Прозаики старшего поколения




Литература Русского зарубежья.

Что это такое?

 

Русскую культуру ХХ века невозможно представить и по достоинству оценить без учета того огромного вклада, который был сделан русской эмиграцией.

Русская эмиграция имеет многовековую историю. Но явлением особого рода, массовым исходом русской интеллигенции за рубеж явилась эмиграция, вызванная революцией 1917 г. После Октябрьской революции, в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек. Главным образом людей интеллектуального труда.

В 1922 г. за рубеж были насильственно высланы как “потенциальные друзья возможных врагов Советской власти” свыше 160 наиболее выдающихся русских философов, ученых, инженеров, агрономов, среди которых были ректоры и проректоры Московского и Петроградского университетов, декан математического факультета Московского университета, хранитель музея Л.Н.Толстого и многие другие известные представители русской интеллектуальной элиты.

За рубежом также остались два русских экспедиционных корпуса, посланных во время войны царским правительством на помощь союзникам во Францию и в Салоники. Всего вне пределов образованного в 1922 г. СССР оказалось около 10 млн. русских. Помимо беженцев и эмигрантов это были русские, проживавшие на отошедших от России территориях Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Бессарабии, служащие КВЖД и их семьи.

Основной поток эмигрантов вместе с остатками армии Врангеля из Крыма прибыли в Константинополь и оттуда русские перебрались затем в Софию, Белград, Прагу, Париж. Эмигранты из Петрограда и Москвы осели, главным образом, в Берлине, Праге, а также в странах Прибалтики. Большая колония русских оказалась на территории Китая в Харбине, оттуда часть эмигрантов переехала затем в США и Австралию. Русская эмиграция в перерыве между двумя мировыми войнами была сосредоточена в основном в европейских странах. Главным центром русской эмиграции в середине 20-х годов стал Париж. С приходом Гитлера к власти большинство русских из Германии перебралось в Париж, а с началом Второй мировой войны началось переселение русских эмигрантов из Европы за океан, главным образом в США, Канаду и Аргентину.

Послевоенная эмиграция была уже другой. Если послереволюционная эмиграция состояла главным образом из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предпринимала все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык, культуру и не ассимилировать в странах проживания, то послевоенные эмигранты не питали иллюзий о возможном возвращении на родину, они знали, что там их ждут только репрессии. Поэтому послевоенные эмигранты стремились скорее раствориться в местном населении и лишь немногие из них хотели чувствовать себя и оставаться русскими. И если послереволюционная эмиграция старалась быть ближе к родине и сосредоточилась в Европе, то послевоенные эмигранты устремились главным образом за океан.

Иные настроения царили в последнем потоке русской эмиграции, состоявшем в основном из диссидентов. За два десятилетия – с конца 60-х до конца 80-х годов – за рубежом оказалось очень много представителей творческой интеллигенции, которая не мирилась со своим положением изгнанников и продолжала активную борьбу за свою творческую индивидуальность, за преобразования в СССР. Поэтому, как первый массовый исход русской интеллигенции за рубеж после революции, так и последний поток русской интеллектуальной эмиграции очень много сделал для развития русской культуры за рубежом. Вся эта активная деятельность в области русской культуры и позволила именовать русскую эмиграцию последних семидесяти лет Зарубежной Россией, поскольку созданное русскими деятелями культуры за рубежом вполне сопоставимо с тем, что создано на родине в условиях жесткого идеологического контроля.

 

Прозаики старшего поколения

 

Помимо Мережковского, Бунина, Куприна, Шмелёва, Зайцева, Тэффи, в литературе Русского зарубежья существовало ещё немало знаменитых писателей. Достаточно назвать А. М. Ремизова, М. А. Алданова, И. Д. Сургучёва, А. Т. Аверченко, М. А. Осоргина, а также выехавшего из СССР лишь в 1931 году Е. И. Замятина.

Леонид Андреев. Недолгой оказалась жизнь в эмиграции крупнейшего прозаика и драматурга Леонида Андреева (1871-1919). Февральская революция 1917 года, развал на фронте, разруха, голод, стачки и демонстрации, близящаяся новая революция – всё это лишь усилило у Андреева прорывавшееся и ранее чувство растерянности и смятения. «Мне страшно! – восклицал он в одной из статей, написанной 15 сентября 1917 года на страницах органа крупной буржуазии – газеты «Русская мысль». – Как слепой, мечусь я в темноте и ищу Россию. Где моя Россия? Мне страшно. Я не могу жить без России. Отдайте мне Россию!»

В разгар революционных событий он перебирается в Финляндию, на свою дачу на Черной речке (Ваммельсу), и оказывается отрезанным от России, по которой жестоко тоскует. Леонида Андреева преследует тяжелый кризис. Только в 1919 году он возвращается к творческой работе и пишет роман «Дневник Сатаны» - фантастическое произведение, героем которого является дьявол и которое живописует торжество зла в мире. Он во власти отчаяния и страха, его сознанию видится гибель привычной, устойчивой России и впереди – только хаос, разрушение. 12 сентября 1919 года Леонид Андреев скончался от разрыва сердца в финской деревушке Нейвола близ Териоки.

А. М. Ремизов. Леонид Андреев был одним из наиболее ярких представителей русского модернизма (точнее, экспрессионизма) в литературе. Между полюсами модерна, ревизии привычных нравственных ценностей и разрушения традиционной формы и одновременно национальной архаики, с тяготением к «народному христианству» и даже язычеству, развивалось творчество А. М. Ремизова (1877-1957). Недаром человечески и душевно он был близок сразу и В.Э. Мейерхольду, и В.В. Розанову.

Его устремлённость к архаике была и попыткой прорваться к живому русскому Средневековью, реставрировать язык в том виде, в каком он звучал «до Петра». В многочисленных книгах, выпученных за рубежом (Ремизов выехал из России в 1921 году, полагая, что скоро вернётся назад – «русскому писателю без русской стихии жить невозможно»): «Россия в письменах» (1922), «Тибетский сказ» (1922), «Пляс Иродиады. Вертеп» (1922), «Взвихренная Русь» (1927), «Звезда надзвёздная» (1927), «Московские любимые легенды. Три серпа» (в двух книгах, 1929) и т.д. он продолжает пересказ преданий, апокрифов, легенд, стремясь обнажить эмоциональное, духовное начало мифа, освободив его штампованного восприятия. Реальность в его книгах переплетается фантастикой, материал расположен причудливо, часто используются сны – не только как эпизод повествования, но и как принцип художественного построения. Ремизов не только живописал и выпевал свою словесную вязь, свою житейскую боль и горечь, но и талантливо и причудливо рисовал – был замечательным художником линии и краски, был и исключительным каллиграфом – писал любым уставом и полууставом, любил заставки, заглавные киноварные буквы зачал, росчерки и круженья букв и около букв.

Широкого читателя Ремизов не имел и никогда иметь не будет, но он всегда привлекал жадное внимание книжных исследователей, особенно иностранных, ищущих в его затейливом слове разгадку русской души. Умер Ремизов 26 ноября 1957 года советским подданным, ослепшим и полузабытым.

Леонид Андреев. А. М. Ремизов.

Саша Чёрный. В предреволюционные годы расцвел ироничный, с затаённой грустью талант Саши Чёрного (А. М. Гликберга, 1880-1932). В короткую пору эмигрантского бытия он работает много и плодотворно: издаёт с протоиереем В.В. Зеньковским альманах для юношества «Русская земля», принимает участие в подготовке публикации русских народных сказок, пишет ряд произведений для детей – «Кошачья санатория» (1928), повесть Чудесно лето» (1929) и выпускает сборник стихов «Жажда» (1923), поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1932). Особым успехом пользовались у эмигрантского читателя «Несерьёзные рассказы» (1928) и «Солдатские рассказы» (1933). А. И. Куприн в самых лестных эпитетах охарактеризовал прозу Саши Чёрного. «Вся она, - писал он, - пронизана легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью, и если ухо улавливает изредка чуть ощутимый желчный тон, то, что ж поделаешь: жизнь в эмиграции не особенный сахар. Как всегда А. Чёрный особенно охотно и любовно пишет о детях и солдатах. В этой сфере он свой, здесь он товарищ, и зачинщик, и выдумщик, и рассказчик-импровизатор, и тонкий, любящий наблюдатель».

Аркадий Аверченко. С началом великого кризиса, охватившего Россию,- поражений на германском фронте, надвигающейся разрухи и призрака голода – замолк весёлый, искромётный смех короля юмора, Аркадия Аверченко. Как личную драму воспринимает Аверченко всё ухудшающийся петроградский быт, дорожание жизни (фельетоны и рассказы «Запутанная и тёмная история», «Индейка с каштаном», «Быт»). Аверченко, приветствовавший падение романовской империи, выступает против диктатуры большевиков. Так предопределяется путь Аверченко-эмигранта. В памфлетах и рассказах, написанных во врангелевскои Крыму, он обращается с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками, и сам белый Крым видится ему «золотым брелоком на брюхе отощавшего людоеда». После падения Крыма Аверченко выезжает в Константинополь, а затем поселяется в Праге. В 1921 году в Париж вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Король смеха предавал в ней анафеме большевистскую Россию, сокрушаясь о гибели России прежней. Его персонажи – дворяне, купцы, военные чиновники и даже рабочий Пантелей Грымзин – с тоской понимают вольную и сытую жизнь при царе и городовом. В сборнике помещен едкий памфлет о Ленине и Троцком. Книжка вызвала отповедь в коммунистической печати. Разобрав ряды аверченковских рассказов, видный партийный деятель Н. Мещеряков, например, подытожил: «Вот до какой мерзости до какого «юмора висельника» дошёл теперь весёлый балагур Аркадий Аверченко». Вместе с тем на страницах «Правды» появилась статья, обстоятельно доказывавшая, что в сатире Аверченко есть весьма полезное для читателей советской страны. Эту статью, как известно, писал В. И. Ленин.

«Он был болен давно,- вспоминал журналист Лев Максим. – Не только физически. Он болен смертельной тоской по России». 12 марта 1925 года в Праге Аверченко скончался.

Марк Алданов. Если мы до сих пор говорили о писателях, которые составили себе имя в дореволюционной литературе, то Марк Алданов (псевдоним, настоящая фамилия М. А. Ландау, 1886-1857) своим творчеством занимает как бы промежуточное место между старшим и младшим поколениями русских зарубежных прозаиков. По профессии инженер-химик, он выпустил до 1917 года лишь одну книгу «Толстой и Роллан» (1915). Характерным было обращение Алданова к Толстому, которого он боготворил всю жизнь, и одновременно к кабинетному, книжному Ромену Роллану. Уже здесь можно заметить двойственность Алданова-писателя, стремившегося наследовать толстовские принципы изобразительности и вместе с тем отмеченного некоей вторичностью в творчестве. За этой, можно сказать, литературоведческой работой последовали другие небеллетристические книги: философский диалог «Армагеддон» (1918), очерк «Ленин» (1919), «Две революции» (1920) – параллель между русской и французской революциями, том статей «Огонь и дым». Однако известность пришла после появления первого романа «Святая Елена, маленький остров» (1921), когда автору было 35 лет.

Последовательный ученик Л. Н. Толстого, Алданов в серии блестящих по форме, увлекательных по сюжету исторических романов стремился, как бы дополнить недостающие звенья великой эпопеи («Война и мир»). В его тетралогии «Мыслитель» («Святая Елена, маленький остров»; «Девятое Термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927) события прослеживаются от термидорианского переворота во Франции, через описание Швейцарского похода Суворова и гибели императора Павла l, завершаясь сценой кончины Наполеона в 1821 году на острове Святой Елены.

 

А. Аверченко. М. А. Алданов. Саша Чёрный.

И. Д. Сургучев. Сложившимся писателем – драматургом и прозаиком – вошёл в литературу зарубежья Илья Дмитриевич Сургучев (1881-1956), чья пьеса «Осенние скрипки» с успехом шла на подмостках Художественного театра, а повесть «Губернатор» привлекла внимание широкого читателя. «Пребывание в Константинополе дало материал для пьесы «Реки Вавилонские» - это был краткий миг передышки и раздумий, когда были сброшены старые маски, забыты вытверженные в России роли, а новые только применялись. Губернатор, заведующий кухней в одном из бараков, и прокурор, торгующий водкой, бывший филер, мечтающий о будущем устройстве земли как об огромном, всё очищающем и утишающем монастыре, камер-юнкер и художник, монах и социалист – люди, принадлежавшие ещё недавно к различным слоям общества, сошлись вместе в беженском лагере под Константинополем, деля соседние койки и делясь последней едой. Сургучев не судит и не казнит своих героев – все они равны в страданиях, хотя по-разному переносят страдания и ищут разные причины гибели старой России». В традициях чеховского театра автор строит сложную любовную коллизию, которая разрешается в финале самоубийством одного из героев. И это не просто акт отчаяния, но самопожертвования и всепрощения; в нем отражается общая трагедия, постигшая Россию.

Пьеса «Реки Вавилонские» вошла в сборник «Эмигрантские рассказы» (1927). Но, пожалуй, центральным произведением Сургучева явился почти бесфабульный, с обширными лирическими отступлениями роман «Ротонда» (1928). На склоне лет Сургучев пишет повести «Детские годы Николая ll» (1953) и «Чёрная тетрадь» (1955), где воскрешаются образы родного Ставрополя.

Знаток восточных языков, мистик, коллекционер старорусского антиквариата, Сургучев скончался 19 ноября 1956 года в парижском госпитале в великой бедности и полузабвении.

 

М. А. Осоргин. (Настоящая фамилия Ильин).Популярный прозаик (1878-1942), считавшийся в зарубежье едва ли не «большевизаном». Впрочем, ему не привыкать к позиции «еретика»; он испытал на себе репрессии царской России (как эсер-максималист арестован в 1905 году, под угрозой каторги, и вынужден был выехать за границу) и России большевистской (ожидал расстрела в подвале Чека в 1919 году, вместе с другими членами «комитета помощи голодающим был арестован и после ссылки выдворен из страны в 1922году с первой партией деятелей науки и культуры). В эмиграции сотрудничает в «левых» изданиях – «Днях» А. Ф. Керенского и «Последних новостях» П. Н. Милюкова, пугая и их своим «анархизмом». Центральным произведением Осоргина по праву считается роман о революции «Сивцев вражек» (1928), дважды переизданный на языке оригинала и переведенный на основные европейские языки (только в США «Сивцев вражек» вышел в 40 тыс. экземпляров и разошелся в течение нескольких недель). В 30-е годы Осоргин опубликовал романы «Свидетель» (1932) и «Книга о концах» (1935) – дилогия о революционерах-террористах – и «Вольный каменщик» (1937), герой которого, «средний» эмигрант, ищет в масонстве идеалы всеобщего братства.

 

Е. И. Замятин

Е.И.Замятин (1884-1937) был последним из крупных писателей, покинувших Россию (1931). «Большевик до семнадцатого года», он прошёл всю положенную шкалу испытаний (арест в 1905 году, одиночка на Шпалерной, высылка в родную Лебедянь), а затем как «неудобный» писатель дважды арестовывался новой властью (в 1919 и 1922 годах). Замятин оказался на положении внутреннего эмигранта сразу же после написания им фантастического романа-антиутопии «Мы» (1920), в котором власть предержащая усмотрела сатиру на коммунистическое общество. Всю свою жизнь он сражался и отстаивал право на самостоятельность мысли, на дерзкую и горькую правду. Свидетельство того – его статья 1921 года «Я боюсь», своего рода предупреждение, исходя из опыта драматического человеческого прошлого. Обречённый на творческое молчание, Замятин обратился с письмом на имя И. В. Сталина с просьбой выехать за границу. Решение это далось ему нелегко. Покидая Россию, Замятин определённо надеялся вернуться и жил во Франции с советским паспортом. За рубежом он пишет мало и неохотно. Работает над романом «Бич Божий» о вожде гуннов Атилле и великом переселении народов (опубликованным 1938 году), создает в 1932 году кинематографический сценарий – по пьесе М. Горького «На дне» и по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Но и в эмиграции он явный «чужак», оставивший лишь вопросы после своей кончины. Критик Т. И. Манухина (писавшая под псевдонимом Т. Таманин) недаром размышляла о его последней поре жизни: «Никто не пытался узнать правду, почему он, вырвавшись на волю, в Европу, жил среди нас одиноко. Как сочетать его упорную десятилетнюю борьбу за свободу творческого слова, которую он вел в советской России, с отчужденностью от наших свободолюбивых настроений? Кто же он был? Во имя чего эта обособленность?» И сама отвечала: «Наши шатобриановские настроения, поэтизация невозвратного прошлого, ревнивое охранение чистоты языка, бытовых традиций, неутомимое собирание исторического наследия, - вся эта многообразная консервативная миссия эмиграции была ему чужда». И в зарубежье Замятин остался по духу предреволюционным революционером-романтиком – как человек и как художник.

Лебедев Вячеслав Михайлович (28 сентября 1896, Воронеж – 6 июня 1969, Прага) – поэт, прозаик, критик. Участвовал в гражданской войне. В 1920 году эмигрировал. Жил в Праге. Входил в кружок «Скит поэтов». В 1929 году выпустил первый, и единственный, сборник стихов «Звездный Крен». После войны печатался редко.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: