Задачи изучения дисциплины




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина М1.Б1 – Философские проблемы естествознания

 

Укрупненная группа 020000 – Естественные науки

 

Направление 020400.68 – Биология

Институт фундаментальной биологии и биотехнологии

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Магистр

 

 

Красноярск
2011


Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

__________ 020000 – естественные науки ______________________________

направления (профиля) ___________ 020400.68 – биология ________________

Программу составили ст. преподаватель М.М. Уткина

 

Заведующий кафедрой _____ д.ф.н., профессор В.И. Кудашов

«_____»_______________201_ г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ___________

_________ философии _____________________________

«______» _________________ 201_ г. протокол № _____________

 

Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор В.И.Кудашов _

 

Рабочая программа согласована кафедрой ______________________

___________________________________________________________

Заведующий кафедрой ______________________________________

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Философии «____» _____________ 201__г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________ Гуманитарного института

(фамилия, и. о., подпись)

 


Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Состояние постмодерного общества характеризуется идеей тотального кризиса научной рациональности и критикой современной науки. В этих условиях естествознание вынуждено переопределять свое место и статус в системе человеческого мировоззрения, что абсолютно не возможно без особой философской рефлексии как в содержательном, так и методологическом ракурсах. Курс «Философские проблемы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.

 

Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.

 

Задачи изучения дисциплины

 

Задачами изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания являются:

- сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;

- изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;

- определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

- использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;

 

- формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;

- рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);

- уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;

- формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;

- развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компетенции:

 

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения.

 

Межпредметная связь

Курс призван подготовить студентов к профессиональной деятельности на уровне квалификационных требований, предъявляемых ФГОС ВПО к преподаванию в высших учебных заведениях. Курс «Философские проблемы естествознания» осуществляется в рамках Гуманитарного, социального и экономического цикла Базовой части ФГОС ВПО (М1.Ф1).

Преподавание дисциплины основано на знаниях, полученных в рамках таких вузовских учебных курсов как «Философия», «История биологии» и «Методология научного творчества». Магистр, приступающий к изучению учебной дисциплины «Философские проблемы естествознания» должен иметь представление о логике становления философской мысли и уже свободно оперировать абстрактными категориями. Знания по истории биологии помогут в понимании общей логики становления научного познания. Знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, являются базовыми для будущей исследовательской деятельности. Углубленное изучение основ методологии научного знания осуществляется уже в рамках подготовки к кандидатскому экзамену.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: