Пс конс-рование происходит меж.2 люд, в котор. участвуют их сознат и бессознат начала. Из противоречия м/у классическими психоаналитическим и бихевиоральным подходами, с одной стороны, и более современными течениями(60-е гг.) в русле гуманистического направления, с другой возникли модели психологической и медицинской психотерапии. В основе мед модели лежит предположение, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиента. Целью сторонника мед. модели явл. излечение больного. Рамки мед. модел. узкие и неприменимыми к психологическому консультированию, так как эта модель не позволяет определить характер необходимой пс. помощи. Пси-ская (личностно-ориентированная, гуманистическая)модель, в отличие от медицинской:
• исходит из индивидуальной, а не социальной этики;
• воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов;
•исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности; Парадигма– модель, представление, система взглядов. Эта мод.
• обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам;
• ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения;
• фокусируется на процессе, а не на методике;
• концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме;
•предполагает работу психолога"собой" (личностная включенность), а не"техникой"
Различия во взаимодействии психолога с клиентом в мед. и пс-кой моделях: •директивность– недирективность пс; • анонимность – самораскрытие;
• возможность – невозможность выражения положит.и отрица-ых чувств по отношению к клиенту; • односторонность– двусторонность встречи; • степень ответственности.(пс.тер) и клиента (пац-та) за эффективность консультирования (псхотерапии).
Директивный пс. активный и инициативный он дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный пс. не навязывает норм и интерпретаций, не доминирует, использует в основном технику отражения и кларификации. Параметр"анонимность– самораскрытие" предполагает, с одн. стороны, личностно-нейтральное поведен пс., позволяющее клиентам проецировать свои невротические отношения, а с другой– открытое проявление пс. собственных чувств, переживаний, мнений и позиций. Выражение пс. положит. эмоций способствует удовлетворению ожиданий клиента относительно доброго, принимающего пс., а выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации потребности клиента в безусловном принятии. В мед.модели не приветствуется выражение пс. собственных чувств Психолог-консультант, использующий не мед. модель, может быть достаточно аутентичным и подлинным, если выражение чувств способствует продвижению клиента в понимании его проблем. Односторонность встречи означает, что психолог личностно не проявлен в процессе и не дает ничего, кроме интерпретации.
Две парадигмы"психологическая" и "медицинская", значительно обогатили друг друга. Современный психолог-консультант– это специалист, знающий клиническую психологию и использующий эти знания в рамках личностно-ориентированной модели для того, чтобы построить терапевтические отношения с клиентом, учитывая особенности его взаимодействия с другими людьми.
Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков,в которой он испытывает трудности. Задачами психолога явл. анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В пед. модели процесс терапии направлен не на"излечение", а на коррекцию или адаптацию клиента к реальности.Психолог выступает в качестве авторитетного(но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя. Эта модель часто используется школьными психологами в консультировании родителей и учителей по вопросам воспитания и обучения детей, при консультировании руководителей организаций(коучинг) и др.
Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого– проведение диагностики и информирование клиента о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель широко используется при массовых отборах(например, при рекрутинге), в профессиональном консультировании(в школах, в центрах занятости) и направлена, прежде всего, на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.