Практические (семинарские) занятия




 

Семинарские занятия направлены на расширение и углубление понимания теоретических знаний по курсу «Философские проблемы естествознания». Особое внимание обращается на развитие у студентов умений и навыков самостоятельного и критического мышления, дискурсивных практик, а также усвоение категориального аппарата философского знания как методологии научного поиска.

Важными задачами семинарского занятия являются:

- формирование целостной картины о путях пересечения философии и естествознания и о перспективах использования в исследовательских целях конкретных естественнонаучных фактов моментов их философского осмысления;

- углубление и закрепление знаний, полученных в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями выдающихся философов и естествоиспытателей;

- развитие способности к анализу и синтезу и формирование навыков контекстной обработки информации;

- проблематизировать и актуализировать изучаемый материал, а также уметь делать необходимые обобщения и выводы на основе законспектированных философских и научных текстов;

- решение ролевых ситуационных задач, связанных с повседневной жизнедеятельностью специалиста

 

В отсутствии лекционных занятий, семинары, во-первых, могут содержать элементы лекции по наиболее сложным и малоизученным вопросам курса, но ни в коем случае семинар не должен быть превращен в лекцию; во-вторых, повышается значение интерактивных форм и приемов работы. Грамотная организация самостоятельной работы при подготовке к семинару имеет своей целью направить философскую мысль студентов, сориентировать их в огромном содержательном пространстве философского знания.

К интерактивным формам и приемам работы на семинаре можно отнести творческие дискуссии, активный обмен мнениями по поставленным вопросам, обсуждение выступлений студентов, групповые работы, подготовку и демонстрацию презентаций с последующим их коллективным обсуждением. Участие в работе семинарского занятия позволяет обсудить в группе обозначенные заранее вопросы или самим участникам поставить перед аудиторией возникающие вопросы на обсуждение, оценить уровень и качество усвоения пройденной темы.

Подготовка к семинарским занятиям требует значительных самостоятельных затрат со стороны студентов.

 

Рекомендации для подготовки к семинарскому занятию:

 

- изучить план семинарского занятия, содержание изучаемой темы в учебной программе по курсу «Философские проблемы естествознания», объем и содержание рекомендованной литературы;

- обратиться к содержанию учебной и научной литературы;

- законспектировать необходимое содержание рекомендованной литературы;

- ответить на контрольные вопросы, по изучаемой семинарской теме;

- выписать в словарь по философии определение категорий, необходимых для понимания содержания темы;

- при необходимости подготовить план-конспект выступления на семинаре;

- в своем выступлении не стремиться излагать содержание всего вопроса семинара, а брать его отдельную проблему; излагать материал свободно, логично, последовательно, не зачитывать текст выступления; делать необходимые обобщения и выводы;

- быть готовым высказать свое мнение по теме собственного выступления и сообщениям своих коллег, дать им оценку.

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование семинарских занятий, объем в часах
1. Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания. Тема 1.1. Философия и наука: точки пересечения Предмет и функции философии. Особенности философского мировоззрения. Взаимосвязь философии и других наук. Является ли философия наукой? Роль и место философии в научном познании. Кризисы философского мировоззрения и естествознание. Исторические формы взаимодействия науки и философии. Философия как эвристика научного поиска.
Тема 1.2. Познавательные установки ученого и философское знание. Модели объекта и выбор познавательной стратегии: атомная модель, вихревая модель, атомно-эфирная модель. Несостоятельность субстратных концепций материи. Атрибутивная концепция. Связь онтологии и гносеологии. Онтология как выбор познавательных стратегий. Гносеология как категориальная схема, характеризующая познавательные процедуры и их результат (понимание истины, метода, знания, объяснения, факта и т.п.). Познание как способ бытия человека. Знание в различных онтологических позициях понимания объекта. Отличия знания от информации. Личностный характер знания. Интерсубъективная объективация знания в языке и отношениях людей, в предметных формах деятельности. Включение в поле формирования научных знаний деятельности субъекта по их получению и формирование неклассического внутринаучного подтипа (вида) рациональности. Вторая половина ХХ века: кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности. Истинность как модус существования знания. Теория истины. Эволюция концепций понимания истины и ее критериев.
Тема 1.3. Специфика научного познания, его структуры и динамики. Идентификация научного знания как научного. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни, критерии их различения. Структура и методы эмпирического знания. Структура теоретического знания. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Соотношение эмпирического и теоретического в науке. Проблема возникновение нового знания в науке. Историческая изменчивость социально-культурных условий и внутринаучных механизмов порождения знания. Роль и место оснований науки и ее структурных компонентов в порождении знания. Двунаправленный характер взаимодействия оснований науки и ее эмпирических данных. Согласованность теоретического и эмпирического «срезов» научно-познавательной деятельности. Процедуры обоснования и объяснения теоретических знаний, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений. Различия в обосновании знаний в философии и естественных науках. Становление развитой научной теории. Генезис образцов решения задач (парадигмальный сдвиг). Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Динамика науки как творческий процесс научного поиска.
  Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход. Тема 2.1. Генезис и эволюция естественнонаучной картины мира Особенности научного знания и проблема возникновения естествознания. Концепция научных революций (Т. Кун) и научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Понятие парадигмы, исследовательской программы. Понятие и функции научной картины мира. Основные типы научных революций и смена картин мира (механистическая, электромагнитная, квантово-реляционная, синергетическая). Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира. Онтологическое и гносеологическое значение теории относительности А.Эйнштейна и синергетики (Хакен).
Тема 2.2. Проблема единства мира: синтез философского и естественнонаучного подходов. Проблема единства мира в философской онтологии. Отличия онтологической и физической картин мира. Онтология как поиск общего между специфическими объектами разных сфер бытия. Системность организации процессов и явлений как основа их единства. Эволюция понятий материя, движение, пространство и время в философии и естествознании.
Тема 2.3. Специфика реализации принципов эволюции, системности, детерминизма и саморганизации в современном естествознании. Системные идеи в философии и естествознании. Представление об объектах естествознания как системах (простые, сложные саморегулирующиеся (с обратной связью) и сложные самоорганизующиеся). Проблема проникновения эволюционных идей в естествознание. Принцип причинности от Демокрита до наших дней. Причинность и рождение нового. Типы детерминизма. Детерминизм и вероятность. Детерминация биологических систем. Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации. Необратимость законов природы и «стрела времени». Синергетика и глобальный эволюционизм как основы современного естествознания. Детерминированный хаос и эволюци­онные проблемы.
Тема 2.4. Проблема возникновения жизни и многообразия ее форм. Определение места и роли человека в системе «природа-общество-человек». Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни. Понятие «жизнь» в естественнонаучном и философском дискурсах. Многообразие подходов к определению феномена жизни. В.И. Вернадский о «живом веществе» («живой материи»). Учение о биосфере как «едином огромном организме». Учение о ноосфере. Классическая и холотропная модели сознания. Организованность и целостность живых систем.
Тема 2.5. Проблема истины и объективности в современном естествознании. Постмодернистское отрицание истины в науке и квантовое естествознание. Неоднозначность термина «объективность» знания (как объектность и адекватность теоретического описания). Проблема элиминации субъективности. Проблема верифицируемости теории эмпирическими данными и проблема теоретической нагруженности факта. Парадигмальность знания и проблема истины. Связь социальных и внутринаучных ценностей и их роль в достижении истинного знания. Крити­ка и конвенция как основы истинности знания.
Тема 2.6. Этические проблемы современного естествознания. Наука и нравственность. Этоснауки. Проблемы научной этики: внутринаучные и общекультурные аспекты. Этические оценки взаимодействия научного сообщества со своим окружением. Проблемы объективного знания и этической ответственности ученого. Анализ глобальных проблем современного мира, перспективы научно-технического развития. Новыеэтическиепроблемынаукивконце XX столетия. Оценка современных биологических исследований: позитивные перспективы для человека или угроза его существованию и идентичности. Проблемагуманитарногоконтролявнаукеивысокихтехнологиях. Кризисидеалаценностно-нейтральногоисследованияипроблемаидеологизированнойнауки. Экологическаяэтикаиеефилософскиеоснования. Концепция глобального эволюционизма как основание современной научной этики (антропный принцип).

 

Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрены.

 

Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и аттестации по дисциплине, а также продолжение формирование культуры умственного труда и познавательной самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и навыков, призванных помочь в становлении магистра как молодого научного исследователя. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения мате­риала. В процессе самостоятельной работы у студента наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содер­жания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.

На самостоятельную работу по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» знания» отводится 56 часов, из которых 40 часов направлены на изучение теоретического курса в рамках тем разделов и дополнительных вопросов, 16 часов предполагаются на подготовку творческих заданий (мини-реферата, презентации, эссе и др.) по философским проблемам естествознания. Примерный список тем творческих заданий представлен в методических указаниях к самостоятельной работе студентов. Творческое задание предусмотрено как способ более глубокого проникновения в философское осмысление основных естественнонаучных вопросов и как следствие способ повышения уровня мотивации к изучению основного содержания курса.

Трудоемкость самостоятельного изучения теоретического материала составляет 1,11з. е. или 40 часов и выполнение творческого задания (мини-реферат, презентация) – 0,44 з. е. или 16 часов.

 

Требования к написанию мини-реферата: самостоятельность, логичность, актуальность, емкость содержания, лаконичность формулировок, новизна (объем 10-12 печатных листов TimesNewRoman, 14 кегль, интервал 1,15). Список используемых источников помимо фундаментальных работ, должен включать статьи последних лет из периодических изданий, желательно индексируемых или рецензируемых ВАК.

Требования к выполнению презентации:

1. содержание презентации должно быть представлено в контексте темы семинара

2. емкость (не значит количество информации)

3. проблемность изложения

4. творческий подход

5. логичность

6. слайды должны иметь подзаголовки

7. наличие выводов

8. возможно собственное видение темы

9. содержание слайдов и доклада не должны полностью совпадать

 

Возможен самостоятельный выбор темы презентации, но в контексте заявленных тем семинаров. Если магистр формулирует свою тему, то он предварительно должен ее согласовать с преподавателем.

 

Примерная тематика мини-рефератов или презентаций

 

1. Эмпирична ли философия?

2. Философия для гуманитария или естественника?

3. Различие познавательных стратегий при выборе атомной и атомно-эфирной моделей объекта.

4. Связь онтологии и гносеологии.

5. Эволюция понимания знания.

6. Кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности.

7. Достоинства и недостатки классической концепции истины применительно к изучению естествознания.

8. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.

9. Ученый: мудрец или всезнайка.

10. Понятие социокультурной детерминации научного познания.

11. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

12. Генезис образцов решения задач (парадигмальный сдвиг).

13. Динамика науки как творческий процесс научного поиска.

14. Античное естествознание: проблема существования.

15. Содержание и эволюция механистической картины мира.

16. Отличия квантово-реляционной и синергетической картин мира.

17. Онтологическое и гносеологическое значение теории относительности А.Эйнштейна.

18. Онтология как поиск общего между специфическими объектами.

19. Анализ и актуальность априорной концепции пространства и времени.

20. Отличия онтологической и физической картин мира.

21. Эволюционизм Ч.Дарвина и современное естествознание.

22. Типы детерминизма в естествознании.

23. Детерминизм и вероятность в биологических системах.

24. Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации.

25. Влияние идей естествознания на становление синергетики.

26. Понятия порядка и хаоса в философии и естествознании.

27. Возникновение жизни: неоднозначность решения.

28. Роль и место человека в системе «природа-общество-человек» в классическом естествознании.

29. Антропный принцип в определении роли и места человека в системе «природа-общество-человек».

30. Смысл жизни и экстремальные условия.

31. Проблема элиминации субъективности в современном естествознании.

32. Крити­ка и конвенция как основы истинности знания.

33. Оценка современных биологических исследований: позитивные перспективы для человека или угроза его существованию и идентичности.

34. Экологическаяэтикаиеефилософскиеоснования.

35. Концепция глобального эволюционизма как основание современной научной этики.

 

Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие виды самостоятельной работы студента:

- работа с первоисточниками;

- работа с учебными и научными изданиями;

- работа с периодическими изданиями;

- выполнение творческих заданий к семинарским занятиям;

- подготовка к промежуточному контролю;

- подготовка к зачету

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выносимых на практические занятия.

 

Самостоятельное изучение теоретического курса необходимо, поскольку отсутствуют лекционные занятия, а на семинарах обозначены узловые вопросы, требующие более пристального изучения. При подготовке к семинарским занятиям обязательно освоение теоретического материала по теме занятия. При самостоятельной работе над теоретическим курсом студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, материалами электронных баз данных, методических указаний, используемых в учебном процессе (Приложения 4 и 5). Также в процессе работы магистрант занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам практических занятий, используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Таким образом, в процессе самостоятельной работы студенты должны продолжать развивать способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии и уже свободно демонстрировать навыки контекстной обработки информации.

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы.

Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы, представленного в Приложении 1.

Содержание модулей дисциплины при использовании системы зачетных единиц

Содержание модулей дисциплины отражено в таблице, приведенной в Приложении 2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: