Антимонопольное регулирование, его цели и инструменты.




Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обуславливает необходимость регулирования деятельности монополии с целью снижения цен и увеличения объёма выпуска. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм и экономических мер.

Виды и инструменты антимонопольного регулирования:

· Демонополизация (прямая ликвидация монопольного состояния рынка)

· Регулирование естественной монополии (воздействие со стороны государства путем контроля за ценами и объёмами производства)

· Регулирование искусственных монополий (противодействие их формированию и разрушение уже существующих с помощью различных санкций)

· Регулирование рыночной концентрации (размеров фирм)

42. Несовер­шенство рыночной орга­низации экономики и ее государ­ствен­ное регу­лирование.

В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

43. Олигопольные рынки и их основные особенности.

Олигополия-это промежуточное звено между монополией и совершенной конкуренции.

Признаки:

1. На рынке оперируют несколько крупных продавцов;

2. Вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен(экономический барьер), а выход всегда открыт;

3. Товар, как правило слабо дифферинцирован

Универсальной теории олигополии не существует. Это связано с тем, что деятельность олигопольных фирм во многом является взаимообусловленной, вследствие чего количество возмодных комбинации взаимного поведения фирм чрезвычайно велико даже если рынок состоит из двух-трех фирм.

Важной особенностью олигопольного рынка является то, что у участников есть возможность вступать друг с другом в сговор и вести ценовый войны, что может приводить к снижению цен практически до уровня совершенной конкуренции. Во избежание неблаготворного воздействия ценовых воин на свои доходы фирмы могут договориться о создании картеля с целью совместной максимизации прибыли путем синхронного ограничения объёмов выпуска и цен.

В теории олигополии известна так называемая «дилемма олигополистов» фирма, как правило стремится застраховать свои позиции, угрожая конкуренту, что в случае его «предательства» она может реализовать стратегию «возмездия» и предложить рынку высокий объём выпуска. Например. Если фирмы А и Б делили рынок пополам, выпускали небольшое количество продукции и продавали по довольно высоким ценам (то есть создавали искусственный дефицит товара на рынке), а затем фирма Б неожиданно резко снизила цену.

Олигополист как правило исходит из того что конкурент последует за ним если он снизит цену, но не последует если он ее повысит. Следствием такого рыночного поведения является так называемая «ломанная кривая спроса»

 

44. Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция, так же как и олигополия, является промежуточным звеном между совершенной конкуренции и монополией, однако она занимает положение ближе к первой. Следует также отметить, что в реальной экономике подавляющее большиство товаров выпускают фирмы, работающие в условиях монополистической конкуренции (одежда, обувь, предметы первой необходимости, многие продукты питания, медикаменты)

Признаки монополистической конкуренции:

1. На рынке существует множество фирм;

2. Продукция этих фирм незначительно дифферинцируна;

3. Существует свободный вход на рынок и выход с него.

Кривая спроса на таком рынке имеет отрицательный наклон(MR<P). Производитель обладает умеренным контролем над ценой своего товара. За счет наличия свободного входа в отрасль в долгосрочном периоде на подобных рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общих издержкам (благодаря притоку новых производителей, снижающих своим понижением на рынке общий уровень цен)

В случае долгосрочного равновесия каждая фирма получает только нормальную прибыль(экономическая прибыль равна нулю TR=TC). При этом цена превышает предельные издержки и минимально возможные в долгосрочном периоде средние и общие издержки. Это означает, что фирма оперирует с избыточными производственными мощностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: