Диалект как простейшая функциональная ячейка парадигмы




Функциональная парадигма языка и её эволюция

Диале́кт (др.-греч. διάλεκτος — наречие, от διαλέγομαι — говорить, изъясняться) — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.
Диалект является полноценной системой речевого общения (устной или знаковой, но не обязательно письменной) со своим собственным словарём и грамматикой.
Традиционно под диалектами понимались прежде всего сельские территориальные диалекты. В последнее время появилось немало работ и о городских диалектах; в частности, к ним относят речь афроамериканского городского населения США, чей английский языксущественно отличается от других разновидностей американского английского. Французские лингвисты наряду с термином «диалект» (фр. dialecte) используют термин «патуа» (patois), который также обозначает локально ограниченную речь определённых групп населения, главным образом сельского.
2.Роль диалектов в развитии функциональной парадигмы языка и становление литературной страты
Структура современного русского языка.

Россия занимает огромную территорию. Она разделена на области и края. В каждой области есть наряду с городами села, а на юге – станицы, хутора. Некоторые из них бывают значительно удалены не только от центра, но и друг от друга. В таких обособленных поселениях и группах поселений образуются территориальные диалекты – такая форма языка, которая ограничена в употреблении местом проживания ее носителей. Диалекты существуют только в устной форме и служат для бытового общения. Каждый диалект имеет свой набор фонетических, грамматических, лексических средств.
В русском языке существует 3 диалекта:

1) южнорусский Г - фрикативное [γ], аканье [дароγа] В III лице глаголов мягкое окончание [нисеть]
2) севернорусский Г – взрывное, оканье [дорога] В III лице глаголов твердое окончание [нисет]
3) среднерусский Г– взрывное, аканье [дарога] В III лице глаголов твердое окончание [нисет]


Независимо от территории проживания люди объединяются в группы, например, по профессии, увлечениям, по возрасту. Находясь в своей социальной среде, люди нередко используют жаргоны профессиональные и социальные. Примерами профессиональных жаргонизмов могут быть слова каталог (библ.) или компас (мор.)
Свой жаргон есть даже у служителей церкви. «СТ – саддукейскими тенетами на жаргоне ватиканской команды именовались своеобразные информационные лабиринты, устроенные с целью сбить пиратов с пути или заставить их как-то выдать себя, что делало возможной их идентификацию». (Артуро Перес Реверте. Кожа для барабана.)
От жаргона следует отличать арго – речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира. Примером арго может служить блатная феня (офенский язык – по терминологии В.Даля). Афеня или офеня – мелочный торгаш вразноску по малым городам, селам, деревням. Арго – то тайный язык, созданный для конспирации и использующийся только в особых случаях, но не в повседневной жизни.
Территориальные и социальные диалекты, арго входят в национальный русский язык, но не составляют его основу. Его основой и высшей формой является литературный язык.
Основная граница между разными типами литературного языка – донациональный и национальный период. Для русского языка это граница между средневековьем и новым временем – середина – 2ая половина 17 века.Отличительным признаком донационального периода является то, что в качестве литературного языка может выступать другой язык, в данном случае церковнославянский, по мнению Шахматова, Толстого. В национальный период литературный язык меняет свою базу: ориентируется на диалектную речь, формируется на национальной основе. В этот период начинает формироваться устная форма литературного языка.
В 17 веке складывается русская нация. В этот период изменяется соотношение общенародного языка и диалектов. Прекращается развитие новых диалектных особенностей, старые остаются устойчивыми. С середины 17 века начинается новый период истории русского литературного языка - национальный. Диалекты начинают нивелироваться. Развитие экономических и политических связей Московской Руси, рост авторитета Москвы, распространение московских приказов способствовали росту влияния устной речи Москвы на территории Руси, говор Москвы лег в основу национального языка. Формированию нового литературного языка способствовало широкое распространение в демократических слоях общества литературы, язык которой сложился на основе устной и деловой речи.
В 1708 году вводится гражданский алфавит, на к-м печатается светская литература, кириллица используется в конфессиональных целях. В лит-м языке конца 17 - 1-й половине 18 вв. тесно переплетаются и взаимодействуют книжнославянские, зачастую даже архаические, лексические и грамматические элементы, слова и обороты речи народно-разговорного и делового характера и западно-европейских заимствования. Словарный состав языка становится разнообразнее, но в стилистич. отношении неупорядоченным. Возникает потребность нормализации лит-го языка. Первые попытки описания норм лит-го языка были сделаны Кантемиром, Тредиаковским, Атотуровым.
Формирование РНЯ заканчивается в I половине 19 в. Нелитературный язык не был однородным явлением на всей территории гос-ва. В ЛЯ же начинает проявляться тенденция к единообразию, внутреннему единству, что приводит к закреплению норм ЛЯ.В.В.Виноградов: «Основные признаки РНЯ – тенденция к всенародности и нормативность. Понятие нормы – центральное в его определении». В выработке и становлении РНЯ велика роль литературы, т.к.она применяет письменную форму РЛЯ. Хар-ным признаком сущ-ния норм в ЛЯ является возможность сознательного отступления от них в опред. худ.-выразительных целях. Наличие 2-х типов ЛЯ, хотя и сближающихся в конце ДР периода, но всё же различных по сфере употребления, не соответствовало хар-ру язык.развития в национальную эпоху. Поэтому весь начальный период РНЯ в истории РЛЯ проходит под знаком разрушения противопоставления 2-х типов ЛЯ и возникновения новой системы ЛЯ, основанной на противопост-нии 2-х стилейязыка – «высокого» и «простого».
Ведущая роль преобразования рус лит-го языка в описании его норм принадлежит Ломоносову.Он основоположник науки о русском языке, положивший начало описательному и сравнительно-историческому изучению русского языка, охарактеризовавший предмет языкознания как науки. В «Письмах о правилах российского стихотворства», «Риторике», «Российской грамматике», «Предисловии о пользе книг церковных и российском языке» он описал нормы русского литературного языка на всех уровнях языковой системы, показал пути исторического развития, создал учение о 3х стилях. Теорию 3х стилей он связал с национальным своеобразием исторического развития рус лит-го языка, заключавшимся в длительном взаимодействии и взаимовлиянии 2х стихий: книжно-славянской и русской народной. Стилистическая теория положила в основу нормы те слова, обороты речи, грамматические формы, к-е с точки зрения стилистики были нейтральны, ограничила употребление славянизмов и заимствований и разрешила употребление просторечий в литературной речи.
В развитии языка постепенно возрастает и становится определяющей роль индивидуально-авторских стилей. Наибольшее влияние на процесс развития рус лит-го яз этого периода оказало творчество Державина, Радищева, Крылова, Карамзина. Для их произведений характерна ориентация на живое речевое употребление. Причем употребление разг-х элементов сочеталось со стилистически целенаправленным использованием славянизма. Большую роль в нормализации рус лит-го языка конца 18 – начала 19 вв. сыграл толковый словарь русского языка - «Словарь Академии Российской».
В начале 90-х гг. 18 века появляются «Письма русского путешественника» и повести Карамзина. В них культивировался язык описания, к-й получил название русского слога.В его основу был положен принцип сближения литературного языка с разговорным, отказ от абстрактного схематизма литературы классицизма, интерес к внутреннему миру человека. Карамзин ставил цель образовать доступный для всех язык: для книг и для общества, чтобы писать как говорят и говорить как пишут. Минусом было то, что он ориентировался на язык высшего общества, включала большое количество галлицизмов, которые отсутствовали во всеобщем употреблении.
Писатели начала 19 века сделали значительный шаг к сближению литературного языка с разговорным, в обновлении норм нового литературного языка. К 19 веку жанр и стиль произведений лит-ры уже не определялись твердой прикрепленностью слов, грамматических форм и конструкций. Возросла роль творческой языковой личности, возникло понятие истинного языкового вкуса в индивидуально-авторском стиле.
Первая треть 19 века – это Пушкинский период.В его творчестве завершается формирование национального русского литературного языка. В языке его произведений пришли в равновесие основные стихии русской письменности и устной речи. Он нашел такие пути слияния трех языковых стихий – славянизмов, разговорных и западно-европейских элементов, к-е оказали влияние на выработку норм национального рус лит-го языка. Этот язык в своей основе сохранился до наших дней. С этого периода начинается эпоха нового рус лит-го языка. В творчестве Пушкина были выработаны и закреплены единые, общенац-е нормы, к-е связывали воедино устную и письменную разновидности русского литературного языка. Создание единых общенациональных норм касалось не только лексико-грамматической структуры, но и системно-функциональных стилей. Разрушив окончательно систему трех стилей, он создал многообразие стилей, стилистических контекстов, спаянных темой и содержанием, открыл возможность их бесконечного, индивидуально-художественного варьирования. Все последующее развитие русского литературного языка было углублением и совершенствованием норм, заложенных в эту эпоху. В развитии русского литературного языка, формировании его норм важную роль сыграла языковая практика крупнейших русских писателей 19 – начала 20 веков (Лермонтов, Гоголь, Достоевский и др.). С Пушкиным в русском литературном языке окончательно установилось, а затем усовершенствовалась система функционально-речевых стилей. Во второй половине 19 века отмечается значительное развитие публицистического стиля. Он начинает оказывать влияние на развитие художественной литературы. В литературном языке появляется научно-философская, общественно-политическая терминология. Наряду с этим литературный язык вбирает в себя лексику и фразеологию из территориальных диалектов, городского просторечия и социально-профессиональных жаргонов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: