Укладка дополнительных временных съездов на перегоне позволяет значительно повысить пропускную способность линии и более эффективна, чем ее устройство на станции.
Укладка временного диспетчерского съезда на перегонах сокращает период графика движения почти в 2 раза по сравнению с имеющимся техническим оснащением железнодорожной линии (рис. 5, в).
Рис. 6. Зависимость задержки поездов при капитальном ремонте пути от размеров движения на двухпутных железнодорожных линиях: СУЩ - для существующих конструкций станций; ДИСП, ПЕР - при укладке диспетчерских съездов соответственно на станциях и перегоне; ΔЕ - дополнительные затраты, связанные с укладкой временного съезда на станции
Рис. 7. Зависимость задержки поездов при капитальном ремонте пути от протяженности перегонов
Ее эффективность определяется сравнением расходов в зависимости от размеров движения. Для перегона средней протяженности при малых размерах движения двухпутной линии эксплуатационные расходы, связанные с задержками грузовых поездов, незначительны при любой конструкции обгонных пунктов - как без диспетчерских съездов, так и в случае их временной укладки. С увеличением размеров движения эти расходы существенно возрастают. Причем наиболее быстрыми темпами они растут при отсутствии диспетчерских съездов (рис. 6). Когда разница в эксплуатационных расходах от задержек грузовых поездов достигает величины дополнительных расходов на укладку и содержание диспетчерского съезда, это означает, что размеры движения достигли критического значения, т. е. целесообразна укладка временных диспетчерских съездов.
Эффективность укладки диспетчерских съездов в значительной степени зависит от протяженности перегонов двухпутных железнодорожных линий (рис. 7). Технико-экономические расчеты показали, что при постоянных размерах движения с ростом длины ремонтируемого перегона значительно возрастают эксплуатационные расходы, связанные с задержками грузовых поездов из-за ограниченной его пропускной способности. Причем наибольшие эксплуатационные расходы имеют место при наличии дополнительного диспетчерского съезда только на станциях.
В то же время задержки грузовых поездов значительно сокращаются при укладке временного диспетчерского съезда в середине перегона. Эффективность их укладки на середине пути между станциями также зависит от длины ремонтируемого перегона. При его увеличении растет и общее число «окон», выделяемых для капитального ремонта пути. Поэтому на протяженном перегоне резко увеличивается эффект от укладки диспетчерского съезда, если он расположен в центре между промежуточными станциями.
В реальных условиях эксплуатации на эксплуатационные расходы от задержек грузовых поездов дополнительное влияние оказывает и расположение вокзалов на станциях и обгонных пунктах. Так, расположение вокзалов по разные стороны от оси главного пути, а следовательно и расположение стрелочных переводов, часто затрудняет перевод поездов с правильного пути на неправильный и обратно. Это вызывает необходимость движения поездов по неправильному пути по двум перегонам двухпутной линии.
Характерный пример имел место на Восточно-Сибирской дороге, где при капитальном ремонте нечетного пути на перегоне Хотхор - Головинская движение по неправильному пути осуществлялось для двух перегонов при отсутствии необходимых съездов. Поэтому, чтобы избежать крупных задержек грузовых поездов, перед началом капитального ремонта пути на станции Головинская был дополнительно уложен временный диспетчерский съезд. Это позволило за «окно» продолжительностью 12ч пропустить по ремонтируемому перегону 52 пассажирских и грузовых поезда. При отсутствии дополнительного диспетчерского съезда за такое же «окно» можно пропустить только 36 поездов. При этом за счет укладки временного съезда пропускная способность ремонтируемого перегона возросла почти на 40 %.
Переход Восточно-Сибирской дороги на безотделенческую структуру управления, внедрение новой технологии пропуска поездов при капитальном ремонте пути способствовали улучшению экономических показателей ее деятельности и позволили значительно снизить эксплуатационные расходы, связанные с задержками пропуска поездов.