По результатам логопедического обследования




На приёме ученик 3-го класса массовой школы с трудностями в обучении и общении в сопровождении матери по направлению администрации школы. Мальчик не справляется с программой по русскому языку, чтению и математике, не складываются отношения со сверстниками, нет желания ходить в школу.

Из анамнеза. Мальчик от IV беременности, протекавшей с угрозой прерывания. Во время беременности – острый пиелонефрит. Роды II, на сроке 7 месяцев, вес 2120, рост 44 см. Состояние с рождения тяжёлое. Рос и развивался с задержкой. Ходит с 2 лет. Первые слова появились к 1,5 годам, фразовая речь – с 3 лет. В 2 года перенёс черепно-мозговую травму. Обследовался в больнице, получал противосудорожное лечение. Детский сад не посещал. До школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники. На момент поступления в школу читал слова, считал в пределах 10, знал цифры, писал печатными буквами. Трудности в обучении начались во II полугодии 1 класса. В настоящее время материал по русскому языку, чтению, математике не усвоен, на уроках не работает.

Во время обследования. Мальчик контактный. Речь фразовая. Словарный запас обеднён. Производит элементарные обобщения («овощи», «посуда», «фрукты», «мебель», транспорт – «машины», «домашние животные», дикие животные – «лесные, горные, живут в Африке», домашние птицы – «животные»). Подбирает простые антонимы, не всегда точно используя слова (широкий – «маленький»). Затрудняется в подборе синонимов, однокоренных слов.

Рассказ по серии сюжетных картин составил самостоятельно, фразы распространенные, причинно-следственные отношения установил с помощью.

В речи чаще употребляют глаголы, существительные, местоимения, реже – прилагательные и наречия.

Практическим способом словообразования и словоизменения владеет недостаточно. Допускает ошибки при преобразовании единственного числа существительных во множественное в именительном падеже (ухо – «ухи», стул – «стулы», пень – «пени» и т.п.), при образовании формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе (ухо – «уш», окно – «окнов», перо – «перов» и т.п.), при образовании детёнышей животных («лошадки», «овечки» и т.п.).

Звукопроизношение без дефектов. Слоговая структура слов сохранена. Фонематические процессы сформированы недостаточно. Слабо дифференцирует оппозиционные фонемы (т-д, к-г, п-б, с-з). Затрудняется придумать слово на заданный звук. Звуки на фоне слова выделяет, допускает ошибки при определении количества звуков в слове и места звуков по отношению к другим звукам. Синтезирует слова из 5-6 звуков.

В письменных работах много орфографических и специфических ошибок: замены букв по акустическому (с-ц, к-х и др.) и оптическому сходству (п-т, б-д, и-у), пропуск гласных и согласных букв, аграмматизмы. Программа по русскому языку усвоены слабо, затрудняется в объяснении орфограмм.

Читает целыми словами, в трудных случаях по слогам, в очень быстром темпе, монотонно, с большим количеством ошибок. При более медленном чтении ошибок нет. Ситуацию прочитанного осмыслил, пересказал по вопросам.

У мальчика слабая речеслуховая память. Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно. Затрудняется определить на себе лево-право.

Заключение. Лексико-грамматическое, фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия смешанного вида.

Рекомендации. Консультация психолога, невропатолога, педагога-дефектолога. Логопедические занятия по месту учёбы.

 

Сурдопедагогическое обследование

Даже незначительное снижение слуха, возникшее у ребёнка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию у него речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно сказаться на его судьбе.

Эффективность лечения, медицинская, сурдопедагогическая и социальная реабилитация во много зависят от современной и ранней диагностики нарушений слуха у детей.

 

 

Схема обследования

1. Устанавливается цель посещения, жалобы родителей и детей.

2. Производится ознакомление с документацией (историей развития ребёнка; аудиограммой, если снижение слуха уже установлено; педагогическая характеристика сурдопедагога дошкольного или школьного учебного заведения, если ребёнок усилиться).

3. Изучается акушерский анамнез и анамнез развития ребёнка (моторный, речевой, психический), (состав семьи, наличие или отсутствие в семье родственников со снижением слуха), предполагаемые причины снижения слуха у ребёнка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребёнка, в течение родов, перенесённые заболевания):

- острые гнойные отиты

- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитамегалия)

- токсикозы беременности

- асфиксия

- внутричерепная родовая травма

- гипербилирубинемия

- гемолитическая болезнь новорожденного

- масса тела при рождении менее 1,5 кг

- недоношеннность

- ототоксические препараты, фуросемид, аспирин, хинин, назначаемые ребёнку и принимаемые матерью во время беременности

- увеличение сроков беременности.

4. Выясняется характеристика речи ребёнка до потери слуха:

- предречевые вокализации (гуканье, гуление);

- появление и характер лепетной речи (лепет начался, но оборвался, сначала был более выразительным, а потом смазанный, неизвестно);

- отдельные слова: много, несколько.

5. Изучаются сведения об обучении в школе и его длительности; состояние слуха ребёнка по последней аудиограмме.

6. Осуществляется обследование ребёнка.

6.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребёнком, создаётся правильное отношение к обследованию.

6.2. Проводятся наблюдения за поведением (общительный, замкнутый, стеснительный).

6.3. Оценивается состояние двигательной сферы (походка, осанка, общая моторика (координация движений, точность основных движений, мелкая моторика).

6.4. Исследуется познавательная деятельность:

- цвет – соотнесение предметов по цвету, знание названий основных цветов и оттенков,

- форма – соотнесение геометрических фигур разного цвета, название геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал,

- величина – выбор из группы однородных, предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, длина): большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий.

6.5. Исследуются основные психические процессы (внимание, память, мышление):

- подбор предметных картинок, соответствующих данным сюжетным, узнавание. Называние. Группировка, знание обобщающих понятий (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, транспорт, умывальные принадлежности и т.д.);

- «четвёртый лишний» (по цвету, форме и т.д.);

- серия сюжетных картинок (количество и содержание в зависимости от возраста ребёнка);

- разрезные картинки или составленные картинки из кубиков (2 части и т.д.) в зависимости от возраста ребёнка.

7. Исследуются временные представления (времена года (устно и на иллюстративном материале), месяцы, дни, недели, части суток); пространственные представления (слева, справа, внизу, наверху, посередине).

8. Исследуются состояние элементарных математических представлений и знаний по программе:

- порядковый счёт (прямой и обратный);

- вычислительные навыки (+, -) в пределах 10, 20 (в зависимости от года обучения ребёнка и его возраста);

- на конкретном материале;

- со скрытым результатом.

9. Проводится исследование экспрессивной речи:

- Форма общения ребёнка с окружающими – устная, устно-дактильная, устно-дактильно-жестовая. (Ребёнок пользуется: лепетной речью, звукопроизношением, отдельными словами, словосочетаниями, предложениями).

- Внятность речи – понятная для окружающих, частично понятная, непонятная.

- Объём словаря, его соответствие возрастным и программным требованиям.

- Исследование импрессивной речи – понимание вопросов: где? куда? откуда? почему? (причинно-следственные связи).

- Состояние звукопроизношения:

Исследуется непосредственное состояние звукопроизношения (какие именно звуки речи произносятся дефектно и каков характер их искажения);

Проверяется правильность произношения звука в связной речи;

Устанавливается наличие моторных форм нарушений звукопроизношения, обусловленных отклонениями в строении или функционировании артикуляционных органов (дизартрии, дислалии).

- Характеристика голоса – тихий, нормальный, громкий, гнусавый.

- Характерное произношение слов (призвуки).

10. Проводится исследование чтения (слитное, правила орфографии, ударение); понимание прочитанного, ответы на вопросы.

11. Осуществляется исследование письма (письменные, печатные буквы) – присутствуют ли элементы «зеркального» письма, умеет ли придерживаться строчки.

12. Определяется ведущая рука (пробу А.Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество).

13. Устанавливается, слухопротезирован ли ребёнок и пользуется ли слуховым аппаратом. Выявляются проблемы в использовании слухового аппарата.

14. Составляется заключение.

15. Формируются рекомендации.

 

Методические материалы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: