Третий и четвертый этапы консультативного процесса.




3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

Пятый и шестой этапы консультативного процесса

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса.

Консультированиеэто совокупность процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно совершенствования личности, межличностных отношений, проблем брака, семьи, профессиональной карьеры (американские психологи).
Беседа – основной метод консультирования. I и II стадия консультативной беседы, цели, задачи, основные этапы, содержание взаимодействия консультанта с клиентом.

– общение как некая общая человеческая реальность, предпосылка условия человеческого сознания и самосознания.

- как форма реализации – субъект с детства включен в систему отношений, в культуру в течение всего времени погружен в поле диалога – все действия субъекта это факты согласия, несогласия, поддержки, утверждения, самоуважения.

Жалоба – информация о психологических трудностях клиента, с которыми он сам не может справиться или устранить.

Имеет свою структуру:

- локус-жалоба – ориентирование жалобы на кого-то или что-то (субъективная и объективная)

- самодиагноз – собственное объяснение клиентом тех или иных трудностей в системе отношений. В жалобе всегда явно (просьба о помощи «Что делать, если муж изменяет?») или скрыто («Помогите мне его удержать»).

Запрос – конкретные формы помощи, ожидаемые клиентом от консультанта. Обычно запрос и проблема связаны по смыслу, но не всегда совпадают.

Виды запроса:

1. Просьба об эмоциональной и моральной поддержке «я прав, не правда ли?».

2. О содействие «не поможете ли понять или разобраться»

3. О дополнительной информации.

4. Об обучении навыкам «у меня не получается, научите».

5. Об оказании влияния на другого человека.

Психологическое заключение характеристика психологических проблем клиента, выделением проблем, которые их вызывают и возможные направления решения проблем.


Вопросы в психологическом консультировании.

Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так же и начинающий консультант чувствует себя неуютно при возникновении в беседе паузы молчания, поскольку ему кажется, что он постоянно должен что-то делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: