Коррекция фонетико-фонематических нарушений






 


Логопедическая работа по формированию интонаци­онной выразительности речи проводится поэтапно.

/ этап. Формирование представлений

Об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

=> показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается измене­ниями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что.интонация придает речи эмоциональную окраску, помо­гает выразить чувства;

=> познакомить детей с различными видами интона­ции и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонацион­ной выразительности в импрессивной речи осуществля­ется по пяти направлениям.

© Формирование общих представлений

Об интонационной выразительности речи

Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз — без интонационного оформления тек­ста, второй — выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение больше понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.


Ф Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Логопед щкицзносит предложение с повествователь­
ной интонацией и предлагает детям определить, что вы­
ражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-
то). Затем уточняются звуковые средства выражения
повествовательной интонации: «Когда мы что-то сооб­
щаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Со­
хранение одинаковой высоты голоса на протяжении все­
го повествовательного предложения сопровождается
движением руки в горизонтальном направлении и обо­
значается графически так:-------- >. Затем дети придумы­
вают предложения, которые можно сказать спокойно,
не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие пред­ложения обозначаются точкой. Демонстрируется соот­ветствующая карточка со знаком и заучивается стихо­творная строка: «Про точку можно сказать: это точка — точка-одиночка». После знакомства со знаком проводит­ся выделение из текста повествовательных предложе­ний. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Примерный текст:

Два цвета

Саша нарисовал синюю собаку и красного зайца.
Папа посмотрел и удивился: «Разве бывают синие со­
баки и красные зайцы?» Но у Саши было только два
карандаша. Он подумал и нарисовал красный мак и си­
нюю сумку. - ■

Затем детям предлагаются различные тексты и да­ется задание выложить столько фишек (записать столь­ко точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.



Глава 4


Коррекция фонетико-фонематических нарушений 59


 


® Знакомство с вопросительной интонацией,
средствами ее* выражения !

И способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменени­ем голоса можно передать различные эмоциональные состояния; Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сде­лать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически: __^-^"

Для обозначения вопроса предлагается знак? Де­монстрируется карточка с изображённым на ней вопро­сительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый
Вопросительный знак,
_ Задает он всем вопросы;

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая кар­точку с вопросительным знаком.

Примерный текст: -

Хомяк

..Повезло хомяку. Цопалось на глаза гнездо, а в гнез­де, яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зу­бами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в нору перекатывать.


Затем детям предлагается при предъявлении ^текстов
и стихов выложить перед собяй ; столько j-фишек
(записать столько вопросительных знаков), сколько во­
просительных цредложений встречается в речевом мате­
риале. •.'■$ v

® Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

- Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)

- Девочка разбила любимую мамину чашку. Как
она воскликнула? (Ах!)

- Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!)
И т. д.

Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и дается задание:' назвать сло­во, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показыва­ется, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении тако­го предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицатель­ной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следую­щим образом: / *

Затем детям предлагается придумать восклицатель­ные предложения. Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозна-


 



Глава 1




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: