Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при реабилитации детей-инвалидов.




Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди специалистов: психологов, врачей, педагогов; и людей, ищущих квалифицированную помощь, и считается целесообразным. Подобное привлечение осуществляется в рамках анимотерапии, как психотерапевтической практики. Практические наблюдения привели к выводу, что общение человека с животным может носить терапевтический характер и на основе этого можно строить психотерапевтические стратегии.

Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Например, в некоторых американских клиниках пациентам позволяли в палатах держать собак или кошек, такие пациенты быстрее поправлялись и прибывали в более комфортном эмоциональном состоянии.

В качестве отдельных направлений, относительно самостоятельных, выделяют: метод специально организованной верховой езды - иппотерапия, стоящий на грани психотерапии и лечебной физкультуры и дельфинотерапия, метод психотерапевтического общения с дельфинами и белыми китами (белухами). К анимотерапии привлекаются и другие представители животного мира.

Сам термин анимотерапия связан с именем американского психиатра Б. Левинсона. Основанием анимотерапии является психологическая значимость, ценность общения человека с животным.

Можно выделить рад специфических терапевтических механизмов анимотерапии и связь их с показателями терапевтической эффективности:

· взаимодействие с животным, способствующее облегчению социального контакта;

· позитивная регрессия, обращение к невербальным способам общения стимулирует коррекцию навыков общения;

· идентификация с животным и приобретение нового опыта взаимодействия с животным облегчает понимание собственной личности, позволяет ощутить свою компетентность, стимулировать интеграцию личности, повысить самооценку[21].

Особое внимание хотелось бы уделить дельфинотерапии.

Согласно легенде дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в потустороннем мире. Дельфин - это аллегория спасения, вдохновленная древними легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует морскую силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Два дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы, космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе - золотую середину между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает рассудительность.

Мировой опыт привлечения дельфинов к реабилитации детей-инвалидов насчитывает около 35 лет. Основателем этого направления считается Девид Натансон, английский морской биолог.

Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога), врача, тренера, ветеринара. В терапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».

В дельфинотерапии существует два направления:

· Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и животных.

· Специально организованное общение, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении она может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от клиента и специалиста, которые будут замыкать психотерапевтическую цепь. Она может быть групповой, индивидуальной, семейной.

Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

· прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, окружающим людям, природе, миру в целом;

· помочь человеку выйти из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;

· активизировать работу мозговых структур и всего организма в целом через сенсорную стимуляцию;

· стимулировать вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;

· может восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающих одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;

· пережить совместный, богатый, эмоциональный опыт ребенку и его родителям;

· стимулировать выработку гормона радости.

Наиболее перспективными для метода диагнозами, по мнению разработчиков, в настоящее время являются:

· синдром Дауна;

· аутизм;

· энурез и логоневроз;

· ДЦП;

· сильные психологические и комбинированные травмы;

· состояние после комы;

· задержки психического и речевого развития у детей.

Дельфинотерапия приводит к значительному повышению функциональных возможностей больного ребенка и улучшению его адаптации в обществе.

Исследования в «Уришском дельфинарии» (г. Москва), проведенные с детьми от трех до пятнадцати лет, показали:

1) при органическом поражении ЦНС снимается психологический барьер общения, уменьшаются страхи, исчезает агрессия к посторонним людям, улучшаются ориентация в пространстве, координация движений, концентрация внимания, повышается эмоциональный тонус,
2) у пациентов, страдающих детским аутизмом, улучшаются зрительная и двигательная координация, ориентация в пространстве, исчезает страх воды;
3) у детей, страдающих ДЦП, значительно улучшается моторика.

После общения с дельфинами у большинства больных детей восстанавливаются двигательные способности, уменьшаются боли, улучшается кровообращение и речь. Один сеанс дельфинотерапии обычно продолжается 15 минут. Заметное улучшение наблюдается у пациентов уже после третьего сеанса. Курс лечения повторяется через год в том случае, если заболевание не слишком серьезное. В противном случае повторный курс рекомендуется через шесть месяцев. Курс дельфинотерапии лучше всего начинать как можно раньше. Наиболее эффективные результаты отмечаются у детей в возрасте от 6 месяцев до 16 лет.

Во время работы устает не только тренер и врач, но и дельфин. Известно, что после окончания сеанса получасового общения с больным человеком «дельфин-доктор» уходит «отдыхать» на 40-50 минут. Здоровых людей дельфин катает по вольеру с удовольствием и радостью. А после общения именно с больным человеком, он уходит и не работает, пока не отдохнёт. Это говорит о том, что дельфин отдаёт больному человеку то, что ему не может дать медицина... В Европе и в Америке лечение дельфинотерапией стоит от 2 000 до 6 000 USD за 5-дневный курс, в странах СНГ – дешевле (в Севастополе цена для ближнего зарубежья - 200$, для дальнего-500$ за 10 занятий по 5 дней в неделю).

Многие дети после сеанса дельфинотерапии начинают рисовать картинки, придумывать музыку, писать стихи, к кому-то возвращается утраченный контакт с внешним миром. Дельфины помогают им тем, что издают и звук и ультразвук. И тем самым воздействуют на мозг детей. Через полчаса общения с дельфином у пациента меняется энцефалограмма, через 10 дней резко улучшается его общее состояние. На сегодняшний день еще не известно, почему это происходит. У дельфинов с людьми схожая кардиограмма и состав крови, четырех камерное сердце, температура тела, сопоставимый вес мозга. Сканируя пациента, животные ощущают характерную вибрацию нездорового органа. «Общаясь» с афалиной, человек снимает стресс, ощущает приток жизненной энергии, освобождается от негативных эмоций. Ни один физиотерапевтический прибор не может воспроизвести то, что делает дельфин. Есть мнение, что без симбиоза с человеком животное лечить не может. Результат достигается только совместными усилиями [20].

Все приведенные аспекты взаимодействия больных людей и дельфинов свидетельствуют о том, что, если отбросить спорные моменты и преувеличения, то это мощное средство психотерапии и психокоррекции. В России, несмотря на все сложности, дельфинотерапия тоже начала развиваться. В Московском дельфинарии доктором Е.Л. Бутовой проводится целенаправленная игровая терапия с участием дельфинов, при этом больные дети, в основном страдающие детским церебральным параличом и синдромом детского аутизма, находятся на помосте и дотрагиваются до дельфинов, но пока еще не плавают с ними из-за отсутствия технических условий. В Москве в дельфинотерапии участвуют не только афалины, но и белуха - представительница вида, который нигде больше в мире в подобного рода программах не используется.

Полученные результаты были впечатляемыми. Субъективно наблюдались значительные улучшения: дети стали более контактными и общительными, у них повысился фон настроения, они лучше справлялись с различными задачами повседневной жизни, уменьшились страхи, дети перестали бояться воды. Ушла агрессия по отношению к посторонним людям. Улучшилась ориентация в пространстве, координация движений, зрительная координация, моторика. Проявились творческие задатки, например, появился интерес к рисованию[22].

В одном из городов Ставропольского края уже 6 лет успешно работает дельфинарий «Мади» (по просьбе директора конкретный город не указан, т.к. у работников дельфинария нет возможности оказать помощь всем желающим), который является филиалом Уришского дельфинария. Леван Тамбиев, построивший дельфинарий для своей больной дочери Мадины, в свободное от представлений время, по возможности, пропускает на занятия с дельфинами всех больных детей. Все свои наблюдения работники дельфинария сообщают в Академию наук. Эффект от этих процедур всегда разный[19].

Практически всюду, где активно развивается дельфинотерапия, в ней участвуют в основном тихоокеанские афалины, обитающие в теплых водах. Но в российских дельфинариях содержатся атлантические афалины из черноморской популяции, и самая комфортная для них температура воды - 16 - 18 градусов по Цельсию. Люди в такой холодной воде чувствуют себя не уютно, а плавание в гидрокостюмах затрудняет не только телесные контакты с дельфинами, но и движения непривычных к ним людей - не говоря уже о том, что для маленьких детей это просто невозможно. Тут есть два варианта - либо переводить дельфинов на время работы в другой бассейн с теплой и чистой водой (о последнем не следует забывать, особенно при работе с детьми), либо приобретать теплолюбивых животных.

Дельфины, работающие с больными людьми, тоже должны отвечать определенным требованиям. Они должны быть абсолютно здоровыми, почти "стерильными". Кроме общительности и дружелюбия, они не должны проявлять никакой агрессивности по отношению к человеку.

Зоотерапия с использованием дельфинов обязательно должна быть комплексной; при проведении дельфинотерапии желательна совместная работа с пациентом врача, психолога и тренера[20].

Дельфинотерапию, судя по всему, ждет большое будущее - эта отрасль нетрадиционной медицины будет бурно развиваться в новом тысячелетии; наверняка общение с дельфинами принесет не только пользу страдающим людям, но и приоткроет нам новые горизонты в отношениях человека с представителями других видов животных.

 

Заключение

Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в различных реабилитационных программах. Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди различных специалистов. Очень часто к дельфинотерапии обращаются родители детей с серьезными нарушениями (ДЦП в тяжелой форме, умственная отсталость, аутизм, рак).

Данная технология является социальной инновацией, так как она находится на стадии становления на территории РФ. И нельзя однозначно определить ее эффективность, так как данный метод реабилитации детей-инвалидов имеет ряд минусов:

- дельфинотерапия, как вид реабилитации является дорогостоящей;

- является недоступной для большинства детей, в связи с тем, что дельфинарии имеются лишь в 3-4 городах России;

- общение с дельфинами не всегда приводит к положительному изменению в состоянии здоровья ребенка.

Но даже если дельфинотерапия не принесет желаемого радикального улучшения, общение с дельфинами остается ярким не забываемым опытом в жизни детей и их родителей.

 

 

Литература:

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991.

2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1.

3. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра “Ринго – Надежда”. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2.

4. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология. – 1996. - №5.

5. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №5.

6. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы Тюменской области, 1995.

7. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. –

9. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского М., 1998.

10. Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация “Next Stop – New Life”. 27.11.1998.

11. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.: ИНФРА – М, 1998.

12. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». М., 1999.

13. Положение в г.Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад / сост. В.С. Ткаченко, Г.В. Маковкина, А.Э. Гапич – Ставрополь, 2005.

14. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997.

15. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1.

16. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.

17. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981.

18. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996.

19. https://www.aif.ru/online/aif/1210/23_01

20. https://docibolit.nm.ru/misk/st/db/www.ibolit.4u.ru

21. https://www.animoterapia.ru

22. https://www.ptichka.ru

23. https://www.medmoskva.ru/news

24. https://www.medcom.spb.ru/poll/php

25. https://www.pgz.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: