Становление личности героя




Колядин Виктор Иванович – родился 2 июня 1922 года в поселке Рудник Голубовский (ныне Кировск) на Луганщине.

Родился в семье простого рабочего-шахтёра. Детство было трудным, как у многих в молодой, только начинающей становиться на ноги после гражданской войны стране. Это были яркие годы становления индустриализации, покорения Арктики, мощного строительства. Закончились войны, наступила мирная жизнь, И конечно, как любой мальчишка он восхищался подвигами героев и мечтал о том, что станет настоящим офицером, посвятит свою жизнь служению Родине и обязательно совершит подвиг. Он мечтал о небе. Молодая советская авиация делала первые яркие шаги в истории, весь мир знал о подвигах Советских летчиков. За спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа «Челюскин» Золотую звезду №1 получил летчик Анатолий Ляпидевский. звания Героев Советского Союза получили семь летчиков: Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США экипажа Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова – эти имена были у всех на слуху. Мальчишка все чаще задумывался, какие качества он должен воспитать в себе, чтобы стать настоящим летчиком. Конечно мужество, конечно упорство, стойкость, верность выбранным идеалам и обязательно стремление учиться.

В начале 1930-х годов семья Виктора Ивановича Колядина переехала в город Кадиевка (теперь г. Стаханов Луганской области). Там окончил 8 классов школы № 4 и чтобы осуществить свою мечту в 1937 году поступил в Кадиевский аэроклуб, в 1938 году окончил его. С декабря 1938 года – нелегкая, но почетная и главное формирующая лучшие качества человека служба в Красной Армии. В июне 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Об это свидетельствую сухие строки личной летной книжки, которая хранится в школьном музее. Ежедневные записи о тяжелой каждодневной летной работе. Начал войну лётчиком 289-го бомбардировочного авиационного полка на Юго-Западном фронте, в его составе выполнил 15-20 боевых вылетов на ближнем бомбардировщике Су-2.

В августе 1941 года ввиду полной утраты материальной части полк был расформирован, и после пребывания в запасном авиационном полку Колядин в сентябре 1941 года был зачислен лётчиком в формирующийся 597-й ночной лёгкий бомбардировочный авиационный полк. С марта 1942 года воевал в составе этого полка на Северо-Западном фронте.

На биплане У-2 выполнил 350 боевых вылетов, участвовал в боях против Демянской группировки противника.

На фронтах Великой Отечественной войны Колядин В.И. с марта 1942 года. В составе 597-го авиационного полка лёгких бомбардировщиков совершил три с половиной сотни боевых вылетов на Су-2 и У-2. С марта 1942 года воевал командиром звена, с сентября 1942 - заместителем командира авиационной эскадрильи.Кроме бомбежки фашистов, отважный летчик вел авиаразведку, забрасывал ночью разведчиков на вражескую территорию, возил партизан и продукты для них, вывозил раненых, разбрасывал листовки. Не раз он возвращал самолет на свой аэродром с пробоинами на крыльях и фюзеляже.

Сын кировского горняка, 19-летний летчик Виктор Колядин с первых же боевых вылетов в 597-м полку легких бомбардировщиков проявил высокое мастерство. Задания бывали разные: то ли бомбежка вражеских целей, то ли разведка. Командир всегда был уверен, что Виктор с успехом выполнит любую задачу.

Под Старой Руссой немцы навели переправу через реку. Каждую ночь на восточный берег через хорошо замаскированный мост переправлялись орудия, бронетранспортеры. Многие летчики безуспешно пытались засечь его координаты. Старшему сержанту Колядину это удалось. Он сбросил несколько бомб. Обломки переправы всплыли на поверхность воды.

Как-то, выйдя из очередного боя, Колядин привел на аэродром буквально весь изрешеченный У-2.

— Меняй коня, лейтенант! — сказал ему командир полка, показывая на эскадрилью новеньких Як-1.

— Выбирай любой.

Однажды звено истребителей старшего лейтенанта Колядина получило задание разведать вражеский аэродром западнее Риги. По всему чувствовалось — аэродром большой. Оттуда немецкие самолеты каждый день совершали массовые налеты на советские войска, освобождающие Белоруссию и Прибалтику. Командир звена решил выйти на цель со стороны Балтийского моря. Лететь пришлось в густых облаках, поэтому не заметили, как к каждому «ястребку» пристроилось по нескольку «фокке-вульфов». Вражеские истребители образовали своеобразный коридор и вели Яки к своему аэродрому.

— Что будем делать, командир? — запрашивают ведомые.

— Включайте фотоаппараты! — приказал Колядин. А через минуту скомандовал:

— Выпустить шасси!

Скорость «ястребков» сильно замедлилась, и немецкие истребители проскочили мимо. Показались окраины Риги. Яки ринулись вниз и оторвались от своих преследователей. В штаб Колядин доставил фотоснимки, запечатлевшие аэродром гитлеровцев.

Фюзеляж самолета капитана Колядина украшала 21 красная звездочка. Каждая обозначала сбитый вражеский самолет. А сколько их он уничтожил на земле!

Летом 1943 года Виктор Иванович прошёл переобучение на истребители Як-1 и ЛаГГ-3 в запасном авиационном полку в посёлке Максатиха Калининской области. Летчик Колядин очень хотел летать на истребителе, в 1943 году обучился на самолёт Р-39 «Аэрокобра» и в 22 года стал командиром эскадрильи 68-го гвардейского истребительного авиационного полка. Отличился в Белорусской и Восточно-Прусской военных операциях. В бою над Ригой его самолет был зажат шестёркой немецких асов, пытавшихся посадить его на свой аэродром. Над взлётной полосой Колядин вдруг выпустил щитки и шасси, скорость упала, фашисты проскочили, а он длинной очередью сбил один вражеский самолёт и повредил другой.

В январе 1944 года был зачислен в 68-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором воевал до конца войны. Сначала был командиром звена в эскадрилье Героя Советского Союза майора И. П. Грачёва и летал его ведомым, через короткое время назначен заместителем командира эскадрильи, а после гибели Грачёва в воздушном бою в сентябре 1944 года назначен командиром эскадрильи.

Всю первую половину 1944 года полк находился в резерве Ставки ВГК и проходил переобучение на истребители Р-39 «Аэрокобра».

С начала июня 1944 года - вновь в действующей армии, теперь уже до конца войны. В составе полка воевал в 5-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 11-го истребительного авиакорпуса 3-й и 15-й воздушной армий на 1 -м Прибалтийском, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. В 1944- 1945 годах участвовал в Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской наступательных операциях.

Свою первую победу одержал 11 июля 1944 года, а через два месяца на его счету было уже 12 побед. В это напряжённое боевое лето и сам был сбит, ранен и получил ожог лица.

К 19 апреля 1945 года гвардии старший лейтенант В. И. Колядин выполнил 594 успешных боевых вылета, из них 409 на У-2 в 1941-1943 годах, ещё 185 боевых вылетов выполнил на истребителе Р-39 «Аэрокобра», в том числе 70 - на прикрытие наземных войск, 88 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 15 - на разведку, 11 на штурмовку наземных целей. В 30 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника (все победы - над истребителями ФВ-190, только один раз сбил истребитель Me-109. При этом трижды сбивал по 2 немецких истребителя в одном воздушном бою (это было 2 и 15 августа 1944 года, 19 февраля 1945 года).

Эскадрилья под его командованием с сентября 1944 по апрель 1945 провела 825 боевых вылетов и 16 воздушных боёв, в которых было сбито 10 немецких самолётов, свои потери составили 4 истребителя. Кроме того, было сбито 3 аэростата и ещё 3 самолёта сожжено при штурмовках аэродромов противника.

В июне 1945 года за мужество и воинскую доблесть гвардии старшему лейтенанту Колядину Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Как-то в январе 1945 года в окрестностях Кенигсберга Колядин обнаружил фашистский аэродром. Ему же с группой самолетов и поручили разгромить этот объект. Атака была молниеносной. После трех заходов на аэродроме горели десятки самолетов. За блестящее выполнение заданий командования Виктор Колядин был награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

К концу войны отважный «сталинский сокол», как тогда называли их, выполнил 685 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов. Трижды он покидал горящую машину. Был ранен, но лечился и возвращался в строй. За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, гвардии старшему лейтенанту Колядину В.И. 29 июня 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Легенда двух войн

После войны Виктор Иванович продолжал службу в Подмосковье, освоил около полусотни типов боевых машин, в числе первых овладел реактивной авиатехникой.

В 1950 году 28-й гвардейский истребительный авиационный полк, которым позже стал командовать подполковник В.И. Колядин, перебросили в Китай для обучения летчиков Поднебесной полетам на реактивных МиГах и участия в боевых действиях в Корее. Командир всегда первым поднимался в воздух, отвечал за своих подчиненных, вырабатывал тактику действий против американской авиации в небе над КНДР.

Правильность принятых им решений признавал трижды Герой Советского Союза Кожедуб И.Н. Однажды в неравном бою самолет Колядина был подбит. Двигатель почти не работал, дымил. Отказали приборы, стойка шасси... Но МиГ-15 ушел от преследования, и все же получив 26 пробоин, дотянул до аэродрома. Пилот сумел сам выбраться из кабины и уже через два часа снова поднялся в воздух и сбил штурмовик F-80.

После Корейской войны Колядин В.И. успешно окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, служил в Подмосковье, а затем на Южном Урале. В 1961 году окончил Академию Генштаба и был назначен заместителем командарма ПВО в УралВО, позже заместителем командующего Бакинским округом ПВО, в течение семи лет был начальником кафедры Военной командной академии ПВО в Калинине.

Сегодня любой школьник, скачав из Интернета книгу Игоря Сейдова «Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950-1953 гг.», узнает о подвигах Виктора Колядина в воздушных сражениях. Однако более трети века правда об участии советских летчиков и Корейской войне оставалась тайной за семью печатями.

Треть века эта война была в СССР «засекреченной». Треть века ее герои вынуждены были молчать о своем прошлом. Так как Советский Союз официально в войне в Корее не участвовал, то героизм их в воздушных боях в корейском небе тщательно скрывался. Все они имели китайские документы без фотографий, носили форму китайских добровольцев, им было приказано в воздухе говорить только по-корейски. Они за неделю зазубривали два десятка корейских фраз, необходимых для ведения боя. Правда, когда начинался бой, советские летчики начисто забывали корейский «фольклор» и отдавали команды по-русски, тем самым не раз спасая свою жизнь в бою. Встречаясь с молодежью, Герой Советского Союза Колядин В.И. ничего об этом не говорил, рассказывал лишь, как наши летчики громили фашистов.

 


 

II.. «Гражданин- Отечества достойный сын».

Воспитание молодежи

После Корейской войны Колядин В.И. успешно окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, служил в Подмосковье, а затем на Южном Урале. В 1961 году окончил Академию Генштаба и был назначен заместителем командарма ПВО в Урал ВО, позже заместителем командующего Бакинским округом ПВО, в течение семи лет был начальником кафедры Военной командной академии ПВО в Калинине.

До начала войны Виктор Иванович Колядин учился в Ворошиловтрадской авиашколе в одном отряде с Георгием Тимофеевичем Береговым. После Великой Отечественной войны они вместе занимались в Военно-воздушной академии. Потом Виктор Иванович закончил и Академию Генерального штаба. В послевоенные годы коммунист В. И. Колядин со свойственной ему настойчивостью осваивал новые реактивные самолеты. Ему одному из первых в стране присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». Свой боевой и профессиональный опыт передавал молодым офицерам, являясь для них примером не только мужества но и гражданской позиции, патриотизму учил не на словах - а всей своей жизнью. За время службы в Вооружённых Силах освоил 23 типа боевых самолётов, в том числе 7 типов реактивных истребителей. Уволен в запас в 1973 году.

В должности заместителя командарма ПВО в Уральском Военном Округе полковник В.И. Колядин активно участвовал в общественной жизни Южного Урала, был депутатом Челябинского областного Совета в годы, когда командовал 101-й истребительной авиадивизией армии ПВО, штаб которой находился в Троицке. Виктор Иванович часто участвовал в городских мероприятиях, в воинской части, сотрудничал с в работе по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Один из примеров: Ежегодно в пионерском лагере скорбный день начала войны был Днем Памяти. Дети готовились к нему: читали книги о героях, из бумаги делали бескозырки и матросские воротники, клеили пилотки и партизанские папахи с красными лентами, мастерили деревянные автоматы, гранаты, винтовки и пистолеты.

Колядин В.И. направлял в пионерлагерь офицеров и солдат, которые помогали в подготовке и проведении мероприятия. Привозили палатки, боевые автоматы, старший отряд одевали в настоящую военную форму. Весь пионерский лагерь 22 июня поднимался по тревоге в 4 часа утра. Каждый отряд занимал свое боевое место. «Повоевав» час-полтора, пионеры возвращались домой с победой, чтобы сделать зарядку, сбегать на речку и, надев пионерскую форму, принять участие в подъеме флага, позавтракать и ждать гостей. Кроме родителей, их навещали руководители города и предприятий. На торжественной линейке стояли два Героя Советского Союза – Виктор Колядин и Николай Столяров. После их выступлений была минута молчания. Затем почетные гости и дети смотрели пионерский концерт, а на спартакиаде вручали победителям книги с автографами и фотографировались с детьми. Может быть, кто-то из них, взглянув на фото, вспомнит встречу с бесстрашными летчиками.

С 1976 года жил в городе-герое Севастополе. Принимал активное участие в общественно-политической жизни города, был председателем Севастопольского комитета Международного союза городов-героев. После ухода в запас в 1973 году генерал-майор авиации В.И. Колядин жил в Севастополе, активно занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи. Несмотря на возраст, былые и свежие раны (ему вживили протез в ногу, сердечный стимулятор, признали инвалидом 2-й группы) он охотно шел в школы, к морякам и курсантам, нес правду о великом подвиге советского народа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: