Министерство образования РФ
Северо-Кавказский государственный технический университет
Кафедра социологии и социальной работы
Реферат
По дисциплине: «Социальные инновации»
На тему: «Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне».
Выполнила:
студентка 3 курса
группы СР-031
Прасолова Н. В.
Проверила: кандидат
технических наук,
доцент
Косинцева Ю.Ф.
Ставрополь 2005
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………3
§ 1. Дети-инвалиды как объект социальной работы…………………………..4
§ 2. Различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами в России и за рубежом………………………………8
§ 3. Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………………….21
Введение
Возможность привлечения животных при реабилитации детей-инвалидов вызывает большой интерес среди различных специалистов. Дельфины издавна славятся своим изначально доброжелательным отношением к человеку. А общение с ними в их собственной среде положительно влияет на детей, больных синдромом Дауна и ДЦП, на невротиков и страдающих психосоматическими болезнями, и на детей больных различными другими заболеваниями.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент дельфинотерапия является модным нетрадиционным методом лечения детей-инвалидов.
Целью работы – доказать, что дельфинотерапия является социальной инновацией в сфере помощи детям-инвалидам.
Объектом исследования является жизненная ситуация детей-инвалидов.
Предмет исследования – это дельфинотерапия, как социальная инновация.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- исследовать детей-инвалидов как объект социальной работы;
- исследовать различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими потребностями в России и за рубежом;
- проанализировать метод дельфинотерапии, как один из инновационных методов анимотерапии при реабилитации детей-инвалидов;
- выявить отрицательные и положительные стороны дельфинотерапии как социальной инновации.
Методы исследования: анализ научной литературы; анализ периодической печати.
Дети-инвалиды как объект социальной работы.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) «инвалид » - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [16, с.211].
К категории «ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [2, с.6].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [17, с.282].
В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) [3, с.1].
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1. Нервно-психические заболевания.
Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.
2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.
В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе и хронический туберкулез легких), почек и органов мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.) [16, с.151].
3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях.
4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов.
[5,с.82].
5. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от наличия или отсутствия у них речи.
[8, с.100].
6.Х ирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.
7. Эндокринные заболевания.
Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
Наличие барьеров между инвалидами и обществом обусловлено тем, что больное общество стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной стороны, ограничить его социально и воспитать в нем потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка –инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям. Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[10].
И, хотя люди с ограниченными возможностями, а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия и признания их прав, достоинства и полезности обществу.
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.