Задания для практических занятий по курсу
«История зарубежной литературы»
Семестр
Практическое занятие № 1.
ТЕМА: Д. Дефо «Робинзон Крузо». Особенности сатиры Джонатана Свифта в «Путешествиях Гулливера»
ПЛАН:
I. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
1. Творческая биография Дефо.
2. Образ Р. Крузо.
3. «Образ» природы в романе.
4. Основной конфликт и особенности его развития.
5. Жанровое своеобразие книги.
II. Особенности сатиры Джонатана Свифта в «Путешествиях Гулливера».
1. История создания произведения.
2. Особенности композиции (художественные задачи, поставленные в предисловии; соотнесение частей).
3. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности:
а) политическая сатира (ч.1, ч. 3);
б) сатира на историю (ч. 2, ч.; в) сатира на нравы (ч. 2);
г) сатира на науку (вопрос о соотношении науки и жизни, часть
д) сатира на социальное устройство общества (антиутопия в части 4):
4. Теория «естественного человека», ее воплощение в романе:
а) прием остранения и его роль:
б) соотношение героя и автора.
5 Приемы сатирического изображения в романе (фантастика, парадокс, гротеск, ирония, пародия).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникст А. Даниэль Дефо: очерк жизни и творчества. - М., 1957.
2. Дж. Свист. Путешествия Гулливера.
3. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Д. Свифта. М., 1968.
4. Елистратова А. Дефо // Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. - М., 1966.
5. Ингер А. Джонатан Свифт. Предисловие к кн.: Свифт Дж. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.. 1976 (БВЛ).
6. История всемирной литературы. Т. 5. С. 41-44.
7. История зарубежной литературы 18 века. / Под ред. Плавскина З.И. М., 1991. С. 54-58.
8. Миримский И. Реализм Дефо // Миримский И. Статьи о классиках. - М., 1966.
9. Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1988 (гл. 5).
10. Урнов Д. Дефо. - М., 1990.
11. Урнов Д. Робинзон и Гулливер: судьба двух литературных героев. - М., 1973.
12. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.
Практическое занятие № 2.
ТЕМА: Трагедия И.-В. Гёте «Фауст».
ПЛАН:
1. Источники и жанровая характеристика произведения:
а) Понятие Мани и манихейства.
б) Народная книга о докторе Фаусте как литературный источник трагедии Гёте.
в) История легенды о докторе Фаусте.
г) Кристофер Марло «Трагическая история о докторе Фаусте» как литературный источник трагедии Гёте.
2. Творческая история «Фауста» Гёте.
3. Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе».
4. Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале I части произведения.
5. Смысл противопоставления Фауст – Вагнер.
7. Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем
8. Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста.
9. Поиски смысла жизни (погребок Ауэрбаха, кухня ведьм).
10. Любовь в жизни Фауста. Образ Гретхен (Маргариты).
11. Символика II части.
12. Спор о человеке, его предназначение в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля (проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» - II часть, 5 акт).
13. Итог жизненных исканий Фауста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.
2. Аникст А.А. «Фауст» Гете (литературный комментарий). – М., 1987.
3. Вильмонт Н. Гете и его «Фауст»// И.-В. Гете «Фауст». – М., 1970 (БВЛ).
4. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.
5. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. – М., 1987.
6. Тураев С.В. И.–В. Гете. – М., 1951.
Практическое занятие № 3.
ТЕМА: Особенности английского романтизма.
Д. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».
ПЛАН:
1. Жанровые и художественные особенности поэмы Д. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»:
а) История создания поэмы Байрона;
б) Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Байрона и воплощение ее в поэме;
в) Характеристика особенностей жанра и художественной структуры произведения. Взаимоотношение эпического и лирического пластов повествования;
г) «Байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи. Эволюция соотношения между Чайльд-Гарольдом и образом автора от первой песни к четвертой.
2. Образ героя и своеобразие романтической поэмы Д. Байрона «Корсар»:
а) Эпиграф к “Песне первой”, его функции.
б) Прошлое и настоящее Конрада. Мотивы его поступков.
в) Отношение Конрада к окружающим (разбойники, Медора, Гюльнара и др.).
г) Средства создания образа романтического героя. Обстоятельства, в которых он выявляет себя (роль сюжета), атмосфера тайны, портрет.
д) Авторская характеристика личности и поведения героя (найти в тексте места, свидетельствующие об отношении автора к герою).
е) Место образа главного героя в композиции поэмы.
ж) Тема природы, способ ее изображения, функции в поэме.
з) Язык и стиль повествования (сравнить язык действующих лиц и авторские отступления).
и) Роль лирических отступлений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Елистратова А. Байрон. М., 1956. С.71-86.
2. Клименко Е. Байрон. Язык и стиль. М., 1960.
3. Кургинян М. Дж. Байрон. Гл. 3. Любое изд.
4. История всемирной литературы в 9-ти т. М., АН СССР, 1986-1991. Т. 6. (Ст. о Байроне).
5. Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы: западноевропейский и американский романтизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /.Под ред. Г. Н. Храповицкой. — М.: “Академия”, 2007.
Практическое занятие № 4.