Философия экзистенциализма




Одним из влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм. Название этой фило­софской школы происходит от лат. ex(s)istentia - «существование», поэтому направление называют также «философией существования».

Основы экзистенциализма были зало­жены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором (1813 - 1855), а сложилось это направление в XX в. Теоретическими источниками и свои­ми предшественниками экзистенциа­листы считают феноменологию Э. Гус­серля (1859 - 1938) и «философию жизни» В. Дильтея (1833 - 1911), Ф. Ницше (1844 - 1900), а также Ф.М. Достоев­ского (1821 - 1881). Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в раз­личные годы. Так, в России, накануне первой мировой войны, теория экзистенциализма проповедовалась Л. Шестовым (1866 - 1938) и H.A. Бердяевым (1874 - 1948), которые в 20-х годах в эмиграции распространяли свои взгляды за границей, главным образом во Франции.

В Германии экзистенциализм начал складываться после первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса (1883 - 1969), М. Хайдеггера (1889 - 1976) и О.Ф. Больнова.

В период второй мировой войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции - Г. Марсель (1889 - 1973), Ж.-П. Сартр (1905 - 1980), С. де Бовуар (1908-1986), А. Камю (1913 - 1960) - и других европейских странах - Испании (Х. Ортега-и-Гассет), Италии (Э. Пачи, Н. Аббаньяно и др.). В конце 50-х гг. экзистенциализм стал распространяться в США.

В экзистенциализме, как и других направлениях филосо­фии, проявляется национальная специфика. Так, можно гово­рить о немецком, французском, итальянском экзистенциализ­ме. Одни экзистенциалисты называют свое учение «фунда­ментальной онтологией» (немецкий философ Хайдеггер), другие - «позитивным экзистенциализмом» (Н. Аббаньяно), третьи считают себя христианскими экзистенциалистами (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов), четвертые проповедуют атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, А. Камю).

Экзистенциалистской философии придерживаются люди, различающиеся по своим политическим убеждениям. Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40 гг. не прекращал работы в университете, а либерал К. Ясперс, не принявший фашизма, был лишен возможности преподавать и печатать свои труды; Сартр, Камю и Бовуар были участниками французского Со­противления, боролись с немецким фашизмом, выступали за мир и демократию.

Каким образом объединяет этих людей экзистенциализм? При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исход­ные принципы. Центральным положением этой философии явля­ется одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоен­ным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая уви­дела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, не­устойчивого положения «простого человека» в обществе, вы­явила протест против нивелирования личности, невниматель­ности к ее страданиям, массовой гибели людей в войнах.

Интерес к этой философии связан с тем, что она выступи­ла защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к «вечной» проблеме - человека, его места и роли в мире, вы­ступила глашатаем эмансипации личности - и это создало ей широкую популярность.

О.Ф. Больнов, указывая на причины возникновения экзи­стенциализма, пишет, что чудовищные политические потрясе­ния XX в., две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно за­брошенным, отданным всеобъемлещему разрушению, он на­правляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы.

Фило­софия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, смятенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Один из представи­телей экзистенциализма характеризует это состояние так: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называ­ют «философией отчаяния», или «философией кризиса».

Центральным понятием в экзистенциальной философии является «экзистенция» - существование. У экзистенциалистов «существование» - чистая субъективность, «то, чем я являюсь для себя». Переживание субъектом своего «бытия в мире» и есть существование, экзистенция. Причем существова­ние человека предшествует сущности, ибо сущность человече­ского бытия и его экзистенции в том, что он из себя делает. Следовательно, экзистенциальное бытие - это я сам, это мое сознание.

Экзистенциалисты не отрицает существования внешнего мира, ве­щей этого мира («сущего»). Но вещи внешнего мира, рассмат­риваемые вне человеческого существования, вне отношения человека к ним, лишены смысла и определенности, и только человеческое существование посредством постоянной заинтересованности, «озабоченности» в отношении окружаю­щего придает им определенность, возводит их из «ничто» в ранг сущего. Получается, что внешний мир обнаруживается и существует до тех пор, пока есть человеческое существование.

Экзистенциалисты говорят о временности человеческого существования. «Временность» - это переживание человеком времени, окрашенное в трагические эмоциональные тона, по­скольку существование простирается между рождением и смертью. Человек должен научиться жить и любить, сознавая хрупкость и конечность всего этого. Основными настроениями и чувст­вами человека являются обреченность, тревога, безнадежность и страх. Это важные категории экзистенциализма.

Окружающий мир, «фактичность», все объективные об­стоятельства жизни чужды и враждебны субъекту, отношение субъекта к объекту выражается в чувстве страха. «Предметом страха является мир как таковой», - говорил М. Хайдеггер, один из основных философских трудов которого носит название "Бытие и время". Страх порождается тем, что человек сталкивается с неведо­мым, непознаваемым миром, в котором он должен создавать себя. Из факта несводимости внешнего мира к сознанию эк­зистенциалисты делают вывод о фатальной враждебности этого мира по отношению к человеку и его слу­чайности. Кроме того, страх обусловлен и наличием свобод­ного выбора, которым располагает человек; в процессе выбора он ни на что не может опереться, выбирает неопределенное, полагаясь на самого себя. Так как человек не может не выби­рать, поэтому он не может избежать страха. Выбирать же он должен всегда, ибо существование есть активный выбор самого себя, в процессе которого человек обретает свою сущность и, тем самым, свободу. «Поскольку я выбираю, я существую, ес­ли я не выбираю, я не существую», - говорил Ясперс.

Экзистенциалисты возводят страх в главный принцип жизни каждого человека. Альбер Ка­мю, создатель "философии абсурда" и "философии бунта" писал, что XVII век был веком математики, XVIII - веком физических наук, XIX - веком биологии, XX - веком страха. От страха никогда нельзя освободиться, с ним надо примириться. “Я извлекаю из абсурда, — писал философ, — три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, — и отвергаю самоубийство”.

«Свобода» Различные представители экзистенциализма по-разному толкуют свободу. Сартр считает, что свобода состоит в воз­можности выбирать самого себя, быть самим собой. По Сартру человек ответственен за свое бытие, которое он выбирает. Свобода у экзистенциалистов предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. В этом смысле свобода есть проклятие, но она также и единственный источник человеческого величия, счи­тал Сартр. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы, так как человек должен всегда идти против течения, быть обреченным на нонконформизм. Можно отказаться от вы­бора, но тогда человек пере­стает быть личностью. Основным философским трудом Ж.-П. Сартра считается книга "Бытие и ничто", воспринимаемая в своё время едва ли не как "Библия экзистенциализма"

Процесс познания экзистенциалисты толкуют как созерцание. H.A. Бердяев и К. Ясперс считали, что внутренний мир не­постижим с помощью средств научного исследования, он от­крывается только философии. Ясперс ставил философию выше науки, так как она является осмыслением экзистенции; всякая попытка сведения философии к знанию о предметах ведет к исключению из философии собственно философского содер­жания, т. е. личностно-мировоззренческой проблематики. С точки зрения Ясперса, и философия, и человеческая сущ­ность - это пребывание в пути. Как философия незавершаема и неисчерпаема, так и человеческая сущность всегда в станов­лении. Ясперс не приемлет такого понимания философских вопросов, которые толкуются как решенные для всех и навсегда.

Научное и философское мышление - это разные «стили» мышления. Научное мышление - это не мышление как тако­вое, а только форма использования последнего.

Философская герменевтика. Теория практика толкования текстов. Ядро герменевтики образует общая теория интерпретации и понимания. Основной вклад в её создание внесли немецкие исследователи Фридрих Шлейермахер (1778-1834) и Вильгельм Дильтей (1833-1911).

Шлейермахер формулирует основной методологический принцип – понятие герменевтического круга (метод познания целостного сообщения через его части и понимания частей исходя из целостного контекста). Чужое сознание открывается нам, когда мы вживаемся в позицию автора. Это совпадение нашего духовного состояния и состояния автора Шлейермахер называет конгениальностью.

Дильтей заложил основы философской герменевтики, считая, что в основе понимания лежит способность человека создавать и воспринимать культурные знаки, которые раскрывают нам смысл действительности и делают её понятной.

В историю герменевтики обычно включают Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, а также современных мыслителей герменевтического направления Х.-Г. Гадамера (1900-2002) и П. Рикёра (1913-2005).

Гадамер существенно модифицирует герменевтический подход. Настаивая на непреодолимой уникальности бытийной исторической ситуации, в которой был создан текст, и ситуации его интерпретатора, Гадамер делает вывод: «проникновение» невозможно, да и нежелательно. Интерпретатор находится в совершенно иной ситуации, чем создатель текста, и дистанцию необходимо сохранять. Текст обладает также самостоятельностью и относительно автора, т.к. продолжает существовать в последующих интерпретациях. Таким образом, методологическим основанием герменевтики становится своеобразный герменевтический треугольник, в вершинах которого расположены автор, текст и интепретатор. В наиболее успешных случаях герменевтике удаётся достигнуть «сплава горизонтов». Этому способствует такое толкование соответствующего текста, при котором он берётся не изолированно, а в контексте его влияния.

Рикёр переносит вопрос о герменевтике в онтологическую плоскость: отказавшись от разработки герменевтики как метода познания, он занимается построением её как способа бытия. В качестве основной характеристики человеческого феномена он выделяет символическую функцию, то, что даёт возможность человеку быть чем-то иным, нежели природным существом, соотносясь с реальностью при помощи знаков. Одной из главных проблем герменевтики у Рикёра становится вопрос о человеке как субъекте интерпретации и об истолковании как преимущественном способе включения индивида в целостный контекст культуры.

Философия постмодерна.

Постмодернизм – это совокупность общекультурных тенденций прежде всего западного мира, связанных с кризисом культуры модерна, а также специфические идеи, связанные с их осмыслением. Философия постмодерна не представляет собой некой целостности. Это тенденция и способ осмысления, противопоставленный модернистским концепциям и обладающий рядом характерных черт. Формируется с конца 60-х годов ХХ века на фоне общей либерализации западной культуры, признания существования различных систем ценностей. Новая философия выступает против претензий старой, модерной философии, на всеобъемлющий характер её построений. В этом смысле постмодерн рассматривается как "смерть философии" в её традиционном понимании. Основные представители: Жак Деррида (1930-2004), Жиль Делёз (1925-1995), Жан-Франсуа Лиотар(1924-1998), Жан Бодрийяр (1929-2007), Ричард Рорти (1931-2007).

Произведение, где впервые употреблено слово "постмодерн" относительно философии - "Состояние постмодерна" Ж.-Ф. Лиотара (увидело свет в 1979 году).

Основные черты:

  1. Отрицание целостности реальности. Реальность мозаична.
  2. Отсутствие деления на объективную и субъективную реальность (симуляция и симулякры, гиперрреальность)
  3. Размывание опрделённости субъект-объектной оппозиции.
  4. Релятивизм в отношении к истине.
  5. Ризоматичность.
  6. Неукоренённость.

Основным методологическим принципом потмодерна является деконструкция. Заключается в ликвидации иерархичной структуры культурного текста путём изъятия центра и разрыва связей соподчинённости. Наделение всех частей равноценной значимостью («центра нет, и центр – везде»). "Отцом" деконструкции традиционно считается Ж. Деррида.

Одним из виднейших представителей постмодерной философии является Жан Бодрийяр, создатель т.н. концепции симуляции и симулякров. При этом, как отмечает Ж. Бодрийяр, "симулякр - это вовсе не то, что вкрывает собой истину, это истина, скрывающая, что её нет"

Постмодерная культура порождает и новый гуманизм, нацеленный на утверждение и возвышение личного достоинства не человека «вообще», а конкретного – Ивана, Джона, Наташи. Постмодернизм открыт, неопределён, негарантирован, что и составляет его сущность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: