Занятие № 14
Тема: «Понятие об однородных членах предложения, их роли в предложении (систематизация
и углубление знаний). Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Одно-
родные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Запятая
между однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами».
Цель: повторить и обобщить знания об однородных членах предложения с союзами и без сою-
зов, их роли в предложении; совершенствовать навыки пунктуационных и грамматичес-
ких умений по теме.
Задачи:
¾ применять полученные знания в практической деятельности;
¾ совершенствовать умения находить однородные члены предложения (ОЧП), расставлять знаки препинания при ОЧП;
¾ правильно строить предложения.
План
1.Понятие об однородных членах предложения.
2. Союзы, связывающие однородные члены предложения.
3. Однородные и неоднородные определения.
4. Ряды однородных членов предложения.
5. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
6. Согласование в предложениях с однородными членами.
7. Обобщающие слова при однородных членах.
8. Знаки препинания при обобщающих словах.
9. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ БЫВАЮТ | |
два или несколько подлежащих при общем для них сказуемом: | Армяне, грузины, черкесы, персияне тесни-лись на неправильной площади (П.) |
два или несколько сказуемых при общем для них подлежащем: | Кипела, торопилась, грохотала жизнь (Т.) |
два или несколько второстепенных членов, зависящих от одного и того же члена предло-жения и отвечающих на один и тот же вопрос: | По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. (М.Г.) Быстро, бешено неслась тройка. (Н.) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.) |
СОЮЗЫ, СВЯЗЫВАЮЩИЕ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
1. Соединительные союзы и, ни-ни, да (=и) и др. Союз и может быть и одиночным, и пов-торяющимся. Одиночный союз и, когда одно-родных членов несколько, ставится между последними и подчёркивает, что перечисление закончено: Повторяющийся союз и ставится перед каждым однородным членом и получает обыч-но добавочное усилительно-перечислительное значение: Союз ни — ни употребляется вместо сою-за и в отрицательных предложениях и может быть только повторяющимся: Союз да (=и) может быть и одиночным, и повторяющимся; при повторении он приоб-ретает, как и союз и, усилительно-перечисли-тельное значение, но не может стоять перед первым однородным членом: | Бесконечно скрипят арбы, повозки, двуколки и фургоны. (С.) Вот уже и стука, и крика, и бубенцов не слыхать. (Т.) Он не имел брата и сестры.— Он не имел ни брата, ни сестры. (Л.) Сосны лишь да ели вершинами шумели. (П.) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... (П.) |
2. Разделительные союзы или (иль), либо, то — то, не то — не тои др. Разделительные союзы или и либо показы-вают, что из перечисленного однородными членами возможно что-либо одно; они могут быть как одиночными, так и повторяющимися: В случае повторения они нередко получа-ют добавочное перечислительное значение: Союз то — то может быть только повто-ряющимся; он указывает на чередование: Сложный разделительный союз не то — не то, тоже только повторяющийся, имеет добавочное значение: он указывает на неопре-делённость впечатления, производимого дей-ствием, предметом, качеством предмета и т. д.: | Иногда мёртвой змеёй проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) С чужимия либо робел, либо важничал. (М. Г.) Евсеич или забавлял нас рассказами, или играл с нами, или слушал моё чтение. (Акс.) Ветер то глухо завывал, то свистал поры-висто. (Т.) Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся. (Ч.) Не то туман, не то дым окутывал всю рощу. |
3. Противительные союзы а, но, да (=но), однако, зато и др. Они указывают на противопоставление одного другому и потому не бывают повторя-ющимися: | Возик свой мы не свезём, а скатим. (Кр.) Лицо его имело выражение довольно прият-ное, но плутовское. (П.) Хорош певец, да кичлив. (М. Г.) Я немного поколебался, однако сел. (Т.) Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут. (Кр.) |
СОЮЗЫ, СВЯЗЫВАЮЩИЕ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
4. Двойные сопоставительные союзы как — так и, не только — но и, не столько — сколько, если не —то, хотя и — но (а). Первая часть союза ставится перед одним однородным членом, вто- рая — перед другим. | |
Союз как — так и служит только для со-поставления: Все остальные сопоставительные союзы имеют различные добавочные значения. Союз не только — но и подчёркивает, что, кроме обозначенного первым однородным членом, есть ещё и другое, что говорящий при сопоставлении с первым считает более важ- ным: Союз не столько — сколько употребляет-ся для сопоставления по степени: Союз если не — то имеет добавочное условное значение, а союз хотя и — а (но) — уступительное: | У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. (Гонн.) У партизан были не только винтовки, но и пулемёты. Он думал не столько о предстоящем отдыхе, сколько о скорой встрече со своим старым другом. На большей части их лиц выражалось если не боязнь, то беспокойство. (Л. Т.) Он [мост] с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет. (Кр.) |
В предложениях может употребляться любое количество рядов однородных членов предложения. | |
Примеры предложений с одним рядом однородных членов | Примеры предложений с несколькими рядами однородных членов |
На столе лежали яблоки и апельсины. Он выходил на пробежку утром и вечером. Катя достала из портфеля ручку, тетрадь и учебник. | Тане и Ане нравилась песенка о щенке и котенке. Мама почистила и нарезала для супа картофель и морковь. Ветер срывалжелтые, красные, рыжие листья и бросал их на землю. |
Употребление более трёх рядов однородных членов в одном предложении не рекомендуется, так как это делает предложение трудным для восприятия. Пример: В зоопарке Катя, Саша и Петя увидели и сфотографировали слона, жирафа, тигра и медведя. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ | |
Запятая ставится | П р и м е р ы |
Между двумя или более однородными члена-ми, не соединёнными союзами: | Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. (Кор.) |
Между однородными членами, соединёнными повторяющимися соединительными или разде-лительными союзами (и — и, ни — ни, да —да, или —или, либо —либо, то-то, не то — не то): | Иберег, и море молчали. (Кор.) В знакомой сакле огонёк тотрепетал, то снова гас. (Л.) |
Между однородными членами, соединёнными противительными союзами а, но, да (=но): | Он [ребёнок] был тонок и слаб, ноходил и даже бегал свободно по всему дому. (Кор.) Поворчал он, да не посмел ослушаться. (Кор.) |
Перед второй частью двойного союза, соеди-няющего однородные члены (как — так и, не только — но и): | Пушкин создал замечательные реалистичес-кие произведения как (не только) в стихах, так и (но и)в прозе. |
Запятая не ставится | П р и м е р ы |
Между однородными членами, связанными одиночным соединительным или разделитель-ным союзом (и, да (= и), или, либо): | Лодка качнулась, поднялась иисчезла. (Кор.) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с покла-жей воз взялись. (Кр.) |
Внутри групп однородных членов, соединён-ных попарно: | Дети собирали в лесу лечебные травы и яго-ды, грибы и орехи. |
В цельных выражениях с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд и т. д.: | На другой день ни свет ни заря Лиза уже про-снулась. (П.) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. (Г.) |
Примечания. 1. Вместо запятой для разделения распространённых однородных членов, особенно если внутри их уже есть запятые, может употребляться точка с запятой: Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; отдавал себя, своё поколение в жертву, но засту-пался за новых людей, за их убеждения и желания. (Т.) 2. Если в предложении больше двух однородных членов, а союз и (да, или) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым и (да, или): Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. (П.) | |
Д в о е т о ч и е с т а в и т с я | П р и м е р ы |
После обобщающего слова, перед однородны-ми членами: Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово например и т. д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употребляется после этих союзов или вводных слов: | Ничего не заметно было оживляющего кар-тину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г.) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.) |
Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: | Собрание постановляет: 1) работу ревизионной комиссии одобрить; 2) вынести благодарность членам комиссии. |
Т и р е с т а в и т с я | П р и м е р ы |
После однородных членов, перед обобща-ющим словом: | Стол, кресла, стулья — всё было самого тя-жёлого и беспокойного свойства. (Г.) |
После однородных членов предложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами: | Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки. (Ч.) |
СОГЛАСОВАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ | |
I. 1. Сказуемое при однородных подлежащих, не связанных союзами или связанных соеди-нительными союзами, ставится во множест-венном или в единственном числе. а) Если сказуемое стоит после однородных подлежащих, то оно ставится во множествен-ном числе: | Тишина и теплота ночи были невыразимо приятны. (Гонч.) |
б) Если сказуемое стоит перед однородными подлежащими, то оно ставится или во множе-ственном числе, или в единственном (в пос-леднем случае сказуемое согласуется с бли-жайшим подлежащим): | Сзади верхами ехали Карл, охотники и егеря. (А. Н. Т.) На улице всё громче слышалась музыка, бубны, голоса. (А. Н. Т.) |
Сказуемое обязательно ставится во множе-ственном числе, если обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (съехались, собрались, сошлись, примчались и др.): | Летом на каникулы съезжались из разных городов сын Пётр, дочь Лидия и товарищ Петра Николай. |
2. Если однородные подлежащие связаны про-тивительными или разделительными союзами, сказуемое ставится в единственном числе: | Не сам хозяин, а его сын встретил нас у во-рот дома. Иногда мёртвой змеёй проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) |
II. Определение, относящееся к нескольким определяемым, может стоять или в единствен-ном, или во множественном числе. Обычно такие определения употребляют всё же в единственном числе: | Дикий гусь и утка прилетели первыми. (Т.) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут. (П.) |
Однако обособленные определения ставятся во множественном числе: | Первая рота и батарея миномётов, отстав-шие во время переправы, догнали нас только к вечеру. |
III. Существительное, имеющее при себе нес-колько однородных определений, перечисля-ющих разновидности предметов, стоит обычно в единственном числе: | Количество учащихся в средней и высшей школе растёт. |
Множественное число употребляется, если существительное стоит впереди определений или если нужно подчеркнуть, что предметов было несколько: | Студент хорошо изучил языки чешский и польский. Он прошёл на гумно, скотный и конный дворы. (Л Т.) |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВАХ | |
Обобщающим словом может быть любой член предложения: | сказуемое — Местоположение усадьбы было хорошо: приветливо, уединённо и привольно (Т.), обстоятельство — Птица была везде: в саду, в огороде, на гумнах, на улице (Акс.), определение —В селе Тагинке штабы двух дивизий: Железной и Пензенской (Мал.) и т. п. |
Обобщающими могут быть сочетания слов: | К чернолесью также принадлежат ягодные деревья: черёмуха и рябина. (Акс.) |
Очень часто обобщающие слова выражаются определительными и отрицательными место-имениями и местоименными наречиями: | всё, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, нигде, никуда и т. д. |
Однородные члены отвечают на тот же во-прос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: | В поле, в роще, в воздухе — всюду царствова-ло безмолвие. |
Обобщающие слова являются теми же члена-ми предложения, что и однородные члены, стоящие при обобщающих словах: | Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. (Т.) (Все выделенные слова — подлежащие.) В лесах, на горах, у морей и у рек — повсюду мы братьев найдём. (Л.-К.) (Все выделен-ные слова — обстоятельства места.) |
Примечание. При однородных подлежащих могут быть именные сказуемые с обобщающим значением, например: Яблоки, груши, апельсины, мандарины, виноград—фрукты. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВАХ | |
Правила | Примеры |
1. После обобщающего слова перед однород-ными членами предложения ставится двоето-чие. | В них смешивалось всё: дыхание можжевель-ника, вереска, воды, брусники (К. П.). |
2. При наличии слов как то, а именно, на-пример запятая ставится перед ними, а после них — двоеточие. | К краснолесью относятся хвойные деревья, например: сосна, ель, пихта. |
3. После однородных членов предложения пе-ред обобщающим словом ставится тире. | В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Т.). |
4. При наличии вводного слова перед ним ста-вится тире, а после него — запятая. | Здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства точно родились с ней (И. Т.). |
5. Если однородные члены стоят в середине предложения после обобщающего слова, перед ними ставится двоеточие, а после них — тире. | Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки (А. Ч.). В это время года крупная рыба, как то: язи, голавли и лини — уже не брала (С. А.). |
6. При отсутствии предупредительной паузы после обобщающего слова однородные члены выделяются с двух сторон тире. | Главные черты обломовского типа — лень, апатия, бездеятельность — являются, по Добролюбову, результатом крепостнической системы. |
Различайте внешне схожие случаи: Были написаны сочинения на темы: «Мой любимый герой», «Книга в моей жизни». (темы— обобщающее слово при однородных членах) Я писала сочинение на тему «Мой любимый герой». (тему — определяемое слово) Тема сочинения — «Мой любимый герой ». (тире между подлежащим и сказуемым) Тема урока: «Вводные слова». (традиционная запись заголовка) Меня интересовали работы, русских пейзажистов Левитана, Саврасова, Васильева. (собственные имена лиц после приложения; при чтении нет паузы) Меня интересовали работы многих (следующих) русских пейзажистов: Левитана, Саврасова, Васильева и других. (двоеточие после обобщающих слов; есть пауза при чтении) Я побывал в городах Москве, Минске, Киеве. (однородные приложения — собственные имена; при чтении нет паузы) Я побывал в следующих (таких) городах: Москве, Минске, Киеве и других. (двоеточие после обобщающих слов; есть пауза при чтении) На вечере присутствовали конкурсанты и члены жюри. На заседании присутствовали: О. Александрова, Л. Склярова, К. Мишин. (двоеточие в деловых документах, в научной речи при отсутствии обобщающего слова) |