Исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм).




Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика (позитивизм, экзистенциализм, герменевтика, философия постмодерна).

Философское мышление ХХ в весьма сложный и многомерный феномен, объединяющий в себе множество различных школ, направлений, концепций. Даже самая краткая характеристика важнейших направлений не представляется возможной. Поэтому обратимся лишь к самым значительным тенденциям в ее развитии. К началу ХХ в. в западной философии начинают оформляться достаточно автономные направления философской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования и к которым часто применяется термин «постклассика».

К ним можно отнести различные формы позитивизма с его идеей «положительного знания» и требованием очищения философии от метафизических иллюзий (О. Конт. Г. Спенсер, Дж. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, Т. Кун, П. Фейерабенд, К. Поппер).

Начало ХХ в. ознаменовалось развитием и обоснованием феноменологической философии (Э. Гуссерль), которая стала одним из наиболее авторитетных и распространенных направлений постклассической философии на Западе, и сыгравшая значительную роль в становлении экзистенциализма как философии существования (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). В рамках постклассической философии развивались и доктрины религиозной философии ХХ в – неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.) и неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих).

Социально-критическая традиция постклассической философии представлена различными течениями, восходящими к марксиситской философии (Д. Лукач, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас и др.).

Исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм).

Позитивизм возник в 30-е гг. 19 столетия. Его основателем был французский фило­соф О. Конт (1798 - 1857). Конт выделил три стадии в духовной истории человечества - религиозную, метафизическую и позитивную. На первой стадии осмысление происходит в форме мифа, легенды, былины. Это детство человечества - время, когда в мышлении отсутствует критическое отношение к миру, а реальные знания подавляются фантазией и воображением. На второй стадии делаются попытки истолковать наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и сил. Здесь рассуждения опираются на строгую логику, но человек ставит вопросы о происхождении, сущности, цели - вопросы метафизического характера. Подлинная мудрость, убеждает Конт, достигается только на третьей стадии, когда человеческий интеллект готов к зрелым рассуждениям. Эта стадия соответствует оформлению научного знания.

Значительный вклад в развитие по­зитивизма внесли английские ученые Дж. Ст. Милль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Они стремились создать такую фи­лософию, которая согласовывалась бы с развитием естествен­ных наук. Дело в том, что господствовавшая тогда гегелевская философия принижала частные, конкретные науки, считала философию «наукой наук». Позитивистская же школа высту­пала с лозунгом «Наука сама себе философия». Вместе с тем Конт считал, что индивиду­альный опыт не исключает синтеза научного знания, за кото­рым можно сохранить старое название «философия», рассмат­ривая ее как своеобразную синтетическую науку, в функции которой будет входить разработка общенаучных методов познания, выявление связей между отдельными науками, общая систематизация знаний. Позити­визм широко распространился среди ученых-естественников всего мира.

В 70-е годы XIX в. под давлением открытий в естествозна­нии начинает рушиться физическая картина мира, созданная на базе классической механики. Приходит в упадок и первая форма позитивизма, построенная на ней. «Второй позитивизм» зародился в Германии и Австрии. Из создавшегося положения выход предложили его основоположники Рихард Авенариус (1843 - 1896) иЭрнст Мах (1838 - 1916). Свое направление они назвали «эмпириокритицизм» - критика опыта. В дальнейшем позитивизм преодолел и этот этап своего разви­тия, перейдя к своей новой форме.

Неопозитивизм представляет собой третий этап в развитии позитивизма. Первоначально он проявил себя в 20-х гг. XX в. в рамках философского семинара в Венском университете («Венский кружок»), объединившего группу философов и пред­ставителей специальных наук. Руководил семинаром преемник Маха по кафедре философии индуктивных наук австрийский философ и физикМ. Шлик (1882 - 1936).

В кружок входили: философ и логик Р. Карнап (1891 - 1870), социолог О. Нейрат (1882 - 1945), логик и математик К. Гедель (1906 - 1978), фин­ский психолог и логик Э. Кайла (1890 - 1958) и другие. С этим кружком сотрудничали: группа философа и логика X. Рейхенбаха (1891 - 1953) в Берлине, философ и физик Ф. Франк (1884 - 1966), преподававший тогда в Пражском университете, и английский философ А. Айер (1910-1989). Одним из самых ярких представителей неопозитивизма был Людвиг Витгенштейн(1889-1951).

В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм лишь ориентирует философию на науку, отказывая ей в праве самой быть наукой. В неопозитивизме философия понимается функционально, т. е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. «Науку, - писал М. Шлик, - следует определить как «поиск истины», а философию как «поиск смысла». Филосо­фия, по его мнению, вообще не является наукой, т. е. системой познания, она является деятельностью, посредством кото­рой проясняется смысл необходимых для познания понятий. Поскольку мысли в науке выражаются в суждениях и поня­тиях, неопозитивизм предметом философии считает систему на­учных дефиниций, а задачей философии - их логический анализ.

В неопозитивизме выделяется несколько этапов и направлений, важнейшими из которых являются логический позитивизм и лингвистический позитивизм. Главная задача логического позитивизма - отделение ис­тинных научных положений от ложных.

В рамках позитивистской философии был выработан ряд принципов:

верификация – принцип, согласно которому любое научное положение проверяемо в эмпирическом опыте.

Однако, строгое применение принципа верификации натолкнулось на непреодолимую преграду: дело в том, что не поддают­ся чувственной проверке общие положения; поскольку они не мо­гут быть подтверждены конечным числом актов опыта. А мно­гие законы науки - это общие теоретические построения, например, закон сохранения, закон тяготения, закон стоимо­сти и т. д. К тому же они, как и другие положения науки, об­ладают смыслом и до эмпирической проверки. Кроме того, не могут быть верифицируемы знания о прошлом и будущем, как о процессах, недоступных в настоящее время наблюдению. Сле­дует еще отметить, что верифицируемое предложение после проверки утрачивает смысл и подлежит новой верификации;

конвенционализм – принцип, согласно которому понятия и законы (и любая истина) рассматривается как следствие соглашения между учёными;

физикализм - принцип, согласно которому язык науки должен быть унифицирован и очищен от неоднозначных положений (постороен по принципу языка физики).

Успех неопозитивизма объясняется тем, что он вни­мательно относился к проблемам, которые вставали перед на­учным знанием, и на основе логико-математического аппарата раскрывал структуру научного знания, подробно исследовал основные теоретические функции науки. Не случайно среди разделявших какое-то время взгляды неопозитивизма были крупнейшие ученые - Н. Бор, В. Гейзенберг и др. К середине XX в. авторитет неопозитивизма в западной философии за­метно снизился.

К середине ХХ века начинает складываться постпозитивизм, который пытается найти выход из кризисной ситуации, в которой оказалась позитивная философия. Постпозитивизм начинает рассматривать науку в её развитии - возникает проблема роста и изменения научных знаний. Важной чертой является реабилитация философско-мировоззренческих вопросов. В конечном счёте постпозитивизм не только возвращает философии право на самостоятельность и реабилитирует метафизику, но признаёт наличие метафизического компонента в науке.

Британский философ Карл Поппер разработал теорию эволюции, в которой рост научного знания рассматривался как частный случай общих эволюционных процессов, происходящих в мире. Продолжил исследование проблемы демаркации знания (отделения научного и ненаучного знания), вместо принципа верификации предложил принцип фальсификации, который применим не только к процессу проверки научной теории (являвшейся таковой при достаточном обосновании до тех пор, пока она не будет опровергнута), но и к отделению научного знания вообще, которое является принципиально опровержимым.

Венгерско-британский исследователь Имре Лакатос выдвинул теорию научно-исследовательской программы. Рост развитой науки рассматривал как смену ряда непрерывно связанных теорий. Эта непрерывность обусловлена нормативными правилами научно-исследовательской программы, в котой выделял «жёсткое ядро» (неопровергаемые допущения программы) и «защитный пояс» (вспомогательные гипотезы).

Американский философ Томас Кун рассматривал проблему эволюции науки, выделяя при этом следующие стадии развития науки: допарадигмальную, нормальную науку и экстраординарную науку (научную революцию). Парадигма (дисциплинарная матрица) – система мировидения и ценностей, задающая общее направление исследований. Структура парадигмы: 1) символические обобщения (язык конкретных наук); 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические принципы миропонимания (напр., материализм, идеализм); ценности, задающие господствующие идеалы научного знания.

Американо-австрийский философ Пауль Фейерабенд в 70-е гг. создаёт концепцию «эпистемологического анархизма». Отрицает существование объективной истины. Развитие научного знания представляет собой неограниченное приумножение (пролиферацию) конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное знание. Обосновывает теорию методолгического плюрализма. «Наука оказывается гораздо ближе к мифу, чем это готова признать научная философия. Это одна из многих форм мышления, выработанных человеком, и не обязательно лучшая из всех» (П. Фейерабенд).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: