В – 1 Финансовая система РФ.
Финансы – это экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения государством его функций и обеспечения расширенного воспроизводства предприятия.
Материальные носители финансовых отношений принято называть финансовыми ресурсами, которые выражаются в доходах, расходах и поступлениях.
Функции финансов: 1) распределительная – проявляется в том, что финансы участвуют в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода; 2) контрольная – участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов финансовых ресурсов; 3) стимулирующая.
Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования денежных фондов государства и предприятия.
В современных условиях она состоит из четырех звеньев: 1) государственного бюджета – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности, кроме того за счет него содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы; 2) муниципальных финансов – денежные фонды областей, городов, районов, за счет которых финансируются местные органы власти; 3) финансов государственных предприятий – денежные фонды предприятий, создаваемые для производства и реализации продукции; 4) специальных правительственных фондов – это денежные фонды специального назначения, создаваемые с целью финансирования выполнения возникающих перед обществом задач.
В – 2 Бюджетная система РФ. Внебюджетные фонды.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных предприятий и фондов основанная на экономических отношениях, правовых нормах и государственном устройстве.
Бюджетная система состоит из трех уровней: 1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему, самостоятельны и не включаются друг в друга.
Государственный бюджет – форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета, власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий и реализации экономических задач.
Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и тем определяет налоговую политику. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта. Задачи бюджета: 1) перераспределение валового внутреннего продукта; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства; 4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Функции бюджета: 1) распределительная – формирование и использование централизованных фондов денежных средств; 2) контрольная; 3) стимулирующая.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию бюджетов всех уровней. В РФ продолжительность бюджетного процесса равна примерно 3 годам. Он состоит из: 1) составление, рассмотрение и принятие (20 месяцев); 2) исполнение бюджета; 3) составление отчета об исполнении бюджета (5 месяцев).
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровням бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению.
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования
Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов не включенных в бюджет. Основное назначение внебюджетных фондов – обязательное социальное страхование – система, создаваемая государством, правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию последствий наступления социальных страховых рисков. К ним относится: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовые увечья и профессиональные заболевания; 4) потеря кормильца; 5) материнство; 6) наступление старости; 7) признание безработным.
Формирование осуществляется за счет: 1) страховых взносов работодателей и граждан занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; 2) отчисления из ФБ; 3) добровольные взносы физических и юридических лиц; 4) пени и штрафы; 5) средства от инвестиционной деятельности фондов.