По формированию кинетической основы артикуляторных движений




Статические упражнения

по развитию артикуляторной моторики

Эти упражнения направлены на выработку необхо­димого объема движений, подвижности органов артику-ляторного аппарата, силы, точности движений, на фор­мирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикулятор­ных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы арти-куляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта.Так, например, при формировании нормативного тикуляторного уклада звука С при выполнении ста­тических артикуляторных упражнений осуществляется активизация следующих мышц:

1. Двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц (опускают нижнюю челюсть
вниз):.

- открыть |>от, подержать его открытым под счет от1 до 5—7, закрыть.

2. Крылонебной наружной мышцы (опускает и вы­двигает нижнюю челюсть вперед, сближая фронтально
ряды верхних и нижних резцов):

- приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть впе­ред, удержать ее в таком положении в течение 5—7 секунд, вернуть в исходное положение.

3. Квадратной губной нижней (оттягивает нижнююгубу книзу) и верхней (подглазничная ветвь) (поднимаетверхнюю губу вверх) мышц:

- оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счетот 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до5—7, вернуть в исходное состояние.

4. Мышц смеха и щечных мышц (осуществляют от­тягивание углов рта кзади):

- растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верх­ние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5—7,
вернуть в исходное состояние;

- растянуть в улыбке только правый (левый) уголокгубы, обнажив при этом верхние и нижние резцы,удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходноеположение.

(скуловая ветвь)

5. Квадратной губной верхней мышцы (оттягивает углы губ вверх): поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние.

6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь, способствуют утолщению и расширению средней и зад­
ней части спинки языка):

- высунуть кончик языка, помять его губами, про­износя слоги па-па-па-па. После произнесения последне­го слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широ­кий язык и удерживая его в таком положении под счет
от 1 до 5—7;

- высунуть кончик языка между зубами, прикусы­вать его зубами, произнося слоги ma-ma-ma-ma. После
произнесения последнего слога рот оставить приоткры­тым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком
положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное
положение.

7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягива­ние вверх и расширение средней и задней части спинки
языка, поднимает край передней части спинки языка,способствуя образованию узкой продольной щели по
центру языка):

- положить кончик языка на верхнюю губу, зафик­сировать такое положение и удерживать его под счет от
1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- поместить кончик языка под верхнюю губу, за­фиксировать его в таком положении, удерживать под
счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- прижать кончик языка к верхним резцам, удер­живать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вер­нуть в исходное состояние;

- движение «слизывания» кончиком языка с верх­ней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, придавая ему тоническую устойчивость, способствует расширению средней и задней части спинки языка), челю-стно-подъязычной, подбородочно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:

- беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук И;

- беззвучно "произносить звук И, одновременно на­жимая боковыми зубами на боковые края языка (это
упражнение не только способствует расширению сред­ней и задней части спинки языка, но и является своеоб­
разным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка; в случае одностороннего
пареза в зависимости от локализации поражения весь язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами
прикусывается соответствующая боковая сторона язы­ка);

- открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю губу, зафиксировать такое положение языка, удерживая
его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- движение «слизывания» кончиком языка с ниж­ней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъем спинки языка, опускают его кончик):

- придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам,
поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать
заданное положение языка под счет от 1 до 5—7, опус­тить язык.

10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мыш­цы:

- подуть на кончик плоско высунутого языка (при этом можно использовать зрительный или тактильный


 


-г поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5-^7* вернуть в исходное состояние<, :

6. Поперечных вертикальных мышц (расслабляясь,
способствуют утолщению и расширению средней и зад­
ней части спинки языка):

- высунуть кончик языка, помять его губами, про­
износя слоги папа-па-па. После произнесения последне­
го слога оставит рот приоткрытым, зафиксировав широ­
кий язык и удерживая его в таком положении под счет
от 1 до 5—7;

- высунуть кончик языка между зубами, прикусы­
вать его зубами, произнося слоги та-та-та та. После
произнесения последнего слога рот оставить приоткры­
тым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком
положении под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное
положение. !

7. Шилоязычной мышцы (осуществляет подтягива­
ние вверх и расширение средней и задней части спинки
языка, поднимает край передней части спинки языка,
способствуя образованию узкой продольной щели по
центру языка):

- положить кончик языка на верхнюю губу, зафик­
сировать такое положение и удерживать его под счет от
1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- поместить кончик языка под верхнюю губу, за­
фиксировать его в таком положении, удерживать под
счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- прижать кончик языка к верхним резцам, удер­
живать заданное положение под счет от 1 до 5—7, вер­
нуть в исходное состояние;

- движение «слизывания» кончиком языка с верх­
ней губы внутрь ротовой полости за верхние резцы.

8. Подъязычно-язычной (оттягивает язык вниз, при­
давая ему тоническую устойчивость, способствует рас-


шйрёнию средней И задней части спинки языка), челю-стно-подъязычной, подбород очно-язычной (несколько опускает переднюю часть спинки языка, способствуя образованию продольного «желобка» по спинке языка) и двубрюшной мышц:

- беззвучно, длительно, на выдохе тянуть звук И;

- беззвучно ^произносить звук И, одновременно на­
жимая боковыми зубами на боковые края языка (это
упражнение не..только способствует расширению сред­
ней и задней части спинки языка, но и является своеоб­
разным приемом массажа при паретичном состоянии
мышц боковых краев языка; в случае одностороннего
пареза в зависимости от локализации поражения весь
язык смещается вправо или влево, и боковыми зубами
прикусывается соответствующая боковая сторона язы­
ка);.

- открыть рот, положить кончик языка на нижнюю
губу, зафиксировать такое положение, удерживая его
под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- открыть рот, поместить кончик языка за нижнюю
губу, зафиксировать такое положение языка, удерживая
его под счет от 1 до 5—7, вернуть в исходное состояние;

- движение «слизывания» кончиком языка с ниж­
ней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы.

9. Продольных нижних мышц (осуществляют подъ­
ем спинки языка, опускают его кончик):

- придать кончику языка положение «мостика»
(«горки»): прижать кончик языка к нижним резцам,
поднять среднюю часть спинки языка, боковые края
языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать
заданное положение языка под счет от 1 до 5—7, опус­
тить язык.

10. Подбородочно-язычной (передние пучки) мыш­
цы:

- подуть на кончик плоско высунутого языка (при
этом можно использовать зрительный или тактильны?



Глава 1




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: