Задание на 09.03.2020г.
Тема” Освоение диагностики заболеваний детей раннего и старшего возраста в модельной ситуации”
Время: 6 часов (учебная практика).
Освоить следующие умения:
1.Проведение обследования ребенка с заболеваниями органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, системы пищеварения.
2.Сбор жалоб, анамнеза у детей с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения.
3.Сбор анамнеза жизни у детей с целью выявления факторов риска.
4. Сбор эпид. анамнеза.
5.Проведение клинического обследования детей с заболеваниями органов дыхания, сердечно – сердечной системы, системы пищеварения.
6.Применение различных методов обследования у ребенка с заболеваниями органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, системы пищеварения.
7. Формулирование предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями;
8. Подготовка ребенка к диагностическим методам исследования: УЗИ брюшной полости, ФГДС, рентгенография органов грудной клетки, сердца, ЭКГ, ФКГ, ЭХО-КГ, колоноскопия;
9. Проведение диагностических методов исследования:
перианальный соскоб, сбор кала на яйца гельминтов, на цисты лямблий, на копрограмму, кал на бактериологический анализ, мазок из зева на флору и чувствительность к антибиотикам, мазок из зева и носа на BL, пикфлоуметрия;
10. Интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики;
11.Оформление медицинской документации (оформление направлений на лабораторно-инструментальные исследования, заполнение учебной истории болезни).
Уважаемые студенты! Выполните нижеперечисленные задания. На все вопросы отвечаем письменно в практической тетради.
Ответы на задания присылать по электронной почте своему бригадиру, бригадир отправляет на электронную почту преподавателю все ваши ответы до 15:00 по местному времени в день практики.
!!! При невыполнении задания до 15:00 выставляется неудовлетворительная оценка.
!!!Используйте при решении ситуационных задач Федеральные клинические рекомендации МЗ РФ СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ: По оказанию медицинской помощи детям с острым бронхитом 2015, Внебольничная пневмония у детей 2015, Бронхиальная астма у детей 2019, Острый обструктивный ларингит и эпиглотит у детей 2016 г.
Задание 1. Повторите методику обследования органов дыхания у детей.
Просмотрите видеофильм с сайта https://kingmed.info/vidyeogaleryeya/
Система органов дыхания:
- носовое дыхание: - свободное, затрудненное, отсутствует
- выделения из носа: - слизистые, серозные, гнойные.
- обильные, скудные.
- носовые кровотечения.
- голос:- афония, осиплый, чистый;
- грудная клетка - форма, симметричность участия в акте дыхания.
-кашель при осмотре:
-характер ( сухой, влажный, лающий)
- поверхностный, глубокий.
- продолжительность (покашливание, приступообразный,
редкий)
- в какое время суток ребенок чаще кашляет
-наличие и локализация боли при кашле
- бывает ли рвота при кашле
- выделяется ли мокрота, если да, то какая:
- серозная, слизистая, серозно-гнойная
- цвет
-количество
-примеси
- одышка: возникает -в покое
- при физической нагрузке
Характер – инспираторная (затруднен вдох)
- экспираторная (затруднен выдох)
- смешанная
- наличие дистанционных хрипов (оральная крепитация)
- наличие цианоза: - локализация,
Возникает - в покое
- при физической нагрузке
- участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (втяжение яремной ямки, над- и подключичных ямок, межреберных промежутков, эпигастрия, участие в акте дыхания мышц брюшного пресса, раздувание крыльев носа)
- дыхание ритмичное или аритмичное (до 3-х мес. апноэ)
- т и п д ы х а н и я: грудной, б р ю ш н о й и с м е ш а н н ы й
- частота дыханий в одну минуту (норма, брадипноэ, тахипноэ);
новорожденный 40-60,
до 1 года 30-35,
5 лет 25,
10 лет 20,
старше 12 лет 20-16.
Внимание! Физиологические колебания в сторону уменьшения и увеличения — 1 0 %.
Перкуссия сравнительная:
-я с н ы й легочный звук (норма),
-коробочный звук (обструктивный бронхит,бронхиальная астма),
-притупление перкуторного звука (пневмония)
-тупость (большая инфильтрация при пневмонии)
! C указанием локализации;
Аускультация: - дыхание пуэрильное (в норме с 6 мес. до 5-7 лет- вдох почти равен выдоху = 2: 1),
везикулярное (после 5-7 лет, выслушивается весь вдох и незначительная часть выдоха = 3: 1)
бронхиальное ( выдох сильнее вдоха- пневмония)
жесткое (выслушивается весь вдох и выдох = 1:1-бронхиты, пневмонии)
ослабленное (в норме до 6 мес., пневмония)
- хрипы с ухие, гудящие, жужжащие, свистящие, влажные мелко-, средне- и крупнопузырчатые; крепитация; шум трения плевры с указанием локализации, количества);
Пример описания ОД: Носовое дыхание свободное, выделений нет. Зев не гиперемирован, небные миндалины не выходят за пределы небных дужек. Голос чистый, громкий. Кашля нет. Форма грудной клетки цилиндрическая, симметричная, обе половины равномерно участвуют в акте дыхания. Ритм дыхания правильный, тип смешанный. ЧД = 20 в мин.(норма=23 в мин). При проведении сравнительной перкуссии определяется ясный легочный звук над симметричными отделами легких. Аускультативно дыхание везикулярное, хрипов нет. (8 лет)
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Почему часты риниты у детей, их опасность?
2.Почему часты отиты, конъюнктивиты у детей?
3.Почему часты аденоиды у детей, в каком возрасте?
4.Почему часты у детей стенозы гортани?
5.Почему у детей часты пневмонии?
6.Почему у детей до 2-х лет редко бывают ангины, гаймориты?
7.Почему у детей дыхание чаще, чем у взрослых?
8.Какая особенность подсчета дыхания у детей?
9.Чем объяснить то, что при ОРВИ у детей легко возникают стенозы гортани?
10.Объясните склонность легких новорожденного, особенно недоношенного ребенка к ателектазам?
Задание 3.
Выполните тестовый контроль.