Упражнение для самоконтроля




1. Перепишите и подчеркните однородные члены предложения: если в предложении не-сколько рядов однородных членов, то однородные члены одного ряда подчёркивайте одной чертой, другого — двумя и т. д. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание выделенных слов.

1. Мелькает, в...ётся первый снег.

2. Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, горшками, кирпич...м, дровами.

3. Около них ск...кали ногайские проводники в бурках и с арканами.

4. Он был высокого роста, худощав и к...зался лет тридцати.

5. Два дня ему к...зались новы уединённые поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья.

6. В окно увид...ла Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровлю и забор, на стёклах лёгкие узоры, деревья в зимн..м серебре, сорок весёлых на дворе и мягко устл...нные горы зимы бл…стательным ковром.

7. Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, уг...сали и снова вспыхивали. (Из произведений А. С. Пушкина.)

2. Перепишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Кусты стремнины метелью все занесе...ы глубоко в снег погруже...ы.

2. В сугробах снежных перед нею шумит клубит волной своею кипучий тёмный и седой поток.

3. Луна сияла и томным светом оз...ряла Татьяны бледные красы и ра...пушённые власы и капли слёз.

4. Люблю я беше...ую младость и тесноту и блеск и радость.

5. В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш…пот речки тих...струйной.

6. Наберёт он [поэт] новых дум и чу...ств и нам их передаст.

7. Я помню гор высокие вершины и беглых вод весёлые струи и тень и шум и красные д...лины.

8. Меж горц...в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту гостеприимство жажду брани движений вольных быстроту и лёгкость ног и силу длани.

9. Дорогою пр...думывал я и то и другое для избавления бедной девушки.

10. Успехи мои хотя были медленны но благ...надёжны. (Из произведений А. С. Пушкина.)

3. Выписать предложения с однородными и неоднородными определениями.

Огромный клён, возвышавшийся над садом, стал ещё больше и виднее. Виднее стала и главная аллея. Вершины её старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявое, сливочное.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черёмух, синева неба, и всё то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – все поражало не только густотой, но и свежестью, новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее. По целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке. И везде в комнаты глядели то зелёные, то светлые, то тёмные, то изумрудные деревья.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Однородные члены подчеркните одной чертой, обобщающие слово — двумя, союзы между однородными
членами — волнистой линией.

1. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Т.)
2. На полках по углам стояли кувшины бутыли и фля...ки зелёного и синего стекла раз-ные серебря...ые кубки позолόче...ые чарки всякой работы венецианской туре...кой черке...кой. (Г.)

3. Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и пр...клонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.)

4. Нагнулся старый ат...ман и стал от...скивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн...цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.)

5. Приёмы и обычаи значительного лица были солидны и величеств...ны но немногосложны. (Г.)

6. Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.)

7. Он не чувствовал ни рук ни ног.

8. Какой-то дымчато-голубой, серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.)

9. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие крики. (М. Г.)

10. Тихий сумеречный час, шорох деревьев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным образом. (Кор.)

11. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. (Акс.)

12. Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.)

13. Пел одинокий женский голос то грустно и смутно то задорно и весело. (Сераф.)

14. Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива.
(Стан.)

15. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)

 

Домашнее задание:

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Числа пишите словами. Устно объясните расстановку знаков препинания при однородных членах предложения (ответы отправить голосовым сообщением на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637 ).

Лена могучая сибир...кая река, длина её 4500 километров. Истоки Лены находятся в Байкальских горах, л а высоте 1200 метров над уровнем моря. В красивых лесистых берегах, принимая то справ... то слев... притоки, Лена в своём стремительном беге на север постепенно р...стёт увеличивается. При впаден... в море Лаптевых Лена разделяет свои воды на многочисл...ные протоки. Пески мели извилистый фарватер всё это затрудняет судоходство в дельте Лены.

Лена как в верхнем так частью и в среднем течении чрезвычайно живописная река. Дикая красота её пор...жает пр...чудливостью. Гористые берега то круты и обрывисты и состоят из красного песча...ика то волнисты. С гор во многих местах сбегают в реку тёплые минеральные ключи. И направ... и налев... от берегов сплошные гряды покрытых лесами гор.

Лена главная судоходная артерия Восточной Сибири, она имеет огромное значение для интенсивно разв...вающегося хозяйства огромной тер...тории.

Тут нашими геологами найдены большие запасы полезных и...копаемых золота и олова слюды и ц...нка каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пути дост...вляют различные машины оборудование жилые дома научные приборы продукты и различные промышл...ные товары.

На ранее диких пустынных берегах возникли благоустроенные селения. Творческий труд советских людей пр...образует пр...роду совершенно изменяет жизнь этого огромного края.

 

Литература:

1. Власенков, А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – Москва: Просвещение, 2014. – 287 с.

 

 

Оформление работы

Первое апреля

Дистанционная работа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: