Лексическая тема «Посуда».




Вид занятия: Формирование грамматического строя речи.

Тема занятия: В гостях Федоры.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление названий предметов посуды, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительных с обобща­ющим значением «посуда», уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, обра­зование формы родительного падежа имен существительных, образование множественного числа имен сущест­вительных, употребление и согласование прилагательных с существительными ед. и мн. числа мужского и женского рода, формирование навыка использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой-моя» и согласование их с существительными). Употребление фразы с предлогом «У».

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой дея­тельности детей. Развитие диалогической речи, общей моторики, согласования речи с движениями, памяти, зрительного восприятия и внимания, мышления, речевого слуха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности. Воспитание бережного отношения к вещам.

Оборудование. Предметные картинки большого формата с изобра­жениями предметов мебели: жёлтая чашка, красный чайник, зелёная тарелка, синяя кастрюля, жёлтые чашки, красные чайники, зелёные тарелки, синие кастрюли.Предметные картинки с изображением предметов мебели во множественном числе: чашки, ложки, ножи, тарелки, кастрюли. Предметные картинки с изображениями предметов посуды с недостающими дета­лями (чашка, кастрюля, чайник). Недостающие детали на липучках (ручка, крышка, носик). Предметные картинки маленького формата для работы за столом с одним изображением: стакана, миски, ножа, тарелки, чайника, вилки.

Предварительная работа. Рассматривание с воспитателями посуды, частей, из которых она состоит; проведе­ние беседы о ее назначении. Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Разучивание упражнения «Посуда». Упражнения в выполнении обязанностей дежурных по столовой.

Словарь:

Существительные : обобщающее понятие – посуда; название посуды: чашка, блюдце, тарелка, чайник, ложка, вилка, нож, кастрюля, стакан, миска; части посуды (крышка, ручка, носик).

Глаголы: разбить..

Прилагательные: красный, синий, жёлтый, зелёный, большой, горячий, хрупкий.

Ход занятия:   Индивидуально-дифференцированный подход
1ч. Организационный момент. Игра «Что изменилось?»[Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи. Употребление и согласование прилагательных с существительными ед. и мн. числа мужского и женского рода] Логопед предлагает снова побывать в гостях у Федоры и поиграть с ней. На наборном полотне выставляется 4 картинки с изображением предметов мебели (Жёлтая чашка, красный чайник, зелёная тарелка, синяя кастрюля). Логопед: - Что вы видите? Дети: - чашку (чайник, тарелку, кастрюлю.) Логопед: - Что это всё? Дети: - Посуда. Логопед: - Правильно. Посмотрите на неё внимательно и за­помните, какая посуда на картинках. А теперь за­кройте глазки. Дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку с изображением жёлтой чашки, а на его место кладет жёлтые чашки. Логопед: - Откройте глаза. Что изменилось? Что появилось? Дети: - Жёлтые чашки. Логопед: - Что было на этом месте? Дети: - Была жёлтая чашка. Логопед: - Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз. Логопед организует игру ещё три раза, заменяя картинки с изображением красного чайника на красные чайники, зелёной тарелки на зелёные тарелки, синей кастрюли на синюю кастрюлю.   Помощь Денису О, Максиму Д – ошибки согласования – делать акцент на окончание слов: какая, какой, какие.
2ч.Лото «Один— много».[Совершенствование грамматическо­го строя речи (образование множественного числа имен сущест­вительных. Употребление фразы с предлогом «У».] Логопед раздаёт картинки с изображением предметов посуды во множественном числе в качестве наглядной опоры. Логопед: - Давайте ещё поиграем с посудой. Я буду называть один предмет посуды, а вы будете отзываться, у кого этой посуды много. У меня стакан. А у тебя? Ребёнок: - У меня стаканы. Далее в ходе игры логопед называет следующую мебель: чашка-чашки, ложка – ложки, нож-ножи, тарелка – тарелки, кастрюля -кастрюли. Логопед: - Молодцы! Правильно! Похлопайте себе! Первым предложить задание Даше К, Феде Л – дадут образец ответа.   Помощь Серёже М в образовании нужной формы слова - назвать действие: стоят….
3ч. Физкультминутка «Посуда».[Разви­тие общей моторики, координации речи с движением. Уточнение и расширение словаря.] Федора предлагает детям поиграть с посудой. Вот большой горячий чайник, Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. Очень важный, как начальник. Вот стоят на полке чашки, Присели, одна рука на поясе. Очень хрупкие, бедняжки. А вот это наши блюдца, Кружатся, руки в стороны. Только стукни – разобьются. А вот это наши ложки, Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой. Голова на тонкой ножке.   Выполнять движения вместе с Максимом Я – не согласовывает речь с движениями
4ч. Игра «Чего не хватает?»[Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа).] Логопед ставит на мольберт по одной предметные картинки с изображениями предметов посуды с недостающими дета­лями и организует диалог. Логопед: - Вся посуда у Федоры перебита. Давайте «склеим» «разбитую» посуду. Прикрепим недостающие детали. Что это? Дети. Чайник. Логопед. Чего не хватает у чайника? Дети. Носика. Логопед. А это что? Дети. Кастрюля. Логопед: - Чего нет у кастрюли? Дети. Крышки. Логопед. Что это? Дети. Чашка. Логопед. Чего не хватает у чашки? Дети. Ручки. Логопед. Похлопайте себе. Молодцы! Логопед прикрепляет недостающие детали с помощью «липучек».     Помощь Серёже М, Артёму И, Максиму Д- напомнить название части.
5ч. Упражнение «Мой-моя». (Формирование навыка использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой-моя» и согласование их с существительными). Логопед: - Федора хочет с вами ещё в одну игру сыграть. (Логопед раздаёт каждому ребёнку по картинке с одним изображением: стакана, миски, ножа, тарелки, чайника, вилки и просит назвать, что это? Затем собирает картинки и спрашивает, чья картинка?) Логопед: - Это чей нож? Ребёнок: - Мой нож. И т.д. Отрабатываются словосочетания: Моя - тарелка, миска, вилка и т.д. Мой – стакан, чайник и т.д.   Помощь Денису О, Илье Г – в согласовании слов -акцентированное произнесение окончания вопроса чей-чья?
6ч. Итог: -Скажите Федоре, как надо обращаться с посудой? Почему?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: