клязьма, Пахра, Нерская, Искорка, Яуза, Ока (ниже г. Коломны) и др. относительно менее загрязнены водоемы западного и северного секторов Подмосковья.

Особо неблагоприятное положение складывается с малыми реками и озерами и прудами, имеющими низкую самоочищающуюся способность.

При формировании рекреационной системы области экологический фактор не принимался изначально во внимание. Наибольшая плотность рекреационных учреждений отмечается в ближайших к столице районах в радиусе одночасовой доступности. В результате большинство объектов туризма оказалось в зоне экологического риска, что ставит вопрос об их выносе в более чистые окраинные районы Подмосковья.

При организации зон отдыха не учитывалась рекреационная емкость территории, приводящая к экологической деградации ландшафтов под влиянием чрезмерной рекреационной нагрузки.

Экологическим неблагополучием характеризуются и непосредственно территории самих рекреационных объектов, которые загрязняются деятельностью туристских учреждений. Проектирование предприятий отдыха имело существенные недостатки: почти повсеместно хозяйственные зоны оказались включенными в рекреационные зоны, что приводило к нивелированию оздоровительного эффекта от пребывания отдыхающих на природе.

В туризме чрезвычайно важно, какое общее впечатление о стране остается у приезжающих в нее туристов. Это касается состояния природных комплексов. Важнейшим элементом культуры народа является умение жить на земле, оставляя ее в более пригодном виде для жизни следующих поколений. К сожалению, территория области, ее лесные и сельскохозяйственные угодья, улицы городов и поселков свидетельствуют о падении общей экологической культуры населения.

Очевидно, что духовное обнищание последних лет пагубно отразилось на состоянии той среды, что нас окружает. Сиюминутная выгода, равнодушие, потеря эстетического чувства приводят к варварскому отношению к природе, люди привыкают жить в окружении стихийных свалок и не замечают, как быстро меняется облик Подмосковных пейзажей, которые с каждым годом становятся все менее привлекательными как для местных, так и для иностранных туристов.

Подводя итог, необходимо отметить, что рекреационные ресурсы изучены на территории Московской области недостаточно полно. Теоретически они оценены по всей территории области, однако, для решения вопроса об организации конкретных рекреационных учреждений и построения всей рекреационной системы в целом этого недостаточно. Требуется обследование территории с выделением конкретных площадей под освоение.

При разработке планов по развитию туризма Московской области обследование проведено не достаточно полно. В результате рекреационные ресурсы большей части окраинных районов области так и остались необследованными. Общее количество перспективных участков, выделенных под рекреационное освоение в целом по области крайне недостаточно и не сможет в будущем решить проблему развития туризма в Подмосковье. Одним из затруднительных моментов является то, что они изучались различными авторами, представителями различных школ и их результаты не всегда могут быть сопоставимы. В методиках и подходах не было единообразия.

Туристский потенциал Московской области наиболее ярко выражен в северном, юго-западном, западном, северо-западном территориальных секторах области.

Важнейшими составляющими культурного достояния территории, базовыми ресурсами культурной деятельности являются объекты историкокультурного наследия - памятники; организации (учреждения) культуры; кадры (работники культуры и искусства). По сумме этих показателей Московская область занимает третье место (после Москвы и Петербурга) среди субъектов Российской Федерации.

Московская область отличается очень высокой степенью концентрации историко-культурных памятников. В расчете на 1 тыс. кв. км территории приходится 138 памятников, в то время как в среднем по России всего 4 памятника.

В общем количестве историко-культурных памятников основную долю

- 67,7% - составляют памятники архитектуры и градостроительства; памятники археологии составляют около 21%; доля памятников истории - 10,7%; памятников монументального искусства - 0,6%.

Сегодня на территории Московской области насчитывается 5825 объектов исторического и культурного наследия - это около 5% всех памятников истории и культуры Российской Федерации. По типологической принадлежности в составе общего объема памятников насчитывается: 2899 объектов градостроительства и архитектуры, 22 объекта искусства, 378 объектов истории и 116 объектов археологии.

На территории области находятся 320 усадеб разной степени сохранности с их охранными зонами и прилегающими историкокультурными ландшафтами.

Дворцово-парковые и усадебные ансамбли связаны визуальными коридорами и панорамными видами с ландшафтным окружением и определяют функциональное назначение, статус, характер освоения, использования и развития значительных территорий. Большинство усадеб расположено на берегах рек и водоемов, и, таким образом, привязано к природно-экологическому каркасу. Эти территории являются ключевыми территориями историко-культурного каркаса.

В Московской области осуществляют свою деятельность 83 музея (включая выставочные залы, картинные галереи, музейно-выставочные центры), в том числе 4 федеральных, 12 областных, подведомственных Министерству культуры Московской области, и 67 муниципальных. Ежегодно музеи Московской области посещают около 2,3 млн. человек, из них около 452,3 тыс. - школьники.

Московская область исторически является центром Русской Православной церкви, на ее территории расположено более 1000 монастырей и церквей.

В Московской области в местах традиционного бытования сосредоточены организации народных промыслов.

Традиционные художественные промыслы области являются уникальными и включают организации, которые могут показать не только процесс изготовления изделий, но и ассортиментные кабинеты, где сосредоточены коллекции изделий, сложившиеся на протяжении десятилетий.

На долю Московской области приходится около 20% всех туристических ресурсов страны, ежегодно здесь отдыхают около 2 млн. человек и на этом рынке работают более 250 туристских компаний. Эти показатели сопоставимы с данными Краснодарского края, который традиционно считается одним из курортных центров России. Можно отметить, что основные места расположения гостиниц в Московской области на севере, северо-западе и западе региона. Большое количество рекреационных объектов находится в окрестностях Звенигорода, Рузы, Наро- Фоминска, а также Дмитрова.

По официальным данным, в настоящее время на рынке санаторнокурортных и гостиничных услуг в Московской области работают около 170 комплексов, количество номеров - более 15 тыс., количество одновременных посетителей может достигать 34 тыс. чел. На рынке гостинично-санаторных услуг наблюдается парадоксальная ситуация: курортов с уровнем обслуживания 4-5 звезды всего около 10% от общего числа объектов. Вместе с тем, около половины всех гостиничных объектов представляют собой низкоклассные (1 -2 звезды) постсоветские дома отдыха и пансионаты. При этом, по оценкам экспертов, среднегодовые показатели загруженности превышают 60% - что является очень высоким показателем для сектора высококлассных услуг.

Основной проблемой формирования туристкой системы Подмосковья становится удовлетворение потребностей в различных видах и формах туризма при сохранении природного и историко-культурного комплекса. При решении этой проблемы особое значение приобретает определение места туристских территорий в общей системе функционального зонирования, выявление и резервирование туристских ресурсов и их рациональное использование.

Для Московской области характерна пространственная неравномерность туристской деятельности, которая определяется как потенциалом территории, так и отношением к освоению этого потенциала организаторов туризма.

Анализ состояния туристской инфраструктуры показал, что, несмотря на то, что по сравнению с другими территориями России Московская область характеризуется наиболее развитой инфраструктурой, уровень ее для туризма недостаточен. Отмечается существенная нехватка предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, которые за последние годы в разных районах области сократились в 2-3 раза и в среднем составляют всего 4 предприятия на 10 тыс. жителей. Автомобильные трассы недостаточно оборудованы объектами сервиса. Обеспеченность дорог бензозаправками составляют 60% от норматива, станциями техобслуживания - 30%, пунктами питания - 50%, туалеты, необходимые для туристов, практически отсутствуют. Качество дорог не отвечает условиям безопасности. Большинство автомагистралей испытывают значительную перегрузку (например, Горьковское шоссе в 1,3 раза), особенно в выходные летние дни, когда большинство москвичей отправляются загород: пробки на дорогах становятся постоянной реальностью.

Не все памятники природного и культурного наследия Подмосковья доступны для показа из-за отсутствия хороших местных дорог. В период межсезонной распутицы по ряду дорог невозможно проехать даже в места отдыха. Осложняет отдых населения и сокращение автобусного парка в области на 10%. Из-за плохого состояния подвижного состава сокращается выпуск автобусов на линию, часты отмены маршрутов к традиционным местам отдыха и историческим достопримечательностям.

Крайне мало комфортабельных туристских автобусов. Практикующие частные автобусы, обслуживающие экскурсии, обычно ниже установленных требований. Туристские автобусы Голицинского завода, соответствующие мировым стандартам, слишком дороги для местных туристских маршрутов.

На всех автодорогах практически отсутствует система аварийновыездной связи, необходимой для обеспечения безопасности туристов.

Для самодеятельного туризма и дачников основным транспортом остается электричка. За последние годы техническое состояние железнодорожных путей и подвижного состава резко ухудшилось, а стоимость проезда - выросла. В летнее время для перевозки пассажиров применяют вагоны с истекшими сроками службы. Как и на шоссейных дорогах, отмечается инфраструктурная необустроенность железнодорожных путей: большая часть железнодорожных станций не имеет залов ожидания, кафе, киосков, приличных туалетов.

Авиация в Московском регионе для целей туризма используется крайне ограниченно. Хотя почти все аэродромы расположены на территории области, и именно через них проходят основные вылеты российских туристов за рубеж, область никакой компенсации за это не получает, испытывая значительное ухудшение экологической обстановки из-за химического и шумового загрязнения окрестностей.

Зона воздушного авиационного шума в Московской области распространяется на 5% территории области, наиболее дискомфортны - Люберецкий, Ленинский, Химкинский, Домодедовский, Раменский, Наро- Фоминский районы. Для туристского обслуживания населения можно не учитывать дискомфортные по шуму территории, в том случае, когда они пересекаются маршрутами, т.е. пребывание в них эпизодическое. Однако размещение стационарных туристских объектов в зоне шумового дискомфорта нежелательно. В туристском отношении крупные аэропорты (Шереметьево, Домодедово, Внуково) обустроены слабо. Учитывая постоянное скопление в них народа, частое вынужденное длительное ожидание отложенных рейсов, целесообразно организовать в ближайшей окрестности всевозможные предприятия зрелищной и развлекательной туристской индустрии.

Неудовлетворительно в области развита и связь. На крайне низком уровне, особенно в сельской местности, находится почтовое обслуживание. Недостаточна и устарела телекоммуникационная сеть. Гостиницы области, как правило, не обеспечены средствами междугородней связи. В туристских учреждениях не везде имеется междугородняя и международная связь. Не получили еще широкого распространения радиотелефонная и сотовая связь с подвижными объектами.

2.3 Анализ деятельности практиканта в гостинице "Царская деревня"

 

В должности администратора практикант изучал особенности системы управления гостиницей. Компьютерные системы в гостинице состоят из оборудования и программного обеспечения. В гостинице "используется компьютерная система на базе персональных компьютеров, объединенные в сети и позволяющие при минимуме занимаемого объема создать мощную программную поддержку. В отеле используются адаптированные к определенному характеру деятельности компьютерные программы, позволяющие решать сложные проблемы сбора и сортировки информации, отработки поступающих по различным каналам данных и оказания содействия руководству в принятии оперативных и стратегических решений.

В гостинице "Царская деревня" используется самая популярная система управления гостиницей Fidelio (FIDELIO HOTEL MANAGEMENT SYSTEM). Fidelio представляет собой полностью интегрированный пакет программного обеспечения, предназначенный для максимального повышения эффективности работы гостиницы. Функционально комплекс состоит из нескольких модулей:

бронирование,

управление блоками (создание, просмотр, анализ блоков комнат),

управление тарифами (просмотр, изменение, оптимизация),

пакетирование услуг (конфигурирование, реализация, отслеживание, предоставление услуг, расчеты и т. п.),

регистрация и выписка гостей, администратора (отображение статусов комнат, поэтажных планов, генерация отчетов),

консьержки и подготовка отчетов.

Система FIDELIO обладает высокой гибкостью и универсальностью. Благодаря тому, что пользователь имеет возможность выполнения собственных определений, система Fidelio может быть легко адаптирована в соответствии с любым классом и размером гостиницы. Ниже приводятся основные элементы, обеспечивающие гибкость и универсальность системы:

Блок раскраски экрана (Screen Painter)

Генератор отчетов (Report Generator)

Определяемые пользователем меню отчетов

Определяемая пользователем ночной аудит

Определяемые пользователем пиктограммы

Различные параметры установки

Неограниченные уровни защиты.

Стандартный и удобный для пользователя интерфейс системы Fidelio позволяет служащим гостиницы быстро научиться пользоваться этой системой. Простота использования программного обеспечения является важным инструментом организации данной системы.

В целом менеджмент в гостинице "Царская деревня" можно охарактеризовать как перспективный. Отлаженная, четкая система работы персонала и подразделений отеля обеспечивает приток клиентов.

В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности можно выдвинуть следующие мероприятия:

организация эффективной рекламной кампании;

повышение мотивации сотрудников;

внедрение новых услуг.


Заключение

 

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования. Эффективное использование составляющих элементов инфраструктуры дает положительные темпы роста макро - и мезоэкономических показателей не только экономики страны, но и отдельных регионов.

Основным инструментом развития туризма в Российской Федерации в настоящее время являются федеральные и региональные социально-экономические программы, преимущество которых заключается в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, финансовых, структурно-организационных, технических и других проблем. Такие программы развития туристской отрасли не вписываются в рамки отдельных министерств, ведомств или региональных административных органов. Управление ими, координация и контроль совместной деятельности большого числа разрозненных предприятий и учреждений могут быть эффективными и рациональными только на основе системного программно-целевого принципа.

Выделение на территории Российской Федерации (РФ) зон, различающихся по уровню развития инфраструктуры туризма, требует решения методических вопросов, основным из которых является выбор базового определения инфраструктуры, использование которого позволяет получить не только качественные, но и количественные характеристики ее составляющих, сопоставимых по субъектам РФ.

В процессе практики были выявлены характерные черты инфраструктуры туризма Московской области.


Список литературы

 

1. ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. N 164)

2. ГОСТ Р 50690-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.

. ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

. ГОСТ Р 50644-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов

. Положение о лицензировании турагентской деятельности от 11 февраля 2002 г. № 95.

6. Федеральный закон № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.06.2008 г.) - Новосибирск: Издательство Сибирского университета, 2008. - 28 с.

7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. - Издание 7-е, переработанное и дополненное. - СПб.: "Невский Фонд" - "Издательский домГерда", 2004. - 448 с.

8. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2009.

9. Гостиничный и туристический бизнес /Под ред. А. Д. Чудновского. - М.: Тандем - издательство Эксмос, 2008.

. Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. - М.: Нолидж, 2006.

11. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник / Н.А. Зайцева. М.: "Академия", 2007.

12. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм: Монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 288 с.

13. Ильина Е. Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учеб. для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 2008.

14. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 2008.

. Косманёв А.Л. Подходы к определению туристской инфраструктуры // Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 октября 2009 г. - Томск, 2009. - С. 43-45.

. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 422 с.

. Менеджмент туризма: Учеб. для студентов / Авт. сост. И. В. Зорин. - М.: РМАТ, 2009.

. Сенин В.С. Организация Международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.

. Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 2009.

20. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес. - М., 2008.

. Азар В. Структурная перестройка туристского рынка России// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. №3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: